Символ советской эпохи и "Мосфильма" - " Рабочий и колхозница".

Памятник " Рабочий и Колхозница» — символ советской эпохи. Это динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом.
Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.
Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в 1937 году в Париже.
У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот.
В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина.

Вера Мухина.
Натурщицей колхозницы стала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Аня отдыхала в Серебряном Бору. Там её и приметила скульптор Мухина, подошла, поговорила, предложила попозировать для новой статуи. Деньги, правда, обещала небольшие даже по тем временам. Но Аня согласилась — ей всё было интересно, она не придавала большого значения тому, сколько заплатят, её больше привлекало общение с настоящей художницей. Ходила Аня к Мухиной всё лето, как на работу, стояла в позе с серпом.
Потом ей предлагали и дальше натурщицей быть, но она хотела трудиться по-настоящему.
Сначала для фигуры рабочего скульптору позировал бывший артист балета Игорь Басенко. В последствии от стал профессиональным натурщиком.
С его участием создана целая галерея образов в отечественном изобразительном искусстве. Именно И.Басанько позировал для барельефа "26 бакинских комиссаров", монумента "Воин-освободитель" в Берлине, "Трактор и колхозница" на арке главного входа ВДНХ, скульптурной композиции «Метростроевцы», памятника Юрию Долгорукому в Москве и других.
Но с него лепили только тело.
Лицо требовалось "пролетарское"
Мухина нашла будущих натурщиков на репетиции физкультпарада в парке Горького. Строитель Сергей Каснер ехал на высоком постаменте с серпом и молотом в руках. Ему помогала симпатичная откатчица Метростроя Зоя Мухина (однофамилица скульптора).

К слову, Каснер тоже отличался хорошей фигурой. Он занимался классической борьбой и участвовал в различных чемпионатах страны. Красивый мускулистый парень ростом 182 см.

Вот с этих людей и были списаны символы эпохи.
Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым.
Основой монументальной группы послужил металлический каркас, на который и были прикреплены около 5000 деталей из нержавеющей хромоникелевой стали. Весь монумент состоит из пластин.
Высота скульптуры-25 м.Общий вес 80 тонн.

Профессор Н.П.ЛьЛьвов
Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.
Всего лишь за 11 дней 25 человек смогли собрать этот уникальный монумент на сооруженном заранее павильоне.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор!

И еще примечательный факт – павильон СССР символично разместили напротив гитлеровской Германии (к тому времени Гитлер 4 года был у власти) по обе стороны Эйфелевой башни.
И когда немцы узнали о высоте советского павильона, было решено в срочном порядке увеличить свое сооружение. Но воздвигнутый орел на фоне наших трудяг с серпом и молотом в руках, не только потерялся, а вообще выглядел нелепо и стал на многие годы поводом для насмешек.

Указ о награждении создателей знаменитого комплекса в Париже 1937 год.
При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 34) постаменте перед Северным входом ВДНХ.
В 2003 году скульптуру разобрали, ее планировали отремонтировать до конца 2005 года, но из-за финансоввх проблем работы затянулись. Во время реставрации был укреплён каркас монумента. В ней принимали участие сварщики, маркшейдера, архитекторы, скульпторы.
Поражают маштабы и колоссальный труд всех участников работ.

Голова рабочего

Серб и молот
Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.




И конечно же, не сыскать наверное человека на просторах России, да и не только России, кому бы было неизвестно, что
"Рабочий и колхозница" стали символом и брендом киностудии " Мосфильм". (официально в 1948 году)

Источник:https://novate.ru/blogs/100219/49397/?utm_referrer=mirtesen.ru
https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/rabochii-i-kolhoznica
Если Вам интересна была публикация оцените её лайком.
Легендарный памятник!
Отличный экскурс в нашу историю! Спасибо!
Добрые были времена.
В 1937 году? Побойтесь бога!
Меня в то время ещё не было.
Я о пионерии детским взглядом вспоминаю.
А 1937 - тяжко.
Потенциал, мощь и целеустремлённость советского народа в одном памятнике. Щедевр советского монументального искусства, однозначно. Спасибо за статью. Первый раз когда я был на ВДНХ ещё юным, я был поражён его великолепием и силой сталинского неоклассицизма. Павильон сельского хозяйства, Космос, золотой фонтан, Рабочий и Колхозница. Тогда я уже курил и купил в киоске папиросы Герцеговина Флор. Для провинциального шкета, это как в Средиземье очутится. Сказка.
Нищие и голодные колхозники скинулись на памятник в принудительном порядке.
Да,скорее всего Вы правы. Как говорит Каневский в своей передаче-"Впрочем, это уже другая история".
Супер
