Введение - председатель правления ТСЖ "ЖК-3"и его правовой статус (часть 1)
Сообщество "А СУДЬИ КТО?!" создано для обсуждения "хождения по мукам" неработающего пенсионера-председателя правления ТСЖ.
Разрешите представиться - Алимова Людмила Ивановна, к.ф.-м.н., заслуженный специалист Ракетно-космической корпорации "Энергия", занималась разработкой, изготовлением и установкой бортовых антенн для спутниковых систем связи, много лет работала с технической документацией на двух языках - русском и английском. Юридического образования не имею.
С 2013 года - неработающий пенсионер, проживаю в городе Феодосии Республики Крым.
1. Дом, в котором я живу, находится под управлением Товарищества собственников жилья “ЖК-3” (далее - ТСЖ "ЖК-3"; ОГРН 1149102133410 ИНН/КПП 9108011043/910801001, регистрационный номер в Управлении пенсионного фонда РФ в г. Феодосии Республики Крым: 091-015-002005) – некоммерческая организация, действующая на основании Устава, Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ).
С момента государственной регистрации 14.12.2014 до уведомления о ликвидации 21.05.2020 товарищество осуществляло свою деятельность в соответствии с кодом экономической деятельности ОКВЭД 68.32.1 – «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе».
Указанный вид экономической деятельности ежегодно в предусмотренном законодательством РФ порядке подтверждался в Фонде социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Филиал № 2
г. Феодосия.
Из двух возможных разновидностей экономической деятельности по указанному коду – за вознаграждение или на договорной основе – товариществом была избрана деятельность за вознаграждение.
На основании Устава, подпункта 11 части 2 статьи 145 Жилищного Кодекса РФ (далее также - ЖК РФ) 28.01.2017 общим собранием членов ТСЖ “ЖК-3” члену правления Алимовой Людмиле Ивановне было определено вознаграждение в сумме 5000 (пять тысяч) рублей в месяц - протокол № 1 от 28.01.2017.
16 августа 2017 года я, Алимова Л.И., была избрана председателем правления и оставалась председателем правления вплоть до 21 мая 2020 года - государственной регистрации уведомления о ликвидации ТСЖ “ЖК-3”.
Я как председатель правления ТСЖ “ЖК-3” в период с 16 августа 2017 по 21 мая 2020 года не состояла в трудовых отношениях с ТСЖ “ЖК-3” на условиях трудового договора и в гражданско-правовых отношениях на условиях договора гражданско-правового характера.
Я ежегодно представляла в Межрайонную ИФНС России №2 по Московской области (ИФНС 5018 по месту регистрации) декларацию 3-НДФЛ и оплачивала налог 13% по коду 2001 - вознаграждения, получаемые членами органа управления организации.
Вознаграждение выплачивалось из личных средств собственников помещений – каждый собственник в соответствии с принятой на общем собрании членов товарищества ежегодной сметой ежемесячно оплачивал на расчетный счет ТСЖ “ЖК-3” в БАНКЕ РНКБ (ПАО) пропорциональную его доле в праве собственности на общее имущество (часть 1 статьи 37 ЖК РФ) сумму, определенную в соответствии с методикой, изложенной в Письме Министерства строительства и жилищно коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 года № 450-АТ/04:
5000 руб/Sжилая площадь дома х Sжилого помещения = 3,31 руб/м 2 х Sжилого помещения м 2,
где:
Sжилая площадь дома – площадь жилых помещений дома, составляющая 1509 м 2;
Sжилого помещения – площадь жилого помещения собственника.
При этом я сама ежемесячно оплачивала на расчетный счет ТСЖ “ЖК-3” в БАНКЕ РНКБ (ПАО) сумму, пропорциональную площади принадлежащего мне жилого помещения № 28, в размере 3,31 руб/м 2 *44,5 м 2 =
= 147 руб.
Таким образом, решение о выплате вознаграждения мне как председателю ТСЖ “ЖК-3” принималось общим собранием, а не ТСЖ “ЖК-3”. Источником выплаты вознаграждения являлись не средства ТСЖ “ЖК-3”, а предусмотренные в смете товарищества средства собственников жилых помещений дома по б-р Старшинова, 5 в городе Феодосии, в том числе и мои средства.
2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии со вступившими в силу изменениями с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) находятся в компетенции Федеральной налоговой службы России (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ и Федеральный закон от 03.07.2016
№ 250-ФЗ).
В период с 01.01.2017 по 21.05.2020 администратором страховых взносов для ТСЖ “ЖК-3” являлась Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Крым (далее – ИФНС 9108), в которой ТСЖ “ЖК-3” зарегистрировано как юридическое лицо.
Согласно пункту 2.3 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В период с 14.12.2014 по настоящее время ТСЖ “ЖК-3” не являлось налоговым агентом (пункт 1 статьи 226 НК РФ), не имело штата сотрудников, заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров, не выплачивало физическим лицам заработную плату, положение об оплате труда наемных работников в ТСЖ “ЖК-3” отсутствовало. ТСЖ “ЖК-3” не сдавало декларации 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, в срок представляло в ИФНС 9108 требуемые законодательством отчеты и расчеты, в том числе – ежеквартальные «нулевые» расчеты по страховым взносам (далее также - РСВ).
Инспекция ИФНС 9108 еще в 2017 году была надлежащим образом уведомлена о получении мной по решению общего собрания членов товарищества ежемесячного вознаграждения в сумме 5000 рублей.
