Шуба Жанна Алексеевна
Шуба Ж.А. Подписчиков: 0

Оценка воздействия на окружающую среду

6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Цель: Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это определение характера и степени опасности всех потенциальных видов воздействий на окружающую среду, оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления организацией природопользователем деятельности оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, предполагающая рассмотрение возможных альтернатив осуществления хозяйственной деятельности (рационального природопользования) с минимальным воздействием на окружающую среду в целях предотвращения и смягчения воздействия этой деятельности как на компоненты окружающей среды, так и на здоровье населения.

Задачи ОВОС:

• Общая оценка воздействия промышленных факторов на окружающую природную среду до реализации проектных решений (исходная характеристика местности)

• Локализация местности, которая может быть подвергнута негативному воздействию, и выявление ключевых факторов и видов воздействия на основные компоненты окружающей среды с учетом различных альтернатив реализации планируемой деятельности

• Социально-экономическая оценка деятельности предприятия

• Организация и проведение общественных слушаний, изучение мнения местных жителей относительно работы предприятия и его влияния на экологическую обстановку на данной территории

• Поиск методов предотвращения или смягчения негативного воздействия промышленного процесса. Обоснование эффективности и рациональности реализации данных мероприятий

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования регулирования оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Это касается регулирования и осуществления участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду как на национальном уровне, так и на международном - при наличии трансграничных аспектов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Под оценкой воздействия на окружающую среду понимается не оценка экологического воздействия тех или иных действующих предприятий, а складывающаяся на протяжении последних десятилетий на международном и российском уровнях система подготовки и принятия экологически значимых решений.

Усиление роли экологического фактора в жизнедеятельности общества предполагает востребованность научных разработок, связанных с более детальной идентификацией природоохранных аспектов производственно-хозяйственной деятельности, совершенствованием их анализа и оценки. Высокая стоимость технологий, позволяющих сохранять качественное состояние окружающей среды в условиях дефицита финансовых ресурсов у значительной части предприятий, предопределяет необходимость формирования программ стимулирования природоохранной деятельности.

Понятие, принципы и этапы ОВОС

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) традиционно считается одной из основных мер, обеспечивающих учет экологических требований в процессе реализации хозяйственной деятельности.

Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду:

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:

• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

• обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;

• обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая "нулевой вариант" (отказ от планируемой деятельности);

• обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• научности (включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных);

• комплексности и системности (отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов);

• доступности информации (обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации);

• недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа:

1) Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:

• подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

• информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;

• проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;

• проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

2) Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3) Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.

4) Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

• определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);

• анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

• выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

• оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

• определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

• оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

• сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;

• разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности. Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения. С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, не загрязненности.

Виды и сфера применения

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) направлена на выявление характера, интенсивности и степени опасности влияния планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения на оценку экологических, социальных и экономических последствий осуществления предполагаемого проекта.

Виды работ:

• Определение характеристик намечаемой хозяйственной или иной деятельности и возможных вариантов ее реализации;

• Оценка современного состояния территории размещения проектируемого объекта;

• Оценка возможного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду;

• Количественная оценка воздействия на окружающую среду;

• Разработки мероприятий снижающих величину воздействия проектируемого объекта на окружающую среду;

• Эколого-экономическое обоснование инвестиций в строительство;

• Подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и рекомендаций по последующим этапам разработки экологического обоснования.

Сфера применения ОВОС:

ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

• Концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

• Схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

• Градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

• Предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОВОС - не задача государственной экологической экспертизы, а норма выработки хозяйственных решений, подлежащая проверке при экспертизе. Проверка выполнения правил проведения ОВОС, наряду с качеством решений по объекту, является предметом государственной экологической экспертизы. Именно это принципиально отличает экологическую экспертизу от любой другой.

ОВОС - это не столько собственно меры по охране природы, сколько "средство выхода" на них. Если строго следовать порядку проведения ОВОС, грамотная выработка решений по объекту может привести к тому, что традиционные природоохранные меры в виде строительства природоохранных сооружений и установок могут вообще не понадобиться. И это будет наиболее эффективным, экологически обеспеченным хозяйственным решением.

ОВОС - не только соблюдение существующих нормативов воздействия на окружающую среду, скорее, это механизм постановки задачи по нормированию воздействий через выявление экологических последствий и установление того, что именно этот источник воздействия будет причиной многих последствий и его характеристики должны быть жестко нормированы, а выставленные нормы обеспечены технически до того, как хозяйственный проект будет осуществлен. Хотя, конечно, в рамках проведения ОВОС выполнение всех существующих нормативов воздействия на окружающую среду обеспечивается в обязательном порядке.

ОВОС - это объективное явление современного мира, переводящее бесконечные разговоры об охране окружающей среды в плоскость практических и эффективных действий в системе принятия решений о хозяйственном развитии;

ОВОС позволяет результативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности и вырабатывать экологически обеспеченные хозяйственные решения, осуществление которых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям.

Важно ли ОВОС?

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Как пополнить бюджет казны?

Налоговые мытари, ненародные неизбранники уже не знают как изголиться чтобы ободрать чернь до кровавого мяса, вытрясти из народа последние гроши. А вот богатых они не трогают, ибо сами не бедные.

Из-за повышения налога на добавленную стоимость с 20 до 22% плата за свет поднимется уже с января 2026 года. Сообщение ФАС.

Федеральная антимонопольная служба представила свежий проект нормативного акта, который пересматривает максимально допустимые и минимально приемлемые расценки на электроэнергию для населения.

В Госдуме предложили выплачивать 20 тысяч рублей за рождение ребенка в новогоднюю ночь

Как у вас предновогоднее настроение? У нас уже настоящая сказка: выпал первый снег, город припорошило, и люди потихоньку начинают готовиться к главному празднику страны. Мандарины, елки, подарки...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы