«Звонят и сразу сбрасывают». Что им надо?
Число только отслеженных сотовыми операторами звонков со спамом в прошлом году перевалило за 100 миллионов по всей стране. Уже привыкнув к рекламным заходам вроде «Вы можете пройти обследование в клинике» или «Вам одобрен займ», Россияне столкнулись c новым вызовом.
За день на телефон может прийти до пяти звонков с неизвестных номеров. Звонят и сразу сбрасывают. К такому информационному шуму многие горожане почти привыкли. Уже даже школьники не ведутся на такое и просто игнорируют вызовы. И правильно делают, объясняют эксперты. Однако в многомиллионном городе кто-то обязательно — то ли от возмущения, то ли из любопытства — нет-нет, да перезвонит. Рассказываем, кто там на другом конце провода.
1. Проверка спамерской базы
Если вы хоть раз оставляли свой номер, оформляя скидочную карточку магазина или подписывая договор в медицинском центре, будьте уверены: он попал в полулегальную базу рекламщиков. Не спешите возмущаться. Как правило, в договорах, которые вы подписываете в таких случаях, мелким шрифтом указано: согласен на получения информационных сообщений. Часто особо оговаривается: согласен на передачу моих данных третьим лицам.
Минимальную базу, например на 5 тысяч номеров, можно купить за вполне скромную сумму — от 2,5 тысяч рублей. Но те, кто покупает и продает такие базы данных, стараются держать их в более-менее актуальном состоянии. Как минимум проверяют, что телефоны не отключены. Для этого-то и нужен этот секундный вызов на ваш номер. Поэтому примерно в 30% случаев, если вы перезвоните по незнакомому номеру, в ответ будет тишина, — рассказывает Денис Кусков, руководитель ИА TelecomDaily. Спамеры могут сказать вам спасибо. Вы только что повысили стоимость их базы, не только подтвердив, что ваш номер работает, но и что вы склонны к контактам.
2. «Холодный» обзвон в эконом-режиме
Низшая ступень в искусстве маркетинга — так называемый «холодный обзвон». Когда «уникальное торговое предложение» делается всем подряд из некоего списка людей — без фильтрации по их интересам, семейному и финансовому положению. Проще говоря, на авось. Однако в случае, когда надо обзвонить, скажем, 100 тысяч человек и 99 999 раз быть посланным, эта работа обойдется в копеечку и может оказаться дороже прибыли от продажи нужного товара или услуги. Даже сам вызов сколько-то стоит.
Вот и идут спам-предприниматели на ухищрения: робот совершает бесчисленное количество вызовов — бесплатно, а свои займы и осмотр стоматолога втюхивает уже не на дорогом исходящем, а на бесплатном, входящем от жертвы звонке. То есть опять же можно сказать: «Спасибо, дорогой, что перезвонил. За твои же деньги мы тебе рекламу и включим».
Что делать
Общий совет от всех операторов связи: не перезванивать на незнакомые номера, которые сбрасываются после первого звонка.
«Велика вероятность, что в ответ вам предложат пройти бесплатное медобследование или посетить презентацию косметики», — объясняют в МТС, советуя заодно установить себе платную или бесплатную версию спам-фильтра.
Он позволяет отсеивать «засветившиеся» номера, и спамеры не смогут до вас дозвониться. В ряде случаев операторы даже смогут сказать, что именно пытаются вам продать незнакомцы на другом конце провода — вдруг вам и правда надо записаться к стоматологу.
В «МегаФоне» рассказали, что блокируют более 10 млн таких звонков еженедельно, до 500 тыс. из них — мошеннического характера. Это и массовый спам, и автоматические обзвоны, телефонные DDoS-атаки, звонки со сбросом вызова, звонки от мошенников и т.д.
Если не хочется уповать только на техническую защиту оператора, еще один вариант — завести себе вторую сим-карту специально для регистрации в соцсетях и в магазинах. Ее даже можно не вставлять в телефон. В этом случае у жуликов и спамеров в принципе не будет никакого шанса до вас дозвониться.