Преступление без наказания? Главная причина гибели современной школы
В 20-е годы в Советской России провели эксперимент. В детском садике (куда, кстати ходили детки советской элиты) отменили все запреты и все наказания. Дети там могли заниматься всем, чем хотели. Через полгода учредители решили посмотреть, как идет воспитание человека нового вида - и ужаснулись: кто-то кидался какашками, кто-то рисовал соплями узоры на стекле, кто-то занимался онанизмом, в общем, садик пришлось прикрыть, а группу расформировать по традиционным заведениям. Историю эту мне рассказала мой научный руководитель, а ей - один из воспитанников этого детсада, сын испанской коммунистки, писавший, кстати, речи для всех наших руководителей от Сталина и до Горбачёва. Но это присказка. Сказка впереди.
Знаете ли вы, дорогие читатели, что одной из первых стран мира, где запретили телесные наказания в школе, была Россия, сделавшая это в 1917 году? Это было настоящим переворотом в методике преподавания, поскольку в классической школе дисциплина держалась исключительно на системе наказаний. Просто за глобальными катаклизмами эту маленькую революцию в школьном образовании не заметили.

Знаю, сейчас начнется крик всех феминисток и либеральных педагогов о недопустимости физического и психологического насилия. Но вот вам ещё несколько фактов о европейской системе образования в частности и мировой - в целом.
После того как советская система образования приказала долго жить, лучшим в мире стало считаться английское образование. Знаете, когда у них запретили телесные наказания в школах? В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году — в Шотландии и в 2003 году — в Северной Ирландии. Причем, только в государственных школах. В частных школах (где учится будущая мировая элита) порка до сих пор существует.
Другой пример, в США в 21 штате (двадцати одном штате из пятидесяти!)) телесные наказания применяются до сих пор! Это не значит, конечно, что кто угодно и когда угодно может истязать школьников. Каждый отдельный случай выносится на обсуждение школьного совета и затем принимается окончательное решение.
На минуточку, США и Британия - это культурные мировые лидеры! Оплоты либерализма и демократии! Есть о чём подумать. Особенно в свете того, что Юнеско рекомендовало советскую систему обучения как наиболее оптимальную, США подумывают эту систему внедрить, а просвещённые британцы этой системой уже пользуются.
В 90-е гг. в США была популярна теория о пользе телесных наказаний для воспитания детей. Автор создал её на основании собственного опыта. Его мать никогда не повышала на него голоса, но однажды, когда она седлала лошадь (дело было на ранчо), он, 14-летний подросток, нахамил ей просто, чтобы показать, что он уже взрослый мужчина. Она в ту же секунду швырнула в него седлом (а эта штука потяжелее пары гантелей), сбив его с ног. И когда он, шокированный не столько ударом, сколько тем, что это сделала его мать, лежал на полу, женщина наклонилась над ним и ласково, но твёрдо ему сказала: "Я сделала это потому, что очень тебя люблю и не могу тебе позволить превратиться в подонка". И он прозрел: действительно, если бы мать его не наказала, пропустила бы эту дерзость мимо ушей, в следующий раз он устроил бы что-нибудь ещё более мерзкое, чтобы доказать свою "взрослость".
Суть его теории в том, что ребёнок нуждается в системе наказаний как в заградительной линии, за которую нельзя переступать. При этом он прекрасно знает, где проходит эта линия, но в силу противоречивой человеческой натуры ему хочется нарушить запрет. И он делает маленький шажок в сторону запретной зоны, ожидая реакции родителей. Если реакции не последовало, он делает бОльший шаг за флажки. Если и это ему сходит с рук, никакие наказания, или замечания на него уже не подействуют. В его мозгу уже заложен алгоритм действий, где единственный закон: "Я так хочу!".
Значит ли это, что роль родителя состоит исключительно в том, чтобы кричать и наказывать ребёнка? Конечно нет. Очень мудро говорит об отношении к ребёнку индийская пословица: "К ребёнку до 6 лет надо относиться как к царю, с 6 до 12 - как к слуге, а с 12 лет - как к другу".
