Лебединое озеро

49 дочитываний
11 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Замок Хоэншвангау, Лебединое озеро (справа) и озеро Альпзее

«Лебединое озеро» — балет Петра Ильича Чайковского в четырёх актах. Либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера с дополнениями самого композитора.

Сюжет и танцы

В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, частично использованные до этого в различных литературных произведениях, а также оперных и балетных либретто.

Считается, что Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. К слову, декорации к классическим постановкам до сих пор изображают готический замок в горах. В 1871 году композитор написал для своих родственников одноактный детский балет «Озеро лебедей». А поводом для создания бессмертной партитуры стал заказ Московской дирекции Императорских театров. Чайковский, часто — и, в принципе, охотно — сочинявший по заказам, взялся за этот труд, как он писал, «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что … давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Для балета частично использовалась партитура уничтоженной композитором оперы «Ундина».

В истории балета партитура «Озера» революционна: Чайковский написал ритмически удобную для танцев музыку, но на место простоватых мелодий и незатейливых дивертисментов пришли высокие поэтические обобщения, сквозные лирические темы, что впоследствии позволило по-новому подойти к созданию хореографии.

Первое либретто «Озера», основанное на немецком колорите, написано как бы не всерьез, ирония часто направлена на балетные штампы, даже с примечанием «как это всегда бывает в балетах…».

Первоначально сюжет был таким: принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовет его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в нее. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбрать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает клятву верности, тем самым предавая Одетту. «Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и на окне показывается белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка».

Последнее действие во многом совпадает с тем, что мы видим сегодня. Герои, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера.

Сцена первая — парк перед замком

  • Вступление. Печальная мелодия гобоя перерастает в тревожную, с гулом литавр и тромбонов. Некоторые постановки включают сцену, где Злой гений (Ротбарт) превращает Одетту в лебедя.
  • Пир (allegro giusto) Во дворце праздник, все поздравляют принца Зигфрида.
  • Вальс. Все танцуют, появляется мать-княгиня.
  • Встреча с матерью (allegro moderato). Мать говорит, что завтра будет бал и там Зигфрид выберет себе невесту. Веселье продолжается.
  • Па-де-труа (Танец троих, pas de trois).
  • ? (andante sostenuto).
  • Полька (allegro semplise, presto).
  • ? (moderato).
  • ? (allegro).
  • ? (coda, allegro vivace).
  • Па-де-де (Танец двоих, pas de deux).
  • ? (andante).
  • Вальс (tempo di valse).
  • Танец-действие (pas d’action).
  • Пантомима.
  • Танец с кубками. Массовый мужской танец, на переднем плане Зигфрид.
  • Финал. Появившаяся над парком стая лебедей манит Зигфрида за собой, и он попадает на затерянное озеро.

Сцена вторая — затерянное озеро

  • Экспозиция. По озеру плывёт стая лебедей, впереди — лебедь, увенчанный короной. Музыка становится более драматичной.
  • Неудавшаяся охота. Появляется Зигфрид. Злой гений танцует как альтер-эго Зигфрида. Зигфрид целится, но не стреляет: лебеди скрываются, и остаётся девушка-лебедь Одетта.
  • Выход Одетты с подругами. Снова вереница лебедей, впереди Одетта.
  • Танец трёх лебедей.
  • Не так известен, как танец маленьких лебедей. Многие постановки ставят эти танцы рядом, в контраст.
  • Соло Одетты (moderato assai).
  • Массовый вальс лебедей.
  • Танец маленьких лебедей.
  • Сцена, где четыре девушки-лебедя танцуют, взявшись за руки «через одну», для многих зрителей является символом балета как искусства. Популярность «Танца маленьких лебедей» послужила основой многих пародий и мемов.
  • Белое адажио. У Зигфрида и девушки-лебедя появляются взаимные чувства друг к другу, и они исполняют длинный парный танец на фоне кордебалета из лебедей. Одетта рассказывает свою историю: она заколдована Злым гением, днём она лебедь, а ночью — девушка, и только верная любовь может её расколдовать.
  • Общий танец (allegro). Повторение вальса на другой лад, в более быстром темпе.
  • Кода (allegro vivace). Массовый танец лебедей.
  • Парный танец Зигфрида и Одетты. Зигфрид обещает спасти девушку. Та напоминает: завтра бал, и Злой гений сделает всё, чтобы спасение не состоялось, и тогда Одетта и подруги навеки останутся в его власти.

