Как добиться предоставления кредитных каникул по 106-ФЗ в судебном порядке

Помните, как в прошлом году государство предоставило меру поддержки Заемщикам, у которых снизился доход более чем на 30 %?
Был принят закон №106-ФЗ о кредитных каникулах как мера поддержки тех, кто экономически пострадал в связи с пандемией коронавируса. Иными словами, это мера по минимизации неблагоприятных экономических последствий для тех, у кого есть кредит или ипотека и чей доход существенно сократился ввиду сложившейся ситуации в стране.
Необходимо было обратиться в банк, предоставить подтверждающие документы, и после рассмотрения данных документов банк предоставлял кредитные каникулы на 6 месяцев.
Из практики
Мой клиент обратился в Сбербанк. Ему было предложено сдать документы, что он и сделал. Через 3 дня ему пришло подтверждающее СМС-уведомление, что документы рассмотрены, и льготный период подтвержден. Следующий платеж был перенесен на 6 месяцев. Информация была отображена в личном кабинете заемщика.
Однако через 2 месяца клиент получает СМС-уведомление из Сбербанка, что в связи с неподтверждением снижения дохода в предоставлении льготного периода ему отказано.
Следом приходит СМС, что за ним числится просрочка по кредиту (за 2 месяца неоплаты), начисляются штрафные санкции. Поступают звонки из службы безопасности с требованиями немедленно погасить задолженность.
"Как же так?" – недоумевал мой клиент. Все его тщетные попытки решить вопрос самостоятельно сводятся к нулю. Таким образом, он обратился с просьбой помочь в данном вопросе.
Первым делом обратились с претензией в Сбербанк и сразу направили жалобу на действия ОСБ в Центробанк.
Через некоторое время пришел ответ на претензию, где клиенту было отказано и предлагалась реструктуризация кредита (совершенно не выгодная, с увеличением срока погашения и процентов).
Следом пришел ответ из Центробанка, – внимание! – слово в слово повторяющий ответ Сбербанка на нашу претензию.
Но мы не растерялись, и было решено обратиться в районный суд для защиты нарушенного права.
Решением суда в иске было отказано полностью.
Нас не удовлетворило такое решение, и мы обжаловали его.
В Ульяновском областном суде нас услышали, и решение суда первой инстанции было отменено полностью, вынесено новое решение исковые требования удовлетворить.
Наша позиция строилась на следующем: в основе – часть 8 статьи 6 федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «в случае направления кредитором заемщику уведомления о подтверждении установления льготного периода установление льготного периода признается подтвержденным».
Таким образом, мой клиент на свою оферту об изменении кредитного договора, получив акцепт от Сбербанка в виде СМС с подтверждением предоставления льготного периода, совершил сделку по изменению кредитного договора (предоставление отсрочки).
Так же были приведены нормы ст. 165.1 ГК РФ, ст. 435, 438, 450 ГК РФ, п. 1 ст. 452 ГК РФ. В итоге, права моего клиента были полностью восстановлены, все списанные деньги были возвращены, кредитная история восстановлена, а также взысканы компенсация морального вреда, потребительский штраф и расходы на представителя.
Вывод: всегда нужно бороться за свои права, и если уверен в своей правоте, никогда не сдавайся.
Судебной практики по подобным спорам я не встречал, если кому пригодится, позже сброшу апелляционное определение (на данный момент оно еще не изготовлено).
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Банки работают на себя мало заботясь о своих клиентах, всё больше и больше в этом убеждаюсь, при чем если они дают деньги то процент намного меньше по сравнению с процентати по вкладам клиентов под проценты. У меня вопрос если идет расследование по факту мошенничества банк должен ли предоставить клиенту кредитные каникулы до выяснения обстоятельств или нет?
Все зависит от банка, уже сталкивался. Сочувствуют, но потом все равно требуют.