Коротко о понятиях «ВОЙНА» и «ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ» в международно гуманитарном праве.
ХХІ век не принес человечеству прекращения всех военных столкновений и исчезновения вооруженных конфликтов, решаемых с применением военизированных или полувоенизированных формирований. Более того, все чаще начинают встречаться новые формы военизированного вмешательства, так называемые «гибридные войны». В таких условиях понимание терминологии, применяемой в рамках международного гуманитарного права, становится не только необходимой, но и, в ряде случаев, жизненно важной для существования некоторых государств или государствоподобных образований.
Международное гуманитарное право заменило собой международное военное право. История его развития берет начало в 1864 году, когда швейцарским Союзным советом была разработана І Женевская конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Значительное развитие оно получило в ХХ ст., когда было принято ряд международных документов, таких как: Гаагская конвенция 1907 года, Женевские конвенции 1949 года, Дополнительные протоколы к ним, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 1974 года (по видам агрессии) и др.
При этом четкого обозначения понятий «война» и «вооруженный конфликт» нет ни в одном международно-правовом документе.
Ряд специалистов в области международного права считает, что понятие «вооруженный конфликт» просто заменило собой понятие «война», которое использовалось в более ранних документах. Так, к примеру, Гаагская Конвенция 18 октября 1907 года имела название «О законах и обычаях войны», а Женевские конвенции 1949 года уже наряду с термином «война» используют термин «вооруженный конфликт», не давая при этом грани разделения этих понятий.
В общем правовом понимании, с учетом логического толкования, можно согласиться с мнением, что понятие «вооруженный конфликт» шире понятия «война». Однако, эти понятия не тождественны, они отличаются спектром конечных целей, которые поставили себе стороны и юридическими последствиями.
Согласно Гаагской конвенции, война должна иметь такой юридический признак, как формальное объявление. Также признаками и, одновременно, последствиями применения понятия «война» считают разрыв дипломатических отношений, интернирование граждан противоборствующей стороны (особый правовой режим для них), прекращение экономических связей, аннулирование двусторонних договоров. По своей сути война должна приводить к качественным изменениям как в системе государственного управления, так и в экономической системе и в обществе в целом. Проще говоря: государство и общество полностью перестраивают свою деятельность для победы над противником. Целями войны могут быть признаны: уничтожение или радикальное изменение идентичности противоборствующей стороны (полная и бесповоротная ликвидация); подавление воли стороны противника, лишение ее возможности самостоятельного принятия решений; причинение такого вреда противнику, который бы вынудил его в дальнейшем искать новые пути для своего существования или же вообще лишил возможности существовать.
Вооруженный конфликт, являясь более широким понятием, не всегда приводит к войне. Отличительный признак вооруженного конфликта – отсутствие коренных изменений в жизнедеятельности общества и государства. Жизнедеятельность всего общества и государства не видоизменяются, аппарат государственного управления не имеет коренных преобразований, изменения могут происходить на территориях, непосредственно задействованных в вооруженном конфликте и прилегающих к ним. Изменения касаются вооруженных сил стороны. При этом, дипломатические отношения не разрываются, экономические связи могут не нарушаться, к гражданам противоборствующей стороны особый режим не применяется. Одновременно, отмечается, что вооруженный конфликт может иметь деление на межгосударственный (его стороны: государства, государствоподобные образования, национально-освободительные движения, восставшие и войска правительства соответствующего государства) и немежгосударственный (его понятие более спорно и может быть сформулировано, как: столкновение с применением оружия правительственных сил и антиправительственных вооруженных отрядов, скоординированных единым командованием, контролирующих определенную часть территории, что позволяет им вести непрерывные и согласованные боевые действия).
Таким образом, правильное понимание юридической сущности и содержания таких понятий как «война» и «вооруженный конфликт» имеет важное значение для правоприменительной практики. Использование данных категорий в реальных условиях влечет конкретные правовые последствия не только для государств, но и, в первую очередь, для мирного населения, его жизнедеятельности, а также соблюдения основных международных прав и свобод.