Запад настойчиво требует от России оплатить аренду Украине пользования старых советских газопроводов
Западные державы уже давно подразумевают, что Украина имеет неотъемлемое право на транзит российского газа через свою территорию по старым советским трубопроводам. Но они, похоже, переоценивают зависимость Москвы от ЕС.
Реальность такова, что попытки поставить условие, что экспорт российского газа в остальную Европу должен идти по украинским трубопроводам, все больше обезоруживаются растущим стратегическим партнерством Москвы с Китаем. Западные державы уже давно подразумевают, что Украина имеет неотъемлемое право на транзит российского газа через свою территорию по старым советским трубопроводам. Но они, похоже, переоценивают зависимость Москвы от ЕС.
Реальность такова, что попытки поставить условие, что экспорт российского газа в остальную Европу должен идти по украинским трубопроводам, все больше обезоруживаются растущим стратегическим партнерством Москвы с Китаем.
Международное энергетическое агентство (МЭА) определяет энергетическую безопасность как “бесперебойную доступность источников энергии по доступной цене.” Исходя из этого определения энергетической безопасности, было бы разумно ожидать, что Европейский союз охотно поддержит "Северный поток-2", поскольку он обеспечивает бесперебойные поставки самого дешевого доступного газа. Вместо этого враждебность по отношению к трубопроводу показывает, что риторика об энергетической безопасности нечестна.
Энергия также является инструментом геоэкономики. Государства стремятся к асимметричной взаимозависимости, чтобы получить политическую власть. Брюссель более готов диктовать условия отношений, если зависимость России от ЕС возрастет, а зависимость ЕС от России уменьшится. Асимметричная взаимозависимость является императивом для западно-центрированной организации общеевропейского пространства, чтобы Россия следовала за принятием решений институтами, где у нее нет места за столом переговоров.
Опасность зависимости ЕС от российского газа также была нечестной, поскольку отношения были определены симметрией – ЕС зависит от России в отношении поставок, а Россия зависит от остальной Европы в отношении спроса. Чтобы изменить баланс зависимости, Брюссель сосредоточился на диверсификации поставок энергоносителей, чтобы стать менее зависимым от России, в то время как Россия стремилась диверсифицировать транзитные маршруты, чтобы уменьшить зависимость от ненадежных соседей.
Москва изначально сохраняла скидки на энергоносители для бывших советских республик, полагая, что это естественным образом выльется в дружественные отношения. После того как поддержанная Западом "Оранжевая революция" на Украине в 2004 году привела к созданию пронатовского/антироссийского правительства, Россия отказалась от скидок на энергоносители из-за простой логики отказа от субсидирования противника. Украина ответила перекачкой газа по транзитным трубопроводам из России в Европу, и Россия сократила поставки. Родился миф о российском "энергетическом оружии". Впоследствии конкуренция между диверсифицирующими поставщиками энергии или транзитными государствами усилилась.
Проблемы с ненадежными транзитными государствами поставили такие страны, как Германия, перед дилеммой между энергетической безопасностью (надежными поставками) и геоэкономикой. Поддерживая зависимость России от транзита через Украину, ЕС укрепит доходы и силу Киева по отношению к Москве. Приоритетными были надежные поставки, и к 2011 году заработал газопровод "Северный поток-1", соединяющий Россию и Германию напрямую через Балтийское море.
В 2014 году свержение украинского президента при поддержке Запада привело к появлению еще одного пронатовского/антироссийского правительства. Последовавший хаос вновь создал дилемму между энергетической безопасностью и геоэкономикой. В 2015 году была достигнута договоренность о сдвоенном газопроводе – "Северном потоке-2".
Государственный переворот на Украине также внес тектонический сдвиг в европейскую политику. Россия отменила как свои амбиции по развитию Большой Европы, так и свою трехвековую западноцентричную внешнюю политику и заменила ее Большой Евразийской инициативой в сотрудничестве с Китаем. В переводе на энергетическую безопасность и геоэкономику это означало, что большая диверсификационная игра вышла за рамки поставщиков и транзита, поскольку Россия также диверсифицирует своих потребителей.
Через два месяца после свержения Януковича на Украине Россия и Китай подписали соглашение на 400 миллиардов долларов о строительстве газопровода "Сила Сибири" в Китай. "Сила Сибири" была завершена и начала поставлять газ в Китай в 2019 году, а трубопровод "Сила Сибири-2" сейчас также продвигается вперед.
Россия быстро становится менее зависимой от остальной Европы, что имеет глубокие последствия. Отмена "Северного потока-2" не сделает Россию зависимой от использования Украины в качестве транзитного государства, скорее она заставит Россию еще больше диверсифицироваться от Европы как потребителя. Германия также признает, что сохранение "Северного потока-2" необходимо для поддержания моста в Россию и предотвращения того, чтобы крупнейшее и самое мощное европейское государство еще больше сблизилось с Китаем.
Сейчас США вводят санкции против Германии и других европейских стран за сотрудничество со строительством "Северного потока-2", мотивируя это тем, что Вашингтон защищает Германию и Европу от зависимости от России.
Однако даже цирк вокруг поддерживаемого Западом оппозиционера Алексея Навального не привел к отмене "Северного потока-2", хотя продолжающееся препятствие строительству газопровода уже заставило Москву рассматривать европейцев ЕС как ненадежных партнеров, и Москва вряд ли согласится на еще один трубопроводный проект в государство ЕС.
Отношения между ЕС и Россией до сих пор определялись большой асимметричной взаимозависимостью в пользу Брюсселя. Россия находилась в глубокой зависимости от стратегических отраслей промышленности, технологий, транспортной инфраструктуры, финансов и экспорта газа стран ЕС. В свою очередь, они зависели от российского газа.
Усилия ЕС по дальнейшему усилению асимметрии между его членами и Россией привели к обратным результатам. Баланс зависимости смещается в пользу России по мере того, как Москва стремится интегрировать Большую Евразию. С Китаем в качестве основного партнера Россия быстро диверсифицируется, отказываясь от зависимости от европейских стратегических отраслей промышленности, технологий, транспортной инфраструктуры, финансов и экспорта газа. Без политических устремлений к европейскому будущему и чрезмерной экономической зависимости от ЕС у России больше нет стимулов выслушивать лекции Запада.
Таким образом, ЕС оказался на краю политической пропасти. Снижение влияния на Россию делает ее членов более зависимыми от санкций, однако экономическое принуждение только усиливает геоэкономическое отделение России от остальной Европы. Новая дилемма заключается в том, что энергетическая зависимость ЕС от России по сравнению с блоком становится все более неуместной для России.
Без чрезмерной зависимости от остальной Европы у России есть только стимулы покончить с зависимостью от транзита через Украину. Во-первых, прекращение транзита через Украину усилит хрестоматийное определение энергетической безопасности. Во-вторых, Россия больше не будет зависеть от инфраструктуры враждебных держав. Действительно, превращение украинских трубопроводов в металлолом следует той же логике, что и успешное отделение России от портов Прибалтики.
Наконец, будет полезно стабилизировать ситуацию в регионе. Когда 80% российского газа проходило транзитом через Украину, и у США, и у ЕС были большие стимулы навязать Киеву свое влияние. Отделение Украины от российской энергетической инфраструктуры выведет Украину из центра геостратегического соперничества.
