Интеллектуальный капитал: проблема оценки

В современных экономических системах основой конкурентоспособности компаний являются уникальные знания, интеллектуальная собственность и обучение персонала. Посредством интеллектуального капитала создается конкурентное преимущество организации и повышается эффективность ее деятельности на рынке.
Эффективное формирование, развитие и использование интеллектуального капитала становится стратегической задачей коммерческих организаций.
Успехи в освоении интеллектуального капитала России связаны с решением проблемы эффективного управления:
1) созданием и преумножением интеллектуального потенциала организаций;
2) использованием интеллектуального капитала при создании инновационной продукции;
3) процессом инвестирования всего цикла превращений интеллектуального капитала.
Значимая цифра
Для финансовой оценки интеллектуального капитала организации может применяться коэффициент Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов). Суть применения этого коэффициента в следующем: если цена компании существенно больше цены ее материальных активов, это значит, что нематериальные активы оценены по достоинству. Под такими активами подразумеваются талант персонала, управляющие системы, менеджмент, бренд.
Приобретая компанию, покупатель платит не столько за ее материальные активы, сколько за интеллектуальный капитал. В успешных, развивающихся организациях коэффициент Тобина высок и продолжает расти. Высокое значение указывает на возможность достоверной оценки экономического эффекта инноваций и соответствующих продаж на ранней стадии инновационного цикла. Значение коэффициента Тобина меньше 1 свидетельствует о проблемах в организации: например, она может быть оценена неадекватно, или это может демонстрировать ее низкую конкурентоспособность.
Составляющие интеллектуального капитала удобно оценивать по частям. Так, К. Макконнелл и С. Брю выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
— расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
— расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
— расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
Внешние структуры могут быть проанализированы и оценены по таким показателям, как:
• количество клиентов; как долго они являются клиентами данной организации;
• прибыль в расчете на клиента;
• состав клиентов, связи с ними, степень их удовлетворенности;
• продажи на одного клиента;
• имиджевые клиенты организации;
• повторяются ли заказы.
Внутренние структуры также имеют ряд показателей для оценки:
• информационные системы, их применение, функции, масштаб;
• оборудование, состав и эффективность административных систем и организационных структур;
• инвестиции в новые методы управления и филиалы; в исследования и конструкторские работы; в информационные системы и технологии;
• корпоративная культура, ценности, традиции, символы;
• стабильность организации: срок ее существования, доля персонала с маленьким стажем работы, текучесть управленческих кадров.
Наиболее эффективный метод оценки интеллектуального капитала – это сбалансированная система показателей. Этот метод также позволяет осуществить задачу донесения до всех подразделений организации ориентиров деятельности и стратегии организации.
Извините, Елена, но всё это не про Россию. Может где-то это и верно, но не у нас. У нас обычно оценивается всё совершенно по другому...
Зачем это знать юристам? Это дело оценщика и собственника.