С маленьким ребёнком нужно общаться спокойно, мягко, но при этом настойчиво внушать ему правила поведения и объяснять последствия неправильных поступков. Так делают японцы. Мы ошибочно считаем, что японцы позволяют маленьким детям всё. Нет, это не так. Они не наказывают ребёнка физически, но будут ему объяснять его ошибку до тех пор, пока он её не поймёт и не исправит. Именно поэтому японцы с детсадовского возраста обладают редкой самодисциплиной.
Но главное, воспитатель/родитель сам должен быть образцом для подражания своему ребёнку. Отец вор никогда не научит своего сына честности, даже если будет лупить его за воровство, как сидорову козу. Пьющая и гулящая мать научит дочь разве что отвращению к пьющей и гулящей женщине, но в 9 случаях из 10 дочь пойдёт по её стопам.
Вернёмся к школе. Люди, по моему личному опыту, делятся на "дельфинов" и "собак". Дельфины отношения с дрессировщиком строят по принципу: "или по-хорошему, или никак". Всё, что делает дельфин, он делает добровольно, из дружеского расположения к дрессировщику. Если он обидится, то просто уйдет на дно и будет там нарезать круг за кругом, пока дрессировщик не найдет способ с ним помириться. Дети-"дельфины" на лету ловят знания, тут же применяют их на практике, и любое насилие вызывает в них протест и отторжение.
А вот "собаки" уважают силу. Хозяин собаки должен доказать, что страшнее него зверя нет, иначе собака не будет ставить его в грош.
Соответственно, с людьми-дельфинами можно либо дружить, либо вообще не общаться. Люди-собаки доброе отношение воспринимают как слабость и трусость, стараясь атаковать и запугать "слабака".
В современной российской школе происходит тот же процесс, что и в советской армии после 1967 года, когда из-за демографической ямы военных лет стали брать в армию уголовников. Моментально в армии появилось множество арестантских ритуалов и обычаев, которые в совокупности стали называться "дедовщиной". Мой дядя после армии был несправедливо осуждён за убийство, когда он досрочно вышел из тюрьмы, то на мой вопрос, как жилось в тюрьме, рассмеялся и сказал: "Как будто ещё раз в армии отслужил".
В школе сейчас нет ни пионеров, ни комсомольцев зато есть активные участники движения "А.У.Е." (Арестантский уклад един), подражающие с одной стороны отечественным уголовникам, а с другой - негритянским гангстерам из гетто. Основная деятельность "ауешников" - отбор денег у малышей на "общак" для арестантов. Подростки уважают силу. Затюканный, презираемый учитель, оплёванный в многочисленных комических скетчах, не имеющий права не то что наказать их, а даже повысить голос, не воспринимается подростками всерьёз.
Количество "они-ж-детей", понимающих, что никакого наказания им не будет, что бы они не делали стремительно растёт: три ребёнка из Лахденпохского района Карелии в 2017 году совершили 134 преступления (23% всех уголовных правонарушений в районе), благодаря тому, что милиция их периодически отпускала, а когда дело доходило до суда, то суд отклонял ходатайства следователей об аресте "деточек".
В Череповце группа подростков стала приставать к девушке, а после того, как мать девушки начала их ругать и стыдить, забила обрезками валявшихся на земле канализационных труб обеих женщин насмерть. Чем кончилось дело? Да, собственно, ничем: "они-ж-дети".
На Кубани 2 года назад трое старшеклассников ворвались в дом пожилой учительницы физкультуры, изнасиловали ее, а потом зверски убили. Наутро они отправились на занятия в школу и возмущались тем, что урок физкультуры был из-за ее отсутствия сорван.
