Ораз кротости
Не однажды случалось мне разговаривать с людьми, кои имели возможность совершить паломническую поездку в какой-либо монастырь. Но не просто приехать с экскурсией, погулять по монастырской территории, посетить местный храм, отведать монашеской трапезы и уехать обратно. А пообщаться с теми, кому, милостью Божьей, довелось пожить и потрудиться в монастыре какое-то время. Удивительно, до какой степени люди могут заблуждаться в своем представлении об этом образе жизни. Вдохнув благодати на небольшом, отрезанном от мира, намоленном клочке земли, некоторые искренне начинают думать, что готовы все оставить и посвятить себя служению Богу. Скажу не понаслышке: монашество – это подвиг, который еще надо суметь понести.
Монах в переводе с греческого языка означает «мо́нос» – «один». «Бог да душа – вот монах». Это есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее».
Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира. Это служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
СВЕТ МОНАХАМ АНГЕЛЫ, А МОНАХИ – СВЕТ МИРУ
Спит земля под белым снегом,
Снова снится ей весна;
Млеет ночь под звездным небом,
Лишь монахам не до сна.
Тихо ангелы земные
На молитву в храм спешат;
И под своды расписные
Вновь возносится душа.
Неустанно молят Бога,
Чтоб на жизненном пути
Дал им времени немного,
Миллионы душ спасти.
"Все мы в этой жизни путники. Каждая встреча на этом пути – Божественный знак. Мы шагаем в этом мире, и бережные руки Господа подхватывают нас в самые трудные минуты, посылая нам навстречу людей, несущих любовь".
Монастырь называют кораблем спасения. "Здесь свое счастье, свои традиции. Человек светский попадает в мир, где время течет по другим законам. Здешнему миру неведома суета. Но за размеренностью жизни ежеминутный труд, не только физический, но и духовный". Монахи удаляются от мира не потому, что не любят его - наоборот. Молитвенно они могут немало помочь ему в трудностях, которые нельзя разрешить человеческими средствами, а только милостью Божьей.
Взахлеб рассказывая о том, сколько благодати обрушилось на человека, стоило только ему переступить порог монастырских врат, он делится своими впечатлениями. Но захлестнувшие эмоции не могут дать полного представления о том, что́ этот человек пытается выразить словами. В конце концов, охваченный эйфорией, он восклицает: «Все! Ухожу в монастырь!».
Господь сказал: «Много званных, но мало избранных».
Монах – это ангельский образ, несущий в себе свет, тепло, любовь и непрерывную молитву. Прежде чем, хоть на мгновенье, задуматься о том, чтобы отречься от мирской жизни, задайтесь вопросом: готовы ли вы принести себя в жертву Богу? Монастырь – это духовная армия, где каждый монах – это воин Христов. Монахом становится не тот, кто поменял нечто внешнее – одежду, облик и т.п., - а тот, кто изменил себя внутренне.
Уходя в монастырь, нужно быть готовым к тяжелой внутренней борьбе с самим собой, своими страстями, пороками и слабостями. Вам придется навсегда забыть о том, что у вас есть свое Я, своя воля. Монашество – это узкий, выложенный терниями, путь в Царствие Божие. Следуя этим путем, вы должны уподобиться небесному ангелу, взлететь которому помогут два крыла: одно крыло – это молитва, другое – послушание.
Живя в миру по своим собственным законам, мы сами устанавливаем удобный для нас жизненный распорядок, привыкая вкусно есть, сладко пить, долго спать. Конечно, трудимся, ходим на работу, где имеем свои обязанности и ограничения во времени и действиях. Однако, начиная свой рабочий день, знаем, что через несколько часов он закончится, и мы будем предоставлены самим себе. И наконец, у нас есть выходные дни, отпуска. У монахов – нет.
В монастыре живут по уставу. Встают с рассветом, не позднее пяти часов утра, а то и раньше. Сразу на утренние молитвы. Затем совершается Божественная литургия. И только потом первая трапеза. Приготовленная с молитвой, монастырская пища самая вкусная. Но если вы не привыкли поститься и любите побаловать себя чем-то повкуснее, то в монастыре вам будет трудно сразу перестроиться на новый режим питания. Ибо посты здесь соблюдаются особенно строго, да и вообще в еде сильно не разгуляешься.
Основное время дня занимают послушания. Они могут быть разными: помощь на кухне, уборка территории или в храме, работа в саду, на огороде, на скотном дворе. Всего не перечесть. Для монаха труд – дело привычное. Поэтому нужно обладать хорошим здоровьем. Понятно, что все люди, никто ни от чего не застрахован, но особенно долго болеть вам не дадут.
И наконец, самое сложное, состоит в том, чтобы отречься не только от мира, но и от тех, кто остался в нем – наших близких. Люди, которые нам безгранично дороги, родители, дети, родственники, друзья. Если по жизни вам посчастливилось постоянно находиться в окружении тех, кто вам не безразличен, и вы сердцем привязаны к ним, то знайте, что оторваться будет очень не просто. И возможно, что на протяжении всего монашеского пути, вам так и не удастся остудить к ним свое сердце. Как сказал афонский старец Паисий: «Монахи имеют особый дар от Бога – входить не в свою малую, а в великую Божью семью, где весь мир – наши близкие. Кто прилепляется душой к своим родителям и родственникам, духовно не развивается. Бог не хочет, чтобы иноки шли в мир и водили людей за руку. У монаха нет задачи служить миру, находясь в миру. Богу нужно, чтобы монахи, очистив свою душу, становились светом миру и, обретя духовный опыт, указывали людям путь к вечной жизни».
Поэтому, собираясь принять иноческий постриг, нельзя иметь ни капли сомнений. Все тот же старец Паисий учит: «Как жених говорит о девушке, которую любит, что жить без нее не может и не возьмет замуж никого другого, так должно быть и с монашеской жизнью. Если склоняешься к ней на 99 процентов, но на один процент сомневаешься и пребываешь в нерешительности, не достигнешь успеха. Диавол может повернуть все на 1800, и потом ты не пожелаешь монашества на 99 процентов».
Можно и в монастыре не спастись, а можно спастись и в миру. Каждый храм – это дом Божий. И если вы стремитесь войти в него, кто может вам воспрепятствовать в этом?
Кто посмеет помешать вам приблизиться к Богу, если душа ваша жаждет прильнуть к Нему? Повторю, монашество – это особый подвиг, но и, живя вне монастыря, ведя благочестивый образ жизни, руководствуясь учениями святых отцов, человек способен достичь духовных высот.
Посещая храм как можно чаще - особенно в праздничные и воскресные дни - слушая проповеди священника, вы постепенно начнете открывать для себя много нового и ранее непознанного. Вы ощутите, как благодать Божия согревает и озаряет душу. Умиротворяет и окрыляет ее. Это ни с чем несравнимое чувство вам захочется испытать снова и снова.
И вы можете положить для себя начало нового пути - пути в Царствие Небесное.
Монахи люди особого склада. Не каждый сможет день за днем посвящать жизнь идолу, которого ни разу не видел, и осознавать, что в жизни ничего не происходит.