Сцена третья — зал в замке

  • Сборы на бал (allegro giusto). Глашатаи объявляют бал, собираются гости, представляются будущие участники бала.
  • Танец кордебалета и карликов.
  • Выход гостей и вальс.
  • Чёрное па-де-де. Появляется Злой гений с Одиллией — она поразительно напоминает возлюбленную Одетту, но чёрная. Зигфрид танцует с ней длинный танец, состоящий из парного танца, соло Зигфрида и соло Одиллии с двумя и более десятками фуэте подряд (традиционно — 32).
  • В большинстве постановок Одетту и Одиллию танцует одна и та же балерина. В театрах с развитой механизацией сцены может смениться антураж.
  • Танец шести (pas de six). Зигфрид понемногу танцует с каждой из невест, но отказывается от всех.
  • Некоторые постановки переносят чёрное па-де-де и танец шести ближе к концу.
  • Венгерский танец. Невесты соблазняют Зигфрида, он остаётся безучастным.
  • Неаполитанский танец.
  • Испанский танец.
  • Русский танец.
  • Мазурка (польский танец).
  • Концовка. Зигфрид делает перед матерью-княгиней несколько тактов танца с Одиллией и целует её, нарушая клятву вечной любви. Затемнение, Зигфрид потрясён роковой ошибкой, Злой гений торжествует. Зигфрид спешит к озеру за ускользающим образом белого лебедя.

Сцена четвёртая — затерянное озеро

  • Антракт. Музыка рисует подруг Одетты, добрых и ласковых.
  • Танец лебедей. Лебеди ждут свою подругу Одетту, недоумевая, куда она запропастилась.
  • Лебеди учат лебедят танцевать. Продолжается массовый танец под другую, более лиричную музыку.
  • Танец Одетты и Злого гения. Появляется Одетта, сражённая изменой Зигфрида. Лебеди предлагают ей улететь, она хочет в последний раз увидеть Зигфрида. Появляется Злой гений в сопровождении чёрных лебедей. Под тревожную музыку Одетта танцует с Гением.
  • Апофеоз. Появляется Зигфрид, раскаивается перед убитой горем Одеттой, та не приближается к нему. Вмешивается Злой гений, Зигфрид бросает ему вызов. Концовка варьируется от постановки к постановке, обычно несчастливая: погибает или Одетта, или Зигфрид, или оба.

В СССР любили счастливую концовку. Счастливая она и в экранизации «Принцесса-лебедь».

Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей. По легенде, слезы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Самые первые красавицы танцуют перед ним. Происходит чередование национальных танцев: испанский, неаполитанский, венгерский, польский (мазурка) — однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону (корона спасала Одетту от преследования), Зигфрид бросает вызов Ротбарту, хозяину озера, олицетворяющему в балете образ фатума. Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.

История постановок

Сценическая история спектакля складывалась трудно. Премьера прошла 20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене московского Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру. Балет делился на четыре акта — по одной картине в каждом. Первой исполнительницей партий Одетты и Одилии стала Полина Карпакова. На четвёртом представлении главную партию впервые исполнила Анна Собещанская.

Постановка Рейзингера успеха не имела и была признана неудачной. В 1882 году балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. 17 февраля 1894 года в концерте, посвящённом памяти П. И. Чайковского, была впервые показана «лебединая» картина II акта балета в постановке Льва Иванова (главные партии исполнили Пьерина Леньяни и Павел Гердт).

