Как маркировка пива повлияет на его стоимость, разбираемся
С 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года в России пройдёт эксперимент по маркировке пивной продукции.
Об этом говорится в постановлении Правительства, опубликованном 19 февраля. Для чего это понадобилось и как изменится стоимость пенного — в материале «Парламентской газеты».
Всё, что бродит
Согласно постановлению, экспериментальная маркировка затронет пиво солодовое, безалкогольное пиво, напитки на основе пива, в том числе крафтовое пиво, сидр, пуаре, медовуху и прочие сброженные слабоалкогольные напитки крепостью до семи объёмных процентов.
Во время эксперимента власти и участники рынка должны определиться с составом сведений о товаре, позволяющим его однозначно идентифицировать, а также протестировать сами возможности цифровых систем учёта и маркировки.
Производители и импортёры пива, а также торговые организации участвуют в эксперименте добровольно на заявительной основе. Все методические рекомендации для них составит Минпромторг. Это ведомство будет главным распорядителем эксперимента. Помимо него, к работе привлекут Минцифры, ФНС, ФТС, ФСБ, Росалкогольрегулирование, Росаккредитацию и Роспотребнадзор.
Оператором системы маркировки на безвозмездной основе станет компания «Оператор-ЦРПТ». Систему объединят с ЕГАИС, которая уже отслеживает оборот спирта и алкогольных напитков.
Ожидаемый шаг
Введение маркировки, последствия этого, факторы риска, положительные и отрицательные стороны ранее обсуждала межведомственная комиссия Совета Федерации, рассказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
По его словам, производители пива и пивных напитков, которые участвовали в дискуссиях, не против введения лицензирования, маркировки и интеграции с системой ЕГАИС. Вопросы у них возникают о технической части, например, как идентифицировать пивные кеги. Но ни у кого не было сомнений, что нужно регулировать оборот этого продукта, добавил он.
Именно техническое исполнение маркировки и было предметом самых детальных обсуждений, заверил Рябухин. «Важно, чтобы не пострадали ни потребитель, ни производитель, ни государственный бюджет. Нужно достичь равных условий для всех трёх сторон, чтобы не было перекосов. Поэтому мы и договорились, что если будем вводить новации, то сначала в экспериментальном порядке», — рассказал парламентарий.
Бой с тенью
По оценкам экспертов, объём теневого рынка алкоголя в России составляет 30-40 процентов, хотя львиную долю здесь занимает крепкий алкоголь.
Вместе с тем пиво пользуется массовым спросом, рассказал Сергей Рябухин. «В России производится 500-700 миллионов декалитров в год таких напитков. Это фантастические объёмы, получается по три-четыре ведра на каждого россиянина в год», — подсчитал сенатор.
В стране работает несколько тысяч производителей слабоалкогольной продукции, и многие уходят от контроля качества и ценообразования, отметил он. Поэтому так важно навести порядок в этой сфере, считает Рябухин.
В Госдуме согласны с таким подходом. «Чем шире будет развиваться маркировка, тем меньше контрафактной продукции будет на нашем рынке. Это и вопрос качества, и вопрос налогов», — сказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.
Чем шире будет развиваться маркировка, тем меньше контрафактной продукции будет на нашем рынке. Это и вопрос качества, и вопрос налогов
Опыт маркировки шуб, парфюмерии, шин, лекарств и других товаров показал, что это очень существенно повышает реальный сектор экономики и заметно снижает теневой, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
«Потребители от этого выигрывают, ведь речь идёт о качестве продукции, — отметил депутат. — Выигрывает и государство, получая налоги. Выигрывают и производители, которые работают честно и открыто. А проигрывает нелегальный рынок и подпольные производители».
Самое важное — не допустить сбоев, беспокоится он. «Мы помним сбои при введении маркировки лекарств. Пиво, конечно, несколько иной товар, но во время таких технических неполадок снова может активизироваться нелегальный рынок», — пояснил Фаррахов.
Подорожать не должно
По оценке Сергея Рябухина, особого роста цен на пиво покупатели не заметят, тем более во время эксперимента. «Думаю, это будет менее одного процента», — прикинул он.
По словам Владимира Гутенёва, у маркировки относительно низкая удельная стоимость, и эти затраты не должны сказаться на цене конечной продукции. При этом, подчеркнул депутат, добросовестные производители должны быть заинтересованы в контроле оборота. «Думаю, для них любой шаг по обелению экономики всегда будет позитивным», — заметил он.
Подробнее на Весь Искитим: https://vesiskitim.ru/2021/02/20/190975-kak-markirovka-piva-povliyaet-na-ego-stoimost-razbiraemsya