Отличия камеральных и выездных налоговых проверок
Налоговые проверки (камеральные и выездные) являются одной из форм проведения налогового контроля. Целью и камеральной, и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (статьи 82, 87 НК РФ).
Несмотря на единую цель, форма и порядок проведения налоговых проверок различны.

Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О, выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Камеральная же налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.
В настоящее время налоговым органам предоставлено право в отдельных случаях проводить осмотр территорий и помещений налогоплательщика также и при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по НДС (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Различаются камеральные и выездные налоговые проверки также по месту их проведения, срокам, продолжительности. Основные их отличительные характеристики приведены в таблице.
Характеристики Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
Форма проверки Текущий документальный контроль на основе анализа налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О) Углубленная форма налогового контроля на основе углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий налогового контроля (например, осмотра, выемки документов и предметов) (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)
Цель проверки Своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О) Выявление нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки.
Выявление нарушений, обусловленных злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О)
Основание проведения Представление налоговой декларации (расчета) (в отдельных случаях, если декларация не представлена, - на основании имеющихся данных).
Отдельное решение о проведении проверки не требуется (п.п. 1-2 ст. 88 НК РФ)
Вынесение решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки (п.п. 1, 2 ст. 89 НК РФ)
Место проведения По месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ)
На территории (в помещении) налогоплательщика, а при отсутствии такой возможности - по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ)
Предмет проверки Правильность исчисления и своевременность уплаты только одного налога (сбора), по которому представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)
Правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ (п.п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)
Проверяемый период Период, за который представлена налоговая декларация (расчет) (п. 1 ст. 88 НК РФ)
Период, не превышающий трех (а в отдельных случаях - пяти) календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)
Периодичность проверок По каждой представленной налоговой декларации (расчету), в том числе, по уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)
Не более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением определенных случаев (п. 5 ст. 89 НК РФ)
Проведение повторных проверок Проведение повторных проверок по одной и той же декларации (расчету) НК РФ не предусмотрено.
Проверка уточненной декларации рассматривается как самостоятельная камеральная налоговая проверка. В случае представления уточненной налоговой декларации во время проведения камеральной проверки, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ)
Может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Срок проведения В течение 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Приостановление проверки или продление срока ее проведения НК РФ не предусмотрено Не более 2-х месяцев. Срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Возможно приостановление проверки на общий срок, не превышающий 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)
Возможность исправления ошибок Налоговый орган сообщает о выявленных в отчетности ошибках, несоответствии (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик имеет возможность в установленный срок исправить ошибки и внести исправления в отчетность, подав уточненную налоговую декларацию (расчет) НК РФ не вменяет в обязанность налоговым органам сообщать налогоплательщику до окончания проверки о выявленных ошибках. Поэтому возможность их исправить отсутствует
Вам статья была полезна?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Вы такие тонкости знаете.