Премьера целого спектакля состоялась 15 (27) января 1895 года в Мариинском театре. Балетмейстером Петипа совместно с М. И. Чайковским были заново пересмотрены либретто и, совместно с композитором Рикардо Дриго — партитура. Петипа принадлежали хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.

Версия Петипа—Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография второго, «лебединого», акта Иванова и «чёрного» pas d’action (нередко преобразованный в pas de deux принца Зигфрида и Одиллии) Петипа. Однако влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход.

В 1933 году в бывшем Мариинском театре балет был переставлен в редакции Агриппины Вагановой. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой и всяким волшебством в искусстве, спектакль стал как бы «историческим», более бытовым. Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь: принцессу и её соперницу (Одетта — Галина Уланова, Одиллия — Ольга Иордан).

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера, а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в III акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в 4-ю картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six. «Лебединая» картина Льва Иванова наиболее точно восстановлена в оригинальном спектакле Джона Ноймайера «Иллюзии — как „Лебединое озеро“» (1976).

В культуре

  • В честь балета назван сорт розы с лепестками белого цвета 'Schwanensee' , выведенный в 1968 году.
  • В 1981 году вышло аниме «Лебединое озеро» от японской компании «Toei Animation».
  • В СССР и постсоветском пространстве демонстрация по телевизору «Лебединого озера» на сцене Большого театра стала верным признаком серьёзных политических событий в стране. Этот балет показывали по телевизору в дни траура и похорон Генеральных секретарей ЦК КПСС Брежнева, Андропова, Черненко. Наконец, спектакль «Лебединое озеро» стал одним из наиболее запоминающихся символов Августовского путча 1991 года, поскольку во время событий постановку этого балета транслировали все телеканалы три дня подряд. Трансляция на YouTube-канале Большого театра 27 марта 2020 года, в разгар пандемии коронавируса и российской конституционной реформы, стала предметом шуток (Одетта-Одиллия — Светлана Захарова). Однако за первые сутки ролик набрал более 1 млн просмотров.
  • В 1994 году вышел в прокат анимационный фильм Ричарда Рича «Принцесса-лебедь», сюжет которого основан на балете.
  • Японская группа BUCK-TICK использует мелодию из «Лебединого озера» для исполнения песни「キラメキの中で…」 (Kirameki no naka de) на своих концертах.

Источник

Проголосовали: 21

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

11 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 11
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
07.03.2021, 15:43
Санкт-Петербург

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Здравствуйте. Благодарю за информирование.

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

раскрыть ветку (0)
07.03.2021, 17:27
Санкт-Петербург

Спасибо за интересную публикацию

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE
Комментарий удалён
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (11)

"Эффект Долиной "! Справедлива ли травля звезды РФ?

Огромная часть населения Российской Федерации уважает творчество русской певицы Ларисы Долиной. Это не просто красивый голос эстрады, но определённая эпоха, занимающая особое место на протяжении десятков лет,...

Икона Курская- Коренная Пресвятой Богородицы

Курская икона «Знамение» Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви. В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск,...

Информация для владельцев, пользующихся андроидами. Небольшой совет для пользователей ватсап.

Всем привет! И это моя двухсотая публикация на сайте 9111.ru. Если бы выкладывал короткие видео из тик-тока, возможно уже бы пару тысяч раз здесь публиковался. Но имеем что имеем. И небольшой лайфхак,...

9 декабря в Ивановской области упал самолет

Сегодня появилось сообщение о том что военно-транспортный самолет Ан-22 упал в водохранилище Ивановской области. Фрагменты самолета, совершавшего плановый облет после ремонта, найдены на воде. По данным.

«Не все продается и покупается»: Александр Бастрыкин хочет поменять сознание общества к коррупции. Получиться реально изменить ситуацию?

С такой речью, руководитель Следственного комитета предложил менять полностью сознание нашего общество к коррупции. Для этого Александр Бастрыкин считает необходимым разработать ряд мер: Источник: https://dzen.