Азербайджан.Особенности отношения к женщине
Рассказ ТельмАна Керимли
Условия социальной и политической жизни веками вырабатывали у азербайджанского населения внутриэтническую сплоченность и некоторую отчуждённость по отношению к иноэтническому окружению.
Согласно сложившемся нормам, группа беседующих азербайджанцев как бы совершенно не замечает проходящей мимо женщины, девушки. Тем не менее, при её приближении шутки и смех на время прекращаются и разговор прерывается. Возобновлялось прежнее общение после некоторого отдаления проходящей.
Впрочем, правила благовоспитанности требовали от девушки или молодой женщины обходить по возможности подобные собрания.
В основе традиционной этики поведения азербайданцев, и, конечно, кельбаджарцев, лежит стремление продемонстрировать уважительно-доброжелательное отношение к собеседнику, встречному, не теряя при этом собственного достоинства. Уважительное отношение к старшим вообще, к старшему родственнику, в частности, лежит во главе угла норм общественного поведения.
Закрытость кельбаджарцев прослеживается также и в семейном укладе. Как невеста и жених, так и молодые супруги, неукоснительно придерживались обычаев избегания и семейных запретов: невеста избегала встреч с родственниками и родственницами жениха (мужа), не называла мужа и его родственников по именам, не подходила к мужу с вопросои или по делу в присутствии посторонних и.т.д.Этого обычая придерживался также и жених.
ОДЕЖДА КЕЛЬБАДЖАРЦЕВ
В традиционной одежде отразилось заметное влияние азербайджанской культуры. Мужчины носили рубахи и узкие штаны из домотканого сукна. С XIX века рубахи шились уже преимущественно из сравнительно дешевых фабричных тканей. Верхней плечевой одеждой служил архалук, нередко-черкеска с газырями. Овчинных шуб
кельбаджарцы не носили. Голова покрывалась овчинной папахой, на ногах-сапоги с высокими и укороченными голенищами.
Женщины носили длинные туникообразные платья и широкие в шаге штаны. Распространены были также отрезные по талии модели платьев, а также распахнутое сверху-донизу приталенное платье с длинными широкими рукавами и широкой юбкой. Женский архалук, нередко стёганый в вате (зимний вариант), шился в основном из дорогих таней-шёлка, бархата, парчи.
Голова покрывалась чепцом-накосником чухту, украшенным у девушек и молодых женщин серебряными монетами, цепочками и розетками. На ногах женщины носили сафьяновые, бархатные, парчовые башмаки с каблуками или без них. Женщины любили украшать себя бусами, кольцами, ожерельями, золотыми или серебряными
изделиями типа колье, кулона и.т.п.
Зажиточные купцы золотые часы на цепочке. К слову, у нашего современника ТельмАна Исмаилова имеется коллекция часов, свыше 2000 экземпляров, что вполне соответствует традициям.
На нынешних свадьбах наряды стали современнее. В самом Азербайджане традиция носить национальную одежду, хотя бы частично, сохраняется. Сохранились и женские наряды, состоящие из платья, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Дополняют образ восточных красавиц украшения из драгметаллов и камней, и туфли с вышивкой.
ЖЕНЩИНЫ РАБОЧАЯ СИЛА ИЛИ БОГИНИ?
Мои городские друзья и знакомые всегда заваливали вопросами, как живут в Кельбаджаре женщины, сложно ли им носить эту "ношу" или всё-таки утрированные стереотипы как бы скрывают жизнь самых счастливых женщин на планете?
Слышал много историй, где отношение к местным дамам унизительное, оскорбительное, жизнь для них тяжелое бремя, и здесь они прямо-таки выживают под усиленным давлением кельбаджарских мужчин. Ходят такие слухи, что женщина в Кельбаджаре делает или может делать мужскую работу, к её мнению вообще не прислушиваются, да даже не садятся обедать с ними за один стол.
Да,такое там и правда практикуют, но только НЕ с уклоном унижения, а ровно наоборот-уберечь женский пол от всяких ненужных мужских разговоров. Все женщины дома собираются в отдельной комнате, где они спокойно могут обсудить свои насущные дела.
Также надо уточнить тот существующий факт, мол,девочка, девушка, с малолетства начинает бегать по дому, выполняя различную работу. Отчасти это правда, но некорректно утрировано: никто и никогда не делает из них рабынь. От домашних дел никуда не денешься, вот девочек и приучают к ним с ранних лет.
Истинная кельбаджарка-это Хозяйка с большой буквы. Но её обязанности практические, как и у всех женщин Азербайджана-накормить мужа, воспитать детей, следить за порядком в доме, быть скромной и доброй, вежливой и верной, любить своих родителей и ухаживать за ними лучше, чем за собой.
Особенно уклад жизни кельбаджарских дам схож с рутиной всех азербайджанок. Жизнь столичных девушек в корне отличается от жизни сельских, начиная с внешнего вида, и заканчивая взглядами на жизнь. У них абсолютно разные понятия о смысле жизни и,самое главное, о роли женщины в этом мире.
Но в одном они схожи-азербайджанки хотят и умеют быть женственными. Поэтому брюки и джинсы носят либо не местные, либо атеистки.
Главное в девушке-это загадка, и с этой задачей они хорошо справляются, а точнее, по-своему, по-мусульмански, максимально закрывая своё тело.
Побывав в гостях у кельбаджарской семьи, посмотрев на уклад жизни, вы будете уверены, что именно ОНА хранит ценности и обычаи азербайджанского народа, именно Она их передает из поколения в поколение, на Ней держится вся Азербайджанская Республика, недаром вице-президент государства-женщина...
А как насчёт свободы-есть она у азербайджанской женщины? Конечно, есть. Вот что говорит кельбаджарка:"Женщине здесь дозволено многое, она имеет большую степень свободы, самостоятельности, при этом держит свой статус, оставаясь уважаемой в глазах местных мужчин. Да,мы-богини для наших мужчин. Они ради нас строят дома, дороги, работают и зарабатывают на хлеб. Ради нас на этом свете живут!."
Не мешало бы нам смотреть в эту сторону, чем на Запад и Америку! Спасибо за интересную тему!