Правовая позиция ТСЖ “ЖК-3” об отсутствии у товарищества обязанности по оплате страховых взносов в связи с выплатой вознаграждения председателю правления была согласована инспекцией ИФНС 9108 - товарищество не оплачивало страховые взносы, а администратор страховых взносов ИФНС 9108 по результатам ежеквартальных камеральных проверок не предъявлял к ТСЖ “ЖК-3” требований о необходимости оплаты страховых взносов (что подтверждено принятыми ИФНС 9108 «нулевыми» РСВ, полным комплектом справок ИФНС 9108 и актом совместной сверки расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам).
Таким образом, вознаграждение председателя правления ТСЖ “ЖК-3” не являлось для администратора страховых взносов ИФНС 9108 объектом обложения страховыми взносами. По состоянию на 31.03.2021 года актов или уведомлений от ИФНС 9108 о нарушении налогового законодательства по пункту 2.3 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ нет. Товарищество не оплачивало страховые взносы и не имело задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.
3. Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее – Федеральный закон N 167-ФЗ), регулируются Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Федеральными законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ полностью регламентируется деятельность Управления пенсионного фонда РФ в г. Феодосии РК (далее-УПФ Феодосии) - вынесенные УПФ Феодосии акты и решения должны полностью соответствовать данным Федеральным законам. Федеральным законам № 27-ФЗ и
№ 167-ФЗ а именно:
3.1 В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, определяющей общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п (далее также – постановление ППФ РФ от 01.02.2016 N 83 п) утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в соответствии с пунктом 4 которой в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, пункте 4 постановления ППФ РФ от 01.02.2016 N 83 п приведен определенный и недвусмысленный критерий, определяющий возникновение у ТСЖ “ЖК-3” обязанности представлять форму СЗВ-М – у товарищества должны были иметься работники, с которыми заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
ТСЖ “ЖК-3” не имело лиц, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивал страховые взносы.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, пунктом 4 постановления ППФ РФ от 01.02.2016 N 83 п ТСЖ “ЖК-3” не должно было предоставлять в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М.
Между тем, в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификацион-ном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Именно отличие формулировки требований пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от формулировок требований части 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ, пункта 4 постановления ППФ РФ от 01.02.2016 N 83 п позволило УПФ Феодосии, толкуя понятие «работающее застрахованное лицо» с применением писем Федеральной Налоговой службы от 30 октября 2017 года № ГД-4-11/22066@ и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 17-4/10/В-1846, позволило УПФ Феодосии и судам сделать неправомерный вывод о том, что на председателя ТСЖ (при отсутствии заключенного трудового или гражданско-правового договора) необходимо представлять отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.
3.2 В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Я как председатель правления ТСЖ “ЖК-3” до 21.05.2020 года (до принятия общим собранием членов товарищества решения о ликвидации ТСЖ “ЖК-3”):
1) не являлась лицом, работающим по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
2) как член правления в соответствии с частью 3.1 статьи 147 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее также - ЖК РФ) не могла совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору;
3) не являлась единственным участником (учредителем), собственником имущества заявителя, поскольку:
-членами ТСЖ “ЖК-3” являются 35 собственников помещений в доме по б-р Старшинова, 5 (часть 1 статьи 135 ЖК РФ);
-общее имущество в находящемся под управлением заявителя многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений (часть 1 статьи 36 ЖК РФ);
4) не являлась руководителем ТСЖ “ЖК-3”, поскольку:
-руководство деятельностью заявителя осуществляется правлением (часть 1 статьи 147 ЖК РФ);
-органами управления заявителя являются общее собрание членов товарищества, правление (статья 144 ЖК РФ);
-общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества (часть 1 статьи 145 ЖК РФ).
Таким образом, из применения в отношении председателя правления части 1 статьи 36, части 1 статьи 135, статьи 144, части 1 статьи 145, частей 1, 3.1 статьи 147 ЖК РФ к определениям части 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ следует однозначная правовая позиция - я как председатель правления ТСЖ “ЖК-3” являлась только членом ТСЖ “ЖК-3” и не являлась застрахованным лицом, работающим по трудовому договору, в том числе руководителем организации, являющимся единственным участником (учредителем), собственником имущества ТСЖ “ЖК-3”, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
3.3. УПФ Феодосии и судами применяется не подлежащая применению часть 2 статьи 123.14 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее также – ГК РФ) (лист 7, абзац 1 постановления), согласно которой в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
Признание председателя правления единоличным исполнительным органом противоречит статье 144, части 1 статьи 145, части 1 статьи 147 ЖК РФ.
Председатель правления ТСЖ “ЖК-3” – выборное лицо, наделенное в соответствии со статьей 149 ЖК РФ только организационными полномочиями, действовавшее в период март-декабрь 2018 года в интересах собственников помещений находящегося под управлением ТСЖ “ЖК-3” дома по б-р Старшинова, дом 5 в г. Феодосии, в том числе и в своих собственных, и выполнявшее решения правления и общего собрания членов ТСЖ “ЖК-3.
Как указано в части 8 статьи 5 ЖК РФ, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса, поэтому часть 2 статьи 123.14 ГК РФ не подлежит применению при определении правового статуса председателя правления ТСЖ “ЖК-3”.