Национализм и история его возникновения
Национальный вопрос один из сложнейших. Он может или сплотить страну и обеспечить ей победу, или же разрушить государство, превратив в набор враждующих племён. Периодические конфликты на национальной почве заставляют учёных и политиков думать над причиной этих конфликтов.
Нации – одна из тайн человеческой истории. Одни считают, что нация – это выдумка властителей для управления своим народом; другие полагают, что это природное чувство идентификации «свой-чужой»; третьи убеждены, что «нация – это то, что Бог о ней задумал». Нация (от латинского слова nation - племя, народ) – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности (единства и целостности) сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Национализм (см. Википедия) – это идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к созданию государства, которое охватывает территорию проживания нации и отстаивает её интересы. Националисты – это люди, поддерживающие идеологию национализма, которые твёрдо убеждены в том, что их нация лучше других. Иногда националистами также называют людей, которые хотят, чтобы их страна была политически независимой.
Противоположность национализму – интернационализм. Интернационали́зм (от лат. inter - «между» и natio - «народ») – идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между нациями. Существуют различные варианты интернационализма: в частности, пролетарский интернационализм в марксизме обозначает солидарность пролетариев разных стран в борьбе против эксплуататоров (вспомним коммунистический лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации.

В советской идеологии пролетарский интернационализм одинаково противопоставлялся с одной стороны «буржуазному национализму», понимаемому как идеология национальной исключительности и шовинизм, с другой же стороны «буржуазному космополитизму», понимаемому как отрицание всякой национальной культуры. Космополитизм (от древнегреч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) - космополит, человек мира) – идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно канадскому философу Дж. Р.Солу, космополитизм – это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма. Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген.
Становление национализма
Средневековая Европа была раздроблена на сотни мелких княжеств. Тогдашним простым людям было все равно, какому господину служить. Людей разделяли языковые, сословные, религиозные и культурные различия. Не могло быть и речи о единстве широких масс из-за принадлежности к одному народу. При этом всех связывала религия – люди осознавали себя частью единой христианской церкви.
Все меняется в XVIII-XIX веках. Во-первых, позиции христианства пошатнулись из-за многочисленных расколов и секуляризации сознания европейцев. Нужно было найти новую объединяющую людей идею. Неслучайно национализм часто называют "гражданской религией". Во-вторых, заканчивался процесс становления европейских государств. В них, с одной стороны, складываются массовые армии, которые сплачивает идея патриотизма. С другой стороны, вводится система школьного образования, которая воспитывает детей в духе любви к родине. “Германию создал учитель”, – скажет об этом Бисмарк.
Британский политолог Бенедикт Андерсон считает, что первые нации сложились не в Европе, а в Новом Свете. В получивших независимость на рубеже XVIII и XIX веков испанских колониях Южной Америки и в США между людьми впервые стерлись все былые различия. Теперь их объединяла принадлежность к общему государству, они чувствовали себя частью одной нации.
Роль романтизма в развитии национализма
В XIX веке национализм развивался вместе с романтизмом (направлением культуры). Если классицизм предлагал общие для всех нормы, то романтики пестовали особость каждого народа. Именно в их произведениях появился образ задумчивого немца, жизнерадостного итальянца, остроумного француза, расчетливого англичанина. Тогда же нации стали отождествлять с животными – русский медведь, английский лев или бульдог, французский пудель, немецкий волк.
Именно романтики стали собирать национальный фольклор, в первую очередь сказки (братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин и др.). Таким образом, литераторы создавали культурную идентичность молодых наций. Немалую роль в этом сыграли и историки романтической школы, находившие историческое обоснование особости каждого из народов. В XIX веке любое искусство и даже наука становятся национальными: русская музыка, испанская живопись, немецкая философия, французская литература, английская поэзия и т.д.
Упадок национализма
Классовая теория конца XIX века стала серьезным конкурентом национализму. И Маркс, и Ленин писали, что национальная идея – это яд, которым буржуазия отравляет сознание широких масс, чтобы те забыли о своих истинных врагах – капиталистах-угнетателях. Марксизм выдвинул лозунг интернационализма и космополитизма в пику привязанности к конкретному народу.
Еще один удар по национализму нанесли фашизм и нацизм. Радикальные формы национализма первой половины XX века дискредитировали всю эту идею. В Италии и особенно в Германии о нации и народе с тех пор стало неудобно говорить. В XIX веке формирование национальных государств было шагом вперед, но во второй половине XX века национализм стал тормозить развитие стран!
Казалось, что в мире национализм отходит на второй план, уступая интеграции и глобализации. Если раньше национальные различия подчеркивались, то сегодня их стараются скрыть. Национализм остается уделом фанатиков, не имеющих другого повода для гордости, кроме как данная при рождении принадлежность к какому-либо народу, думали многие.
