«Поступь хаоса» (2021) Описание и просмотр

В прокате многострадальный фильм «Поступь хаоса» — экранизация одноименного цикла Патрика Несса, которая добиралась до кинотеатров порядка десяти лет.
Сюжет
2257 год, планета Новый мир, где когда-то разбился корабль земных колонизаторов. Выжившие основали поселение Прентистаун, где повторяется сценарий покорения Америки: брутальная романтика фронтира, конфронтации с коренными жителями, выращивание свеклы и скотоводство.
Высокие технологии уступили традиционному хозяйству, в ходу разве что электрогенераторы и солнечные батареи.
Жизнь в Прентистауне настолько сурова, что выжили только мужчины — женщины погибли от рук аборигенов. Тодд (Том Холланд), судя по всему, последний мальчик в колонии. Он смутно помнит мать, мечтает завоевать уважение мэра Прентиса (Мадс Миккельсен), а фермерство нагоняет на него тоску. Скрывать это особо не получается: мысли слышны окружающим и следуют за носителем в форме пара — так называемого Шума. Девайс достался, правда, только мужчинам: мысли женщин услышать было нельзя.
Однажды Тодд встречает в лесу девушку по имени Виола (Дейзи Ридли), которая прилетела со второй волной колонистов, ищущих следы предшественников. Узнать об этом Тодд не успевает — желая выслужиться перед мэром, он сразу отводит Виолу к нему. Как и городской проповедник, Прентис отнюдь не рад гостям — и собирается разграбить прибывающий за девушкой корабль, ставя Тодда перед выбором между шпорами мужского одобрения и взыгравшими гормонами (как-никак, это первая девушка, которую он видит).
Парень решается бежать вместе с Виолой и предупредить новых колонистов об опасности. Путешествие по Новому миру еще раз переворачивает картину юношеского мира: оказывается, на карте есть и другие поселения, где все еще живы женщины и дети. Только пришельцев из Прентистауна там отчего-то не жалуют.
Производство
Десять лет назад книжная трилогия «Поступь хаоса» Патрика Несса (автора удачно экранизированного «Голоса монстра») была хитом на рынке young adult литературы. Расплесканный по страницам поток сознания всех героев вполне тянул на новаторство в жанре — пусть и сбивал немного с толку. Продюсеры начали разработку киноадаптации, как только вышла последняя книга: успех «Голодных игр» требовал немедленного ответа.
Неожиданной, но логичной казалась идея доверить сценарий Чарли Кауфману: концепция Шума и мыслей вслух — идеальное продолжение его психологических синекдох. Надолго, правда, главный голливудский мыслепрепаратор не задержался: написал первый драфт и покинул проект. Его черновик прошел через руки пяти других сценаристов и в итоге (может, и к счастью) фамилия Кауфмана исчезла из титров.
В качестве режиссера планировали пригласить Роберта Земекиса, но пришлось довольствоваться Дагом Лайманом, только познавшим «Грань будущего». В главных ролях — восходящие звезды Дейзи Ридли и Том Холланд, начинавшие блистать в двух диснеевских киновселенных (Marvel и Star Wars соответственно). «Поступь хаоса» практически поспела к похоронам эры young adult, но из-за плохой реакции на тестовых показах и пересъемок премьера съехала с 2017-го на 2021-й. На производство ушло почти десять лет, за которые сам жанр благополучно покинул свет софитов.
И без помощи Кауфмана фильм далеко отходит от сюжета книги: если там Тодд покидал поселение, считая себя избранным и мечтая о свободе, то в экранизации — из симпатии к незнакомке. Вместе с Виолой они проводят большую часть фильма, но почти не сближаются. Родившаяся в космосе девушка напугана нравами мужского города, а потому почти не говорит, Тодд же шумно борется с невнятными чувствами к ней. Практически все мысли взрослеющего парня сводятся к рефлексам: «девушка — красивая, она мне нравится, будь мужчиной, не хочу расставаться». Такими примитивными конструкциями в первоисточнике пользовалась собака Тодда (здесь она благоразумно не разговаривает). Эпиграф фильма «Мысль — это нефильтрованный хаос» здесь возведен в комичный абсолют.
В версии Лаймана Шум играет роль скорее юмористического элемента и маркера незрелости Тодда. Учитывая, что добрую половину фильма он находятся в лесу наедине с молчаливой Виолой, прием быстро исчерпывает себя и обращается самоповтором. В более мрачном драфте Кауфмана Шум вел к неизбежной искренности, становившейся новой формой коммуникации и причиной общей травмы колонистов. Источник