Майор Гром: Чумной Доктор. Приключения, боевик, криминал, детектив. Премьера в Росcии 1 апреля 2021
Год производства 2021
Страна Россия
Жанр приключения, боевик, криминал, детектив
Режиссер Олег Трофим
Сценарий Артем Габрелянов, Роман Котков, Евгений Еронин, ...
Продюсер Артем Габрелянов, Михаил Китаев, Ольга Филипук, ...
Оператор Максим Жуков
Композитор Роман Селиверстов
Художник Дмитрий Онищенко, Анна Кудевич, Евгений Архангельский, ...
Монтаж Юрий Карих, Александр Пузырёв
Сборы в России $1 441 178
Премьера в Росcии 1 апреля 2021, «Дисней Студиос»

1 апреля в прокат выходит боевик «Майор Гром: Чумной Доктор» режиссера Олега Трофима.
Фильм поставлен по российским комиксам компании Bubble Comics. Главный герой — майор Игорь Гром — выслеживает Чумного Доктора, преступника, скрывающегося в соцсетях и вызывающего уличные протесты. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему очередная попытка сделать российское супергеройское кино — несмотря на захватывающие погони и впечатляющий Петербург-Готэм — не оправдала себя.
Это третий подход новейшего российского кино к жанру супергеройского комикса. Первый состоялся в 2009-м с «Черной молнией», снятой под продюсерским началом Тимура Бекмамбетова, — остроумный, хоть и несовершенный фильм собрал довольно большую аудиторию, но культовой славы не снискал и в истории остался как неудача (прежде всего, из-за сокрушительного проигрыша «Аватару» в прокате). Второй — в 2017-м с аляповатыми «Защитниками» Сарика Андреасяна. Однако «Майор Гром: Чумной Доктор» — случай самый серьезный. Хотя бы потому, что не имитирует законы голливудских боевиков, а действительно поставлен по вполне популярным отечественным комиксам, издатель которых — компания Bubble Comics — выступил продюсером картины.
Здесь же и ахиллесова пята «Майора Грома».
Популярность американских блокбастеров о супергероях возникла не на пустом месте — и дело не в классных актерах или больших бюджетах, а в укорененности тех архетипов, на которых основано это кино. Для некоторых стран комикс — часть культурного кода (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Япония), для некоторых — нет, и Россия входит во вторую категорию. Поэтому наша супергероика так часто носит характер вторичный и назойливо-патриотический. Это не столько самобытное явление, сколько очередной «ответ Америке», о котором та вряд ли узнает. Большой вопрос в том, способна ли аудитория, привычная к продукции Marvel и DC, принять искусственную систему ценностей как равноценную голливудской.
Взять хоть заглавного героя. Майор Игорь Гром (Тихон Жизневский, с сексуальной небритостью и вечно напряженной челюстью) — полицейский из Санкт-Петербурга, обожающий рискованные задания и работающий в одиночку. Да, он не срисован под копирку с американских прототипов, и это плюс. Но легко ли всерьез поверить в народного героя всея России, который служит в полиции? Ничуть не проще, чем в злодея Чумного Доктора — разоблачителя коррупции, карающего огнем и мечом продажных богачей и манипулирующего возмущенными толпами через соцсети. Если авторы попытались бы всерьез считать настроения населения в 2021 году, с высокой вероятностью протагонист и антагонист поменялись бы местами. Возможно, фильм, сделанный технично и местами эффектно, и соберет внушительную кассу, но Майор Гром не станет ролевой моделью для школьников.
Дело даже не в идеологии, а в здравом смысле.
Как устроен американский супергерой? Это или человек из народа, из самых низов, который защищает интересы таких же простых людей, как он сам, но не служит системе (Человек-паук). Или небожитель, притворяющийся обычным смертным (Супермен, Чудо-женщина, Тор). Или, наконец, власть имущий, богатый и влиятельный, но отбрасывающий привилегии ради борьбы со злом (Железный человек, Бэтмен). Для каждого из них обязательна некая двойственность личности и персоны, человека и маски. Майор Гром до обидного последователен, линеен и одномерен. Он остается майором даже в быту: в холодильнике только гнилое яблоко, двери в туалет у него вообще нет (герои не едят и не писают). В нем нет ни тайны, ни надлома, ни травмы или драмы, ни даже простого человеческого обаяния.
Все эти качества в фильме передоверены второму центральному герою — срисованному, очевидно, с Павла Дурова молодому олигарху и филантропу Сергею Разумовскому (не слишком, увы, выразительный Сергей Горошко немножко играет в Лекса Лютора Джесси Айзенберга), основателю и владельцу популярнейшей соцсети Vmeste. Вот у него есть и детская драма — он сирота из детдома, — и неявные намеки на гомосексуальность (зависимость от более мужественного друга детства, копии Боттичелли и греческих скульптур в офисе), и одиночество, и надломленность. И, конечно, связь с Чумным Доктором, уточнять характер которой не будем: в фильме всего один твист, не стоит его раскрывать. Однако важно понимать, что богач Разумовский и Чумной Доктор с его черным плащом, роковым голосом и амплуа народного мстителя складываются в довольно убедительного Бэтмена. И в этой системе координат Бэтмен — однозначное зло.
Существует прототип и у Грома: с его кепкой и кожаной курткой он больше всего похож на обобщенного и омоложенного Глеба Жеглова, только без харизмы Высоцкого. Интересно вспомнить о генезисе этого героя. В «Эре милосердия» братьев Вайнер он был персонажем жестким, беспощадным, циничным, готовым ради дела и солгать, и убить; за обозначенное в названии милосердие отвечал Шарапов. После выхода сериала Говорухина «Место встречи изменить нельзя» приоритеты сместились — формально сюжетная канва не изменилась, но Жеглов-Высоцкий все равно стал фаворитом публики, именно в силу своей неоднозначности.
Имитируя этот образ, создатели «Майора Грома» лишают его любых моральных сомнений.
Грубость, высокомерие, склонность к насилию, пренебрежение к правилам, некорпоративность Игоря Грома однозначно подаются как прекрасные качества, без которых зло не одолеть. Забавно, что для пущей убедительности Грому дан пародийный Шарапов, больше похожий на Шурика из комедий Гайдая, — стажер Дима Дубин (Александр Сетейкин), над которым тот подтрунивает всю дорогу, будто подчеркивая: эра милосердия закончилась, пора отбросить сантименты. Добро должно быть с кулаками — и в кожанке, верхом на мотоцикле.
Режиссер Олег Трофим — бывший клипмейкер, чьим успешнейшим кинодебютом стал мелодраматический мюзикл «Лед», — вполне годится на роль нашего Джона Фавро (это он запустил киновселенную Marvel первым «Железным человеком»). Вопрос в том, есть ли среди руководства Bubble Comics свой Кевин Файги — гений продюсирования, понимающий законы жанра и готовый их реформировать. Мизансцены в «Майоре Громе» выстроены грамотно и энергично, погони и массовые сцены сняты вполне современно, Петербург показан живописно до одури — ничем не хуже Готэма. А вот кастинг в большинстве случаев вызывает недоумение, как и диалоги (недаром у фильма то ли восемь, то ли десять сценаристов). Из актеров симпатию вызывает одна Любовь Аксенова в роли блогера Юли Пчелкиной: единственный заметный женский персонаж отважно выдерживает битву с кондовыми репликами и шаблонным развитием сюжета.
Если не входить в нюансы, то зрелище получилось как минимум не стыдным, но воспринимать его в отрыве от политической повестки невозможно. И совершенно неважно, имели ли авторы (в титрах и руководитель Bubble Артем Габрелянов, и его отец, одиозный медиадеятель-охранитель Арам Габрелянов) это в виду. «Майор Гром: Чумной Доктор» показывает мир тотального беззакония, где полиция ворует, лжет, применяет насилие и сотрудничает с преступниками, — но им это прощается, потому что они «за добро». С другой стороны, мститель-одиночка, который позволяет себе нарушать закон и прячется за аватаром в соцсетях, вызывая уличные протесты, показан как исчадие ада. Чтобы подчеркнуть это, авторы фильма делают его убийцей невинных женщин и детей, что остается немотивированным (тогда как отсутствие жертв на совести Грома — чистая случайность, а не принцип, как у Бэтмена).
Спасти эту шаткую в моральном смысле конструкцию могло бы лишь одно радикальное сценарное решение — если бы в названии фильма двоеточие заменили на знак равенства