История сталинских репрессий: Кровавые хлебовозки

В 1928 году в автопарке советских органов и исправительных учреждений было всего девять (!) арестантских машин на весь СССР. Да и откуда взяться больше? Тогда за год страна выпускала всего несколько сотен грузовичков АМО-Ф-15, а легковых машин не производила вовсе. Автомобилей отчаянно не хватало для хозяйственных нужд, не заключенных же на них катать!
В течение всего сталинского правления репрессии имели беспрецедентные масштабы (в том числе и после войны), но 1937–1938 годы считаются пиком жестокости и несправедливости. Всем, кому можно, «шили» «антисоветчину», а это либо 10 лет, либо расстрел. Всего за два года успели арестовать 1,5 миллиона человек и расстрелять почти половину из них. Для сравнения: сейчас в России сидят примерно 630 тысяч человек, и это число набралось, конечно, не за пару лет.
ГУЛАГ на колесах
Серийных автозаков в те времена не было, грузовики для органов проходили своего рода «тюнинг». Иногда совсем нехитрый. Брали, к примеру, «полуторку» и ее фургон превращали в бронированную коробку, абсолютно пустую внутри. Никаких лавок, окон, щелей и даже освещения.
Хотя автозаки называли «воронками», с цветом кузова это имя не имело прямой связи. Много лет их красили в серый стальной цвет, что придавало машине откровенно тюремный вид в общем дорожном потоке. Только после войны органы догадаются, что такое явное присутствие автозаков на улицах не способствует оптимизму свободных (пока) граждан, и кузова начнут маскировать под продуктовые фургоны. «Стали красить их снаружи в радостные тона и писать сверху “Хлеб”
В сталинское время «воронки» были очень серьезным испытанием для заключенного. Дело вовсе не в тесноте, тряске, жаре, холоде или темноте. Получасовая поездка могла закончиться хуже, чем месяц в тюремной камере. Чаще всего именно автозак становился тем местом, где вчерашний вольный гражданин впервые сталкивался с блатными. В следственных тюрьмах «политические» содержались отдельно от уголовников, а при перевозке их впервые смешивали.
Читать полностью: Подробнее ➤
Drom.ru — всероссийский автомобильный портал
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: