В России создали «Просветкомнадзор» - аналог Наркомпроса
С 1 июня 2021 года «народное просвещение» переходит под контроль чиновников.
Чтобы понимать накал страстей вокруг нового Закона о просветительской деятельности (речь о поправках в Закон «Об образовании»), достаточно сказать, что против его принятия выступил весь президиум Российской академии наук, многие учёные и популяризаторы науки, блогеры и авторы образовательных проектов. Академики написали президенту Путину письмо с просьбой не подписывать этот документ. Пока результат - ноль.
Проблема в том, что новый закон, спустя 100 лет, возрождает аналог Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) РСФСР — орган государственной власти, контролировавший в 1920—1940-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

Но тогда создание Наркомпроса было оправдано неграмотностью большей части населения, большим влиянием на массы церкви.

Картина В.В.Пукирева "Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда",1868 г.
Теперь же возрожденную бюрократическую структуру можно, скорее всего, назвать «Просветкомнадзор».
Претензий к новому закону множество, но основных две: «размытость формулировок» (поправки сформулированы нечетко, новые ограничения могут коснуться любого, кто ведёт лекции или семинары на различные темы); контроль госорганами международного сотрудничества образовательных организаций, включая школы и вузы.
Новые нормы должны вступить в силу с 1 июня 2021 года. До 1 сентября 2022 года образовательные организации должны получить заключения на подписанные до вступления в силу закона соглашения о международном сотрудничестве от уполномоченных федеральных органов власти.
По мнению вице-президента РАН, главы Комиссии РАН по популяризации науки, академика Алексея Хохлова, дело не только в бюрократии, «что касается просветительства — так это просто создание на пустом месте точки напряжения между властью и научно-образовательным сообществом. Эта деятельность никогда у нас не регулировалась. Даже в советское время, когда была жесточайшая цензура, никто не требовал согласовывать лекции, с которыми выступали учёные-просветители».
Хохлов также считает, что под запрет могут попасть различные блоги и YouTube-каналы, посвящённые науке и пропаганде научного знания, так как «никто не знает, какие формы контроля будут предложены. Закон предписывает правительству выработать некие правила, а что это за правила — неизвестно».
С одной стороны, претензии к закону выглядят обоснованными. Но с другой стороны, – как быть с армией лекторов, разъезжающих по стране, или сидящих в Интернете, вталкивающих в головы молодежи невесть что? Недавно мне попалась заметка в англоязычном сегменте Сети, где описано, как в Иркутском государственном университете прошел семинар с участием студентов пятого курса Американо-сибирского факультета менеджмента и общественного движения «Региональная альтернатива Сибири». Якобы, будущие выпускники американо-сибирского отделения университета были в восторге от перспективы стать частью Соединенных Штатов. «У нас блестящее экономическое будущее», - сказал один взволнованный выпускник.
Таких примеров можно привести сотни. Остается только надеется, что новый «Наркомпрос» (или «Просветкомнадзор») займется подобными «просветителями» в первую очередь.
Но займется ли «Просветкомнадзор» постоянным вмешательством банкира Германа Оскаровича Грефа в сферу образования, его странным проектом «Ладошки» в школах, постоянными призывами к тотальной цифровизации образования? А как вам западный проект при участии Грефа «Образование 2030» (Future of Education and Skills: Education 2030), достойный Оскара (в прямом и переносном смысле), где ненужными и подлежащими упразднению признаны не только общеобразовательные школы и исследовательские университеты, учителя и учебники, оценки по итогам семестров/четвертей и дипломы, но и сам формат текста, как форма коммуникации, к 2035 году должен прекратить своё существование (!). Греф призывает свести обучение к играм. Внедряются такие понятия, как "Игра — это норма", "Игра всё детство". Внедряется новая модель поведения - "Человек играющий" вместо модели - "Человек думающий". И это притом, что у детей и молодежи игромания уже превратилась в большую проблему.

Кстати, Греф не одинок в своих идеях. С ним заодно и Министерство просвещения, издавшее приказ от 17 апреля 2019 года, где предусмотрено создание «цифрового образовательного профиля» каждого учащегося.
Как быть с этими глобальными проектантами, которые на самом высоком уровне навязывают обществу «цифровую дебилизацию»? Или на их лекции и проекты цензура не будет распространяться?
А как Вы думаете?