Однако правый поворот во многих странах последних лет, избрание президентом США Дональда Трампа, а в Бразилии – радикального националиста Жаира Болсонару заставило многих усомниться в том, что национализм ушел навсегда. Сегодня он поднимает голову и в таких странах, как Украина, Польша или Израиль.
Источники:
https://maxpark.com/community/8/content/775430
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
https://www.uznaychtotakoe.ru/nacionalizm/
https://anews.com/novosti/103593150-kto-takie-nacionalisty-chto-takoe-nacionalizm-jeto-ploho-ili-horosho.html
https://chto-takoe.net/chto-takoe-nacionalizm/
https://studbooks.net/576323/politologiya/vidy_natsionalizma
https://studopedia.su/14_129930_tipi-natsionalizma.html
https://vc.ru/u/607055-anastasia-zaloznaya/163275-nacionalizm-v-rossii-politicheskiy-analiz
Если человеку больше нечем похвалиться, он хвалится своей нацией. Правда, сам он к этому руку и не прикладывал. Так получилось...
Я не думаю, что моя нация ХУЖЕ всех.
Не хуже, но, к сожалению, на данный момент повода гордиться тоже нет
Да, это так.
Национализм довольно опасная вещь...
Да. Может перерасти в нацизм.
Если я хочу, чтобы мой народ жил хорошо, я националист?
Об этом подробно написано в публикации под названием "Проблема национализма и его опасность для России".
Меня не интересуют всякого рода публикации, в которых написано чьё-то навязчивое мнение.

Так Вы спросили, я ответила.
Навязчивое мнение?
В 2012 году, когда были марши миллионов на Болотной, я часто посещала метро, когда ходила на работу. И вот в метро я видела повсюду расклеенные в электричках и на эскалаторах фразы о том, что Путин очень плохой, русских дискриминируют - их хотят уничтожить, надо восстать против власти, и националистская символика, не как у Гитлера, но схожая. Я не помню, какие в точности там слова были, но мне было жутко, поэтому я быстро об этом забыла.
Национализм бывает разный. Во многом, это был нездоровый национализм, граничащий с фашизмом и экстремизмом.
В этих призывах в метро действительно было много чего навязчивого, поэтому я не всему поверила.
Национализм понятие широкое: от патриотизма до дискриминации. Народ России тоже можно по-разному рассматривать, но в целом он многонационален - это не только славяне. И еше смотря как стремиться к тому, чтобы народ жил хорошо. Ваш вопрос неконкретен. На него только целой статьей можно ответить.
Так и я могу вам целую статью написать, о том как на доверии народа происходит его геноцид, причем не военный, а вполне себе мирный, как говорится ничего личного, просто бизнес.
Ну да. Против невоенного геноцида не попрешь! Но для этого надо быть просто разумными людьми.
Я считаю, что нормальный националист, который хочет, чтобы его народ жил хорошо, это тот националист, который любит культуру своего народа, чтит память своих предков, но при этом не показывает это представителям другого народа, то есть не заставляет думать других о том, что он или его мать лучше, потому что они коренные (или некоренные) русские или армяне и т.п. Такого националиста и трудно назвать националистом, потому что он незаметен.
То есть вы хотите сказать, если я живя на земле моих предков (первые упоминания о своем предке в ревизских сказках я нашел аж в 1684 лете), я должен петь песни на своем языке, веселиться, чтить предков по поминальным дням, всё это делать в тихушку под одеялом, что бы (не дай Боги) этого не услышали или не увидели представители других народов? Вы сами то поняли о чём напейсали? Живя на своей Родине чего-то боятся? Вы по методичке что ли статейку тиснули, по заказу?
Ну тогда с вами и говорить не о чём. 
Нет, я не это имею ввиду. Я говорю о том, что не нужно выходить на улицу с плакатом "Я русский!", или доказыввть своему соседу, что Ваша мать лучше чем его, или писать в метро, что "у власти одни евреи, а должны быть только русские", хотя на самом дели они такие же русские, только предатели. Я не имею ввиду, что чтить память предков надо никому не показывая их. Я имею ввиду, что не следует, гордясь своими предками, при этом акцентировать внимание на их и своей национальности, расе или гражданстве.
это ключевое место в ваших методических комментариях, это то, из-за чего весь этот срачь с национализмом развели.
"Я русский!" - вот самая простая методичка.
Я такую даже не статью, а книгу читала. Взяла под расписку на работе в книжном магазине. Как раз книга о том, как происходит невоенный геноцид русских, что через 50 лет русских не станет, и о том, что руководство нашей страны понастроило себе дворцов, стоимостью в миллиарды. Очень много было об этом написано. Книга не Навального, автора не помню. Но кроме глубокого разочарования, она ничего не вызвала.
В принципе да))))
Спасибо.