Людвиг Витгенштейн - главный философский геймчейнджер ХХ века.
«И в этом, пожалуй, прав Достоевский, когда он говорит, что тот, кто счастлив, выполняет цель бытия.»
Фрагмент из записи в дневнике Людвига Витгенштейна от 6/07/1916.
Поговорим немного об одной из важнейших фигур в истории философской мысли. Если существует хоть небольшой мостик между аналитической и континентальной традициями, то первые сваи в его основание вбивал именно Людвиг Витгенштейн. Для начала представляю выборку случайных фактов, просто показывающих то, насколько это интересная личность.
Людвиг Витгенштейн – это:
● Человек, решивший все философские проблемы. Дважды.
● Конструктор авиационных деталей, прочитавший книжку Фреге и перевернувший игру. Дважды.
● Преподаватель сельской школы, которого выгнали с работы за то, что он ударил ученика. Не дважды, и на том спасибо.
● Архитектор и дизайнер дома (чем, кстати, был очень горд), ставшего одним из первых примеров австрийского модернизма.
● Еврей, возможно сидевший за одной партой с Гитлером.
● Наследник самого богатого человека Европы, раздавший все свои деньги поэтам, художникам и композиторам. Сам он, между прочим, тоже имеет собственное музыкальное произведение.
● Профессор философии, не читавший ни строчки из Аристотеля.
● Опасный австриец с кочергой и глазами маньяка, запугавший Карла Поппера – впрочем, никто не знает, правда ли это.
Он ругался с Бертраном Расселом, потому что не хотел ничего публиковать, пока работа не имела бы идеальный во всех смыслах вид. Он дописывал одну из двух своих главных работ, будучи пленным в Италии. Он плавал на военном корабле по Российской Империи, расставляя ударение над каждым словом в книге Толстого. Он плутал от гомо-до полной асексуальности. Он так и остался единственным философом, самым лютым критиком которого был он сам.
В общем, личность Людвига иной раз представляет собою нечто не менее интригующее, чем его философия – и сколь сложна и запутана первая, столь много интерпретаций получает вторая. Всё его творчество делится на два периода, которые во многом друг друга отрицают, и вряд ли можно однозначно сказать, какой из них важнее. Едва ли кто-то в большей степени повлиял на развитие не только аналитической, но и философии вообще. Я недавно узнал, что часть блогеров теперь называется инфлюенсерами, но скажу по секрету, что настоящий инфлюенсер – это Витгенштейн.
Итак, поговорим о его первой работе.
Эта небольшая книжечка, с лёгкой руки Мура получившая название «Логико-философский трактат», на манер произведений Спинозы, что связано с формой произведения, стала ядерной бомбой в интеллектуальном мире начала предыдущего века. Сам Витгенштейн называл её «der Satz» (нем. «Предложение»), в этом году ей исполнятся сто лет с момента первого издания.
Что она собой представляет? Логико-философский трактат традиционно считается состоящим из семи высказываний, для каждого из которых представлен ряд пояснений, уточнений, дополнительных идей и прочего. Вполне естественно полагать, что Витгенштейн написал значимо больше – это действительно так, свидетельством чему служат его дневники и заметки. К сожалению, после выхода ЛФТ значительную часть материалов, предшествующих его написанию, Людвиг уничтожил, но, как это обычно и бывает, кое-что пережило гнев своего создателя, а потому дошло до нас.
В трактате Витгенштейн пишет, что: «Десятичные числа как номера отдельных предложений указывают на логическое значение предложений, на акцент, который делается на них в моем изложении. Предложения п. 1, п. 2, п. 3 и т. д. - комментарии к предложению No. η, предложения п. т. 1, п. т. 2 и т. д. - комментарии к предложению No. п. т.; и т. д.» Хотя теперь мы можем точно сказать, что это не всегда верно – несмотря на конечную версию, подготовительных материалах мы обнаруживаем другой способ компоновки и соотнесение важности отдельно взятых высказываний. Почему я об этом вообще говорю вместо того, чтобы говорить, _что_ собственно написано в трактате?
Потому что важность одних высказываний из трактата относительно других долгое время сильно затмевала картину. Собственно говоря, ЛФТ имеет два основных прочтения, две основных ветви интерпретаций:
1) Позитивистское прочтение Венского кружка, махом (не Махом) превратившего ЛФТ в новую библию своего нескромного сообщества. Они увидели в трактате только логическое, проигнорировав всё остальное или переинтепретировав в позитивистском ключе. Именно из-за них Витгенштейна долгое время называли логическим позитивистом – их он не очень любил, хотя никакой особенной реакции не проявлял и даже поддерживал некоторые мифы, формируемые Венским кружком вокруг его работы.
2) С открытием дневников и заметок появилась и другая интерпретация – назовём её мистической. В этом огромную роль сыграли ученики Витгенштейна, в частности, фон Вригт, статью которого я скидывал вам выше. В доме одной из сестёр Людвига он обнаружил три записные книжки, которые Витгенштейн использовал во времена написания трактата как дневники (и личные, и философские). Благодаря этому открытию стало известно, что сам автор ЛФТ совершенно иначе расставлял приоритеты и подходил к делу под другим углом, нежели воспринявшие его позитивисты.
Две эти линии понимая ранней работы божественного Людвига, конечно, не являются строго взаимоисключающими – это лишь расстановка акцентов, однако из них выводятся очень различные следствия и далеко не во всём совместимое миропонимание.
Что касается трактата – его я, всё же, советую почитать. Он совершенно небольшой и представляет собой тридцатистраничную брошюрку, поэтому попробуйте проникнуться тем духом, который Людвиг в него вложил. Если вам кажется, что вы совершенно ничего не понимаете – радуйтесь! Во всём, что касается Витгенштейна, это очень хороший знак. Я же со следующей статьёй подготовлю список сопроводительных материалов и расскажу о том, что именно написано в трактате.
О какой интерпретации хотелось бы узнать?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты