Помилование (ст. 85 УК РФ)
Помилование - один из сложных с точки зрения своего генезиса, сущности, основания и порядка применения институтов права.
Среди всех правителей России особо следует отметить роль Елизаветы, которая первой предприняла попытку отменить смертную казнь. 7 мая 1744 года был опубликован Указ Сената, которым предписывалось прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни, заменив эту меру другими видами наказания. Впоследствии Указы Сената от 25 мая и 18 июня 1753 г. предписывали заменять смертную казнь вечной ссылкой на каторжные работы после публичного наказания кнутом и клеймения. Практически смертная казнь сохранялась только как наказание за государственные, воинские и карантинные преступления.
Следует отметить, что о помиловании в законодательстве того времени говорилось лишь применительно к полномочиям государя. Правового определения помилования не существовало. Появилось оно в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Этому институту посвящены ст. 170–171 Уложения, где отмечено, что помилование могло исходить от верховной самодержавной власти и монаршего милосердия и выражалось в устранении для виновного карательных последствий за совершенное им преступление. Уложением были определены конкретные виды помилования: отмена наказания, определенного приговором суда отдельному лицу, применение или замена наказания на более мягкое и возможное восстановление виновного в его правах, устранение или прекращение уголовного преследования.
Во многом эти нормы совпадают с ныне действующим законодательством.
Обращает на себя внимание специфика помилования того времени: по Уложению 1845 г., оно могло применяться не только к осужденным, но и к подследственным.
Уголовное уложение 1903 г. дословно воспроизводило формулировки Уложения 1845 г. в части, касающейся помилования.
Появление правовых норм, раскрывающих содержание помилования, было, на наш взгляд, этапным событием. Абсолютный монарх был ограничен в применении помилования относительно их вида. Закон впервые четко определил, в какой именно форме государь может помиловать преступника.
До 1905 г. акты помилования в России издавались в виде манифеста, а позднее стали выходить в виде указа.
После Октябрьской революции 1917 г. со сменой власти в стране изменился и порядок помилования. Декрет № 1 «О суде» определил, что право помилования принадлежит суду. Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «О суде» от 7 марта 1918 г. предоставлял всем лицам, осужденным по приговорам суда, право просить о помиловании. С просьбой о помиловании можно было обратиться в суд по месту жительства.
Деятельность судов по осуществлению помилования продолжалась до 1920 г., при этом их полномочия (по субъектам) ограничивались лицами, осужденными к иным видам наказания, кроме смертной казни. В отношении этой категории осужденных правом помилования обладал ВЦИК.
С принятием 21 марта 1920 г. Положения о народном суде РСФСР суд был лишен права помилования, и оно перешло к ВЦИК. В то же время следует учесть, что после принятия Уголовного кодекса (УК) РСФСР 1922 г. суд был вправе ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК.
В Конституциях СССР 1936 и 1977 гг. и принятых на основе их конституциях союзных республик право помилования было предоставлено соответствующим президиумам Верховных Советов. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял помилование в отношении лиц: осужденных судами Союза ССР (то есть Верховным Судом СССР, военными трибуналами); отбывающих наказание по приговорам судов двух и более союзных республик; состоящих в иностранном гражданстве, а также лиц без гражданства, независимо от того, каким судом они были осуждены; отбывающих наказание, в отношении которых ранее были приняты указы Президиума Верховного Совета СССР о замене им смертной казни лишением свободы или о сокращении сроков наказания. Ходатайства лиц, осужденных судами союзных республик, рассматривались президиумами Верховных Советов соответствующих республик. Следует также отметить, что в случае отклонения ходатайства о помиловании лица, осужденного к смертной казни, Президиумом Верховного Совета союзной республики, он мог обратиться в Президиум Верховного Совета СССР. Приговор приводился в исполнение лишь после рассмотрения ходатайства в этом органе.
