О золотом правиле нравственности. Часть 1

83 просмотрa
20 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 1,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Для разминки рассмотрим примеры

когда зло или добро не бывают абсолютными с моей точки зрения

В Википедии приведена цитата из Большой советской энциклопедии, где написано, что добро́ и зло — в философии, этике и религии дихотомия нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое.

Сначала рассмотрим современные понятия «добро» и «зло».

С 2021 по 2025 год Банк России планирует обновить внешний вид российских банкнот, усовершенствовав их дизайн и средства защиты. Это оказалось злом для жителей всех городов, которые изображены на существующих купюрах. Но это сообщение является добром для жителей тех городов, которые планируется изобразить на новых купюрах. Но есть жители, которым «до лампочки», есть на купюрах их город или его нет.

Убийцу осудили, дали реальный срок. Это АБСОЛЮТНОЕ добро? Ведь у убийцы могут быть мать, отец. Каково им? Но тут раздаются голоса: родители виноваты, что вырастили убийцу, так им и надо. А если человек убил другого по неосторожности? За нечаянно бьют отчаянно (помню так говорили в моём детстве)? А если человек стал убийцей в пьяном угаре, но его признали вменяемым?

Более сложный для анализа случай. Осудили человека на длительный срок даже не за убийство, а у него остались дети, у которых нет родственников? Тюрьма это добро или зло?

Один человек убил другого человека. Можно ли считать это абсолютным злом, если он убил убийцу своего отца или сына, или дочери, или друга? Есть люди, которые посчитают это добрым поступком. Сам читал на форумах подобные сообщения. На самом деле это является «кровной местью» – атавизмом человеческих отношений, существующим в настоящее время в некоторых местах. «Кровная месть появилась в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования» (Вики). Обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монопольного права на насилие у государства). (Вики) В современной России необходимость кровной мести многие оправдывают тем, что государство не может, по их мнению, справедливо наказать убийцу. Однако многие люди убийство убийцы неофициальным палачом считают не кровной местью, а справедливым наказанием. Я не знаю, является ли естественным свойством человека желание ЛИЧНО убить убийцу, который никак не связан с убитым человеком. В то же время говорят, что МНОГИЕ долго не могут успокоиться после первого убийства человека, им сняться страшные сны. Напротив, Чикатило испытывал необычайное удовлетворение от убийства и после него никак не мог успокоиться от радостных чувств.

Во время Великой Отечественной войны убийство врага на поле брани считалось доблестью, но пленных, как правило, не убивали. Также поступали и захватчики, но пленных ждала тяжёлая участь. В СССР с пленными поступали гуманнее.

Как полагал Ф. Энгельс: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». В. Ленин, в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности. Рассмотрим эти высказывания на примере Чингисхана (1162 – 25 августа 1227 гг.)

Идеология Чингисхана

В статье «Чингисхан. Абсолютное Зло» написано, что Чингисхан был единственный, кто создал империю из ничтожества, построив ее на фундаменте абсолютной жестокости. Такого размаха террора не знает мировая история.

Феномен Чингисхана основан на земле, что его родила. Монголы были небольшим диким народом, всего их было до 1 млн. человек с младенцами. Еды было мало, главной ценностью был скот и лошади. Род (клан) который не мог прокормить себя, погибал. Жизнь не имела значения. Поэтому с детства монголов учили трем вещам: искать еду, защищаться от сильных и нападать на слабых. Монголы убивали монголов. Никаких иллюзий и будущего. Никакого доверия. Жизнь для выживания. Постоянный голод и нападения. В таком мире родился Темуджин (Чингисхан с 1206 года).

Знаменитая жестокость Чингисхана была обычной логикой монгола. Но Темуджин довел ее до совершенства. Он делал то, что давало результат. Следовательно, он это считал добром.

Вначале Тэмуджин старался сохранить в живых как можно больше людей из улуса (семантически может означать народа, государства) противника чтобы в дальнейшем привлечь их к себе на службу. В некотором роде также поступали немецкие захватчики, агитируя пленных вступать в их ряды. Но в дальнейшем, когда Тэмуджину удалось переговорами и силой объединить монгольские племена, он не стал жалеть представителей других народов. Часть представителей других народов он безжалостно убивал, часть превращал в рабов или своих воинов. Но участь пленённых воинов была так же ужасна, как и участь рабов. Тэмуджин (Чисгисхан) или его военачальники посылали пленных впереди своих войск, и там они часто погибали. Однако, т.к. Чингисхан (Тэмуджин) делал то, что давало результат, то он оставлял в живых тех, кто мог помочь ему в победе и, скорее всего, обращался с ними гуманно. Например, китайских специалистов по взятию крепостей.

Одним из враждебных народов, с которыми воевал Тэмуджин (Чисгисхан), были татары. В Википедии написано, что 1202 году на совете, собранном Тэмуджином после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележного колеса, как месть за убитых ими предков монголов (в частности за отца Тэмуджина). Как отмечалось выше, атавизм кровной мести сохранился до сих пор.

Приведу ещё 2 примера «кровной мести» Чингисхана, который уничтожал невинных местных жителей.

В статье «Почему Чингисхан приказал зверски расправиться над афганцами?» написано, что летом 1211 года монгольские войска под руководством самого Чингисхана осадили горную цитадель – Бамиану, город на территории современного Афганистана, принадлежащий Хорезму. Осада далась дорого великому хану, он заплатил за нее кровью, но не своей. Один из его любимых внуков Мутуген, сын Чагатая, пал во время очередного приступа, разгневанный Чингисхан объявил о решающем штурме и как сообщают монгольские источники, ринулся лично в бой, говорят, впавши в безумную ярость. Чингисхан приказал убить всех – абсолютно. Монголы не брали добычи, все предавая огню, не щадили жителей, с особой жестокостью расправляясь с пленными воинами, по приказу Чингисхана город сравняли с землей, чтобы "никто не мог заселиться на этой проклятой земле".

В ноябре 1220 года тумен (наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII—XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников) Тогачара (в статье «10 Шокирующих Фактов О Чингисхане!» Токучар) подошёл к Нишапуру, который был городом в Иране с населением около 1,75 млн. человек. На третий день сражения Тогачар был убит стрелой, и монголы отступили. После взятия Нишапура армией Толуя (апрель 1221 года) было приказано в качестве мести за смерть Тогачара «разрушить город до самого основания, чтобы это место можно было перепахать; и чтобы во исполнение мести в живых не осталось даже кошек и собак». Старшая жена Тогачара, дочь Чингис-хана, прибыла в город, чтобы лично проследить за исполнением приказа. Подробно в Вики, статья Тогачар.

Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «каган», приняв имя Чингиз. Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство, даже если это касалось личных качеств противника. Подробно в Вики.

В статье «Наказание Хорезма: Чингисхан покоряет Среднюю Азию» написано, что монголы вели довольно "гуманную" войну. Простолюдинов они оставляли в покое, если те сдавались без боя и не устраивали бунтов. Монголы наводили ужас на аристократов. Чингисхан происходил из социальных низов и не жаловал людей с "голубой" кровью. Куда бы ни приходили его тумены, первым делом они истребляли вражескую элиту.

Также в этой статье написано, что по "кодексу" Чингисхана, сдававшиеся добровольно, становились как бы членами монгольского племени, почти родными братьями монголов. Но те, кто их предавал, подлежали истреблению. Монголы сравнивали восставшие города с лицом земли, полагая при этом, что разрушенный город не восстанет вторично.

Примеры в следующей части.

1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Владимир Иванович
Подписчиков 717
12.04.2021, 18:06
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг116.6к
В части 1 речь шла об относительности понятий «добро» и «зло». В частности, в качестве ...
Подробнее
Неинтересно
0
0