Школьные новости становятся однообразными: в Екатеринбурге ученик ударил учительницу молотком, в Ульяновске семиклассник пырнул учительницу ножом (предварительно в ВК выложив фото ножа и сопроводив фото надписью: "скоро, очень скоро") и т. д. И что им грозит за это? Съёмки на всех новостных каналах и щедрые денежные гонорары? Популярность в соцсетях и среди сверстников? Парадокс: если подросток ударит женщину на улице, ему, минимум, грозит постановка на учёт в детскую комнату милиции. Если он изобьёт учительницу в школе, в 10 случаях из 10 виноватой будет признана учительница.
По факту, Россия - самая толерантная в мире страна по отношению к детской преступности. Нам объясняют, что безнаказанность малолетних преступников — это, якобы, черта современного прогрессивного общества. И как результат количество нападений школьников на учителей в РФ за последние четыре года увеличивается ежегодно на 50% (https://www.newsru.com/russia/18may2007/school.html). И это не безобидные "шалости", вроде кидания в учителей остатками еды, а выстрел в лицо учителю из стартового спортивного пистолета за сделанное на уроке замечание, серная кислота, выплеснутая в глаза учительнице за "двойку", камень, брошенный в затылок... Я так понимаю, таким образом мы движемся в сторону торжества демократии и процветания?
Вспоминается история ростовского маньяка, 15 лет державшего в страхе весь юг СССР. Плюгавый мужичонка, которого не поймали сразу и не наказали за его первые проступки, почувствовал себя сверхчеловеком и начал убивать целыми семьями, пока его, наконец, почти случайно не задержала женщина-сторож, вооруженная незаряженным ружьём. Это к тому, куда на самом деле ведёт безнаказанность..
Просто для сравнения: в 33 штатах США (из 50) нет возрастного порога уголовной ответственности от слова "СОВСЕМ"! В тюрьму может сесть даже грудной ребёнок, еслит суд сочтёт его виновным. А что в оставшихся 17 штатах? Там уголовная ответственность наступает с 11 лет! А с 12 - можно схлопотать пожизненное заключение за особо тяжкие преступления.
Два восьмилетних ливерпульских подростка шутки ради замучили до смерти двухлетнего малыша в 1993 году и получили пожизненный срок. Через 18 лет их выпустили на свободу, причем один из них снова оказался на нарах из-за нарушения режима УДО.

Роберт Томпсон и Джон Венеблс. Фото: полицейское управление Ливерпуля Источник: mel.fm/blog/anastasiya-mironova
В Ирландии уголовная ответственность наступает с десяти лет (до 2006 года - с 7 лет). Во Франции - с 13 лет. В Великобритании - с 10 лет. И это не значит, что для более младшего возраста не предусмотрены никакие наказания.
Британские детишки, которым нет ещё 10 лет, могут получить ордер ASBO/CBO за антисоциальное поведение: травлю одноклассника, порчу государственного имущества, курение в общественном месте, не говоря уже про хамство учителю, что в нашей школе давно уже стало обычным делом. Несколько полученных ордеров ASBO/CBO - это тюремный срок, либо продолжительный (до пяти лет) домашний арест с запретом появляться в публичных местах.
Могут наказать и родителей антисоциальных подростков: есть целая категория английских арестантов, чьи дети неоднократно кого-то избили, матерно обругали, совершили хулиганскую выходку или уголовное преступление.
Когда британцы в духе либеральных перемен перешли на гуманную форму обучения (советскую) без телесных наказаний, в английских школах началась эпидемия криминальных выходок подростков, почувствовавших себя хозяевами школьной жизни.
Справедливости ради стоит отметить, что британская система образования, основанная на порке и жестоких наказаниях, тоже нравилась не всем. Уинстон Черчилль, благодаря своему бунтарскому нраву, чуть ли не ежедневно подвергался порке, которую обычно проводил директор школы.
Через 10 лет офицер Королевской гвардии Черчилль отправился в родную школу с единственной целью: выпороть директора и хотя бы частично обмануть ему за все унижения. Но выяснилось, что старичок-директор уже умер...

Молодой Уинстон Черчилль
По результатам ежегодных социологических опросов, более 93% родителей и 68% школьников Объединённого Королевства считают, что без телесных наказаний эффективная учёба невозможна (см.:https://topwar.ru/25466-angliya-klassicheskaya-strana-telesnyh-nakazaniy.html). Оказывается, большинству школьников тоже некомфортно находиться в одном классе с "они-же-детьми".
В 2011 году английским преподавателям разрешили хотя бы физически предотвращать действия подростков, если они угрожают общественному порядку.
А какие меры против криминализации школы предлагает наше министерство образования? Повысить качество обучения учителей и поднять зарплату. То есть, оставить всё как есть. Мамаши в соцсетях стыдят избиваемых учителей, приводя им в пример Макаренко, который перевоспитал отъявленных беспризорников. Если бы эти я-ж-матери взяли на себя труд почитать "Педагогическую поэму", то узнали бы, что у воспитанников Макаренко был очевидный выбор: учиться, или идти в подвал ЧК и быть расстрелянным как неисправимый. У современных школьников такого выбора нет. А если говорить о методах Макаренко-педагога, то в критические моменты (и он не стесняется об этом писать) Великий Педагог попросту избивал своих учеников, после чего его авторитет резко возрастал, а ученик становился шёлковым. В новую коммуну Макаренко пришёл с двумя сотнями своих воспитанников, которые кулаками внушали учащимся уважение к Великому Педагогу. То есть, метод Макаренко включал в себя ту самую "дедовщину". когда педагог перекладывал неблагодарную обязанность наказания на более старших учеников.
Так что же нам делать?
Масс-медиа подсказывают: набрать в учителя уголовников, которые определенно будут вызывать уважение у подростков, так называемых "учителей в законе". Остроумно. Вот только не страшно ли будет жить в обществе, где уголовники выступают в качестве учителей и воспитателей?
На фоне страха родителей и детей перед нынешней школой пытаются вводить онлайн обучение. Для учителей, возможно, это и хорошо. Вот только согласитесь ли вы лечиться у врача, которого учили делать операции онлайн?
Ещё вариант, чиновничий: оставить всё, как есть. Так делал наш незабвенный Л. И. Брежнев: если не видно было очевидного решения проблемы, проблема просто забалтывалась или замалчивалась. К чему всё это привело, мы все видим невооружённым глазом.
Так что же нам делать, дорогие мамы и папы, с нашим светлым будущим?
Как вы относитесь к идее ввести телесные наказания в школе?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Телесные наказания в школах вводить не стоит, там и так много подростковой агрессии. А вот розги в Думе надо было ввести ещё 20 лет назад!
Валерий, только я вижу тут противоречие? Есть такой анекдот про чукчу: идёт чукча по рельсам, за ним - паровоз едет, гудит. Долго гудел... Потом проехал по чукче всем составом. Отвезли чукчу в больницу, сшили, вылечили. Приходит он в родную ярангу, а там у жены подарок от геологов остался - чайник со свистком. Только чукча зашёл, чайник как засвистит! Чукча, не мешкая, схватил костыль и давай лупить чайник. Лупит и приговаривает: "Надо вас бить, однако, пока маленькие!" Взрослых воспитывать поздно. А в школе количество криминализированных подростков каждый год увеличивается на 50 %. И добрые улыбки их только бодрят, а не перевоспитывают.
Спасибо за статью! Она очень актуальна в наше время! За многими детьми и подростками родители, к сожалению, не следят! ВВести в школах наказание было бы отчасти правильно!
Никита, спасибо за понимание. Понимаю, что идея абсолютно непопулярная. Но мы стоим на пороге краха образования и потери будущего страны.
Американской? Мадам ничего не попутала? Какой их фильм ни возьми_всё какой-то беспредел показывают.
Хрень полную городите. У славян с воспитанием всё было в порядке.
Алексей, Вы о чём? Если есть вопросы по тексту статьи, с удовольствием отвечу. А беседовать о Ведической Руси давайте лучше по другому поводу. Мне эта тема слишком близка, чтобы её замыливать (