Вооруженный конфликт в аспекте Женевских конвенций
Вооруженный конфликт не всегда приводит к войне. Отличительный признак вооруженного конфликта – это отсутствие коренных изменений в жизнедеятельности общества и государства. Жизнедеятельность всего общества и государства не видоизменяются, аппарат государственного управления не претерпевает коренных преобразований, изменения могут происходить на территориях, непосредственно задействованных в вооруженном конфликте и прилегающих к ним. Изменения касаются вооруженных сил стороны. При этом дипломатические отношения не разрываются, экономические связи могут не нарушаться, к гражданам противоборствующей стороны особый режим не применяется.
Подход к определению понятия «вооруженный конфликт» довольно гибкий. Оно упоминается в Дополнительных протоколах І и ІІ к Женевским конвенциям 1949 года.
Согласно указанным документам изначально вооруженный конфликт имеет деление на два вида: международный и немеждународный. Критериям деления выступают международно-признанные границы суверенных государств.
Международный вооруженный конфликт может быть по своей сущности и проявлению наиболее близок к понятию «война». Статья 2 Женевских конвенций является общей для них и исходя из ее содержания можно понять, что международный вооруженный конфликт – это любое вооруженное столкновение двух суверенных государств. Протокол І от 8 июня 1977 года, дополняющий конвенции, относит также к ситуациям международного вооруженного конфликта и «вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение». Причем длительность, интенсивность, последствия (в виде разрушений и количества жертв) конфликта во внимание нормами международного права не берется. Фактически, даже приграничный инцидент между двумя государствами, в котором будут задействованы их воинские формирования, будет признан вооруженным конфликтом.
В данном контексте одной из наиболее актуальных и полных формулировок «международного вооруженного конфликта» может быть признана формулировка: вооруженное столкновение двух и более сторон, наделенных международной правосубъектностью, в котором принимают участие вооруженные силы суверенных государств, национально-освободительного движения и митрополии, восставшей или воющей стороны (получившей признание в этом качестве) и соответствующего государства.
Немеждународный вооруженный конфликт иногда называют «гражданской войной». Протокол ІІ от 8 июня 1977 года, дополняющий Женевские конвенции, в статье 1 содержит положения, согласно которым «немеждународным вооруженным конфликтом» могут быть признаны «все вооруженные конфликты, не подпадающие под действие статьи 1 Протокола I, и происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Перефразируя, под «немеждународным вооруженным конфликтом» понимается вооруженное столкновение в пределах одного государства между правительственными воинскими формированиями и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, подчиненными определенному командованию и контролирующими часть государственной территории.
Важно также отметить, что часть 2 статьи 1 Протокола ІІ декларирует, что такие акты внутригосударственной агрессии как: беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, – не являются вооруженными конфликтами. Следовательно в этих случаях нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и дополнительных протоколах к ним, не применяются.
Дополнительное закрепление понятия «немеждународный вооруженный конфликт» получило в положениях Римского статута международного уголовного суда, принятого в 1998 году. В статье 8 пункте 2 (f) статута говорится, что его положения применяются к немеждународным вооруженным конфликтам, которые имеют место на территории государства, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами. То есть, подтверждается территориальный признак такого конфликта, но и дополняется, что к подобному виду вооруженного конфликта может быть отнесено не только столкновение между правительственными и антиправительственными силами, но и между несколькими вооруженными группировками, не подчиняющимися легитимному правительству.
Исходя из анализа описанных ранее положений международных правовых документов, можно отметить, что немеждународный вооруженный конфликт с точки зрения международного права обладает некоторыми характерными особенностями, а именно:
-применяется вооружение и в конфликте учувствуют вооруженные формирования, в том числе полицейские силы;
-выступления противоборствующих сторон имеют коллективный характер (массовые беспорядки, действия по созданию внутренней напряженности не идентифицируются как подобного рода конфликт);
-антиправительственные силы сорганизованы и имеют органы, руководящие их действиями и несущие за них ответственность;
-конфликт имеет длительные временные рамки и непрерывен в их течении (разовые акции и нападения также не могут быть названы немеждународным вооруженным конфликтом);
-группировки, осуществляющие противостояние с правительством или между собой, контролируют часть территории государства, что позволяет им осуществлять непрерывные действия и применять на данной территории нормы международного гуманитарного права.