История России в анекдотах: 6 рассказов о Сталине и советских писателях

После перестройки возникло много мифов о кровавом тиране Сталине, уничтожавшем советскую интеллигенцию. Но факты, как говорится, упрямая вещь: даже самые яростные критики Сталина не могут привести ни одного примера, когда писатель был бы уничтожен по прямому указанию вождя. А вот обратных случаев, когда Сталин приходил на помощь Булгакову, Пастернаку, Ахматовой и даже оскорбившему его Мандельштаму - множество.
1. Когда в 1939 году в состав СССР вошли Западная Украина и Западная Белоруссия, писатель Алексей Толстой отправился в путешествие по бывшим польским территориям. В замке шляхтичей Радзивиллов "красный граф" увидел старинный и очень красивый паркет, который был по его настоятельной просьбе демонтирован месными властями и отправлен в Москву. Однако на таможне паркет был задержан, несмотря на то, что писатель потрясал в воздухе своим депутатским мандатом.О конфликте писателя-депутата Толстого с таможенниками доложили Сталину. Вождь усмехнулся: "А я-то думал, что он настоящий граф".
2. После смерти Горького, друга и любимца Сталина, умершего от некой зарубежной вакцины, присланной, по некоторым данным Л. Д. Троцким, Сталин, считал ведущим советским писателем М. А. Шолохова.
Издатели "Тихого Дона" донесли Сталину, что третий том казачьей эпопеи - откровенно антисоветский.
Сталин пригласил к себе Шолохова и спросил у него:
-Товарищ Шолохов, а почему бы Григорию Мелехову не встать на сторону большевиков и не остаться в Красной Армии?
На что писатель ответил:
-Пробовал, товарищ Сталин, не идёт туда Мелехов.
В конце концов, был найден компромисс: Шолохов пишет роман о коллективизации ("Поднятая целина"), а третий том "Тихого Дона" выходит в печать без изменений.
3. Бывают такие взаимные антипатии, которые вспыхивают мгновенно, с первого взгляда. Именно такая антипатия возникла между Сталиным и И. Бабелем. Писатель однажды признался своему приятелю Паустовскому: «Случилось страшное — я не понравился Сталину. Но случилось и более страшное — он мне тоже не понравился».
4. Сергей Михалков увидел во сне, что он сочинил гимн Советского Союза. Восстановив по памяти приснившийся ему текст он представил его Сталину.
-Мне, в общем, понравилось, - сказал ему Иосиф Виссарионович, - Только что у вас за строка такая: "Хранимая Богом родная земля!"?
-Хотелось как посильнее, товарищ Сталин!
-Нее! - замотал головой Сталин. - Это как-нибудь в другой раз.
5. Однажды Сталину нужно было срочно поговорить с руководителем союза писателей СССР писателем Александром Фадеевым. Был поднят на ноги весь местный НКВД, однако автор "Молодой гвардии" и "Разгрома" исчез бесследно. Посрамленные чекисты доложили вождю:
-Где его только не искали! И дома, и у любовницы, и у другой любовницы, и у третьей...
Вождь нахмурился:
-А почему вы остановились на третьей любовнице?!..
6. Демьяна Бедного, который при Ленине и Троцком входил в число кремлёвской элиты, Сталин ненавидел.
Несмотря на то, что вождь был завзятым театралом, исправно посещал оперу и все театральные премьеры, на оперу "Богатыри", написанную на либретто Бедного, Сталин не пошёл, а отправил Молотова. Тот, вернувшись из театра, долго делился впечатлениями. В результате опера была навсегда исключена из репертуара театра. Как гласила сталинская резолюция: "за искажение русской истории и глумление над русской культурой".
Разжалованный из "литературных генералов" в "штрафники" поэт, любивший водить своих подруг смотреть на расстрелы в подвалах Лубянки, не сумел сориентироваться в изменении политической конъюнктуры и симпатизировал группировке Троцкого, Зиновьева и Каменева, которая третировала Сталина как малограмотного горца (что, впрочем, не было истиной: уже в семинарии Сталин был знаком со всей мировой классической литературой, мировой историей и основными философскими теориями, а позднее в его личной библиотеке появились книги по металлургии, машиностроению и т. д. с пометками вождя на страницах).
Так вот, Демьян Бедный, желая позабавить своих политических покровителей, сказал однажды, что не будет больше давать Сталину свои книги, потому что тот оставляет на страницах следы своих жирных пальцев. Эта сомнительная шуточка быстро дошла до Сталина. До поры до времени "Демьяна вредного мужика бедного" не трогали, но после неудачной постановки "Богатырей" его лишили всех привилегий, произведения перестали печатать, и "красный литературный генерал" действительно стал "бедным". Незадачливый поэт и баснописец так и не понял причины своего скоропостижного падения.
Подобных историй, повторюсь, множество, но вот что интересно: эпоха Сталина стала завершением эры великой русской литературы. Оттепель, перестройка и нулевые годы дали нам лишь несколько имён действительно талантливых русских художников и мастеров слова и превеликое множество конъюнктурщиков и дельцов от литературы. Самые удачливые из этих представителей культурной деградации уехали за границу, а остальные остались здесь, страшно завидуя Солженицыну, Гроссману, Войновичу, Аксёнову и прочим "кумирам" либеральной интеллигенции.
А как вы относитесь к товарищу Сталину?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Не много ещё мифы разобьём. По поводу, например, Бедного Демьяна. Который, конечно, не водил своих любовниц на расстрелы врагов народа, когда их производили. Не цирк это был, тем более в те времена с жёсткой дисциплиной. Ну да ладно.. Вот письмо Сталина писателю Демьяну Бедному. Читайте внимательно.
"Весь мир признает теперь, что центр революционного движения переместился из Западной Европы в Россию. Революционеры всех стран с надеждой смотрят на СССР, как на очаг освободительной борьбы трудящихся всего мира, признавая в нем единственное свое отечество. Революционные рабочие всех стран единодушно рукоплещут советскому рабочему классу и, прежде всего, русскому рабочему классу, авангарду советских рабочих, как признанному своему вождю, проводящему самую революционную и самую активную политику, какую когда-либо мечтали проводить пролетарии других стран. Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала еще Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Все это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса.
А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.
И Вы хотите после этого, чтобы ЦК молчал! За кого Вы принимаете наш ЦК?
И Вы хотите, чтобы я молчал из-за того, что Вы, оказывается, питаете ко мне "биографическую нежность"! Как Вы наивны и до чего Вы мало знаете большевиков.."
("Тов. Демьяну Бедному" т.13 стр.24.)
Максим, спасибо за интересный отзыв. По поводу расстрелов: по мнению многих историков литературы, строки Есенина "Не расстреливал несчастных по темницам" относятся как раз к Демьяну Бедному, который был приятелем Ягоды.
Он мог и сам об этом слухи распускать.. обещать, ещё не значит жениться..))
История падения Демьяна Бедного, по сути - то же, что и катастрофа Бабеля.. разница в том, что в первом случае писатель оказался безмерно глуп, во втором - чересчур умён..
Брянский волк ему товарищ.