Обращает на себя внимание, что Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. предусматривали освобождение от ответственности и наказания в связи с помилованием в любой стадии процесса, в чем сходны с положениями дореволюционного законодательства. Однако реально помилование на досудебных стадиях практически не применялось.
Помилование является одним из восьми предусмотренных в современном УК РФ видах освобождения осужденного от наказания. В действующем уголовном законодательстве помилованию посвящена ст. 85 УК РФ, согласно которой помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Кроме того, в ст. 59 УК РФ особо оговорено применение помилования в отношении лиц, осужденных к смертной казни. Там, в частности, сказано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.
В действующем Уголовно-исполнительном кодексе РФ имеется норма (ст. 176), в которой в самой общей форме определен порядок обращения с ходатайствами о помиловании. В частности, там указано, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, которое подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Процедура рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации регулируется в настоящее время подзаконным актом — Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».
Данным указом была упразднена Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ и предписано образовать на территориях субъектов РФ аналогичные комиссии, главной задачей которых является предварительное рассмотрение ходатайств осужденных лиц о помиловании. Сделано это, как отмечается в тексте указа, с целью совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. Этим же указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Согласно постановлению, установлена новая схема прохождения ходатайств о помиловании осужденных.
В Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, предусмотрено, что при обсуждении таких ходатайств должны применяться во внимание:
• Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
• поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
• срок отбытого (исполненного) наказания;
• совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока при условном осуждении;
• применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
• возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
• данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст);
• другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.
В Положении фактически перечислены все те обстоятельства, которые должны приниматься во внимание или при назначении наказания, или при условно-досрочном освобождении от его отбывания. Лишь содержание последнего из перечисленных пунктов как-то может свидетельствовать о специфике и, соответственно, об исключительности оснований помилования.
Указ № 1500, изданный Президентом Путиным 28 декабря 2001 года, определил многоступенчатую процедуру рассмотрения ходатайства о помиловании. В соответствии с нею ходатайство о помиловании должно пройти по цепочке инстанций:
• администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, или следственного изолятора;
• территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
• комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
• высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
• Президент РФ.
Лица, уже отбывшие наказание и ходатайствующие о помиловании в виде снятия судимости, направляют своё ходатайство непосредственно в комиссию по вопросам помилования. Ходатайство о помиловании подаётся в письменной форме.
Практика применения Указа № 1500 показала, что в его тексте имеются определенные упущения. Главным из них является то, что указ, по существу, распространяется только на лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России. Не учтены военнослужащие, отбывающие наказания в дисциплинарных частях, а также лица, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, хотя право на обращение с ходатайствами о помиловании закреплено в Конституции РФ и для них.
Пожалуй, самым больным является вопрос об обеспечении правонарушителям реальной возможности быть помилованным. Дело в том, что в Москве концентрируется ежегодно порядка 50 тысяч ходатайств о помиловании. Через Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ проходит около 7 тысяч обращений в год. Вот примерно такое количество лиц, совершивших преступления, может рассчитывать на помилование их высшим должностным лицом государства. Решения же по остальным материалам принимают сотрудники Управления Президента РФ по вопросам помилования. В связи с этим и члены названной Комиссии, и многие ученые справедливо высказываются за децентрализацию рассматриваемого института. В качестве одного из положительных примеров при этом они приводят постановку дела с помилованием в Германии. На федеральном уровне за 6 лет там было рассмотрено всего 6 ходатайств. Решения по основной массе дел принимались министрами юстиции земель - субъектов федерации.
Подводя итог, отметим следующее:
1. помилование является одним из древнейших правовых институтов;
2. право помилования традиционно принадлежало правителям государств или высшим органам власти;
3. помилование по своей правовой природе является сложным межотраслевым институтом, в котором преобладающими являются нормы уголовного и государственного (конституционного) права;
4. помилование — вид освобождения от наказания, применение которого должно носить исключительный характер;
5. целесообразно принятие Федерального закона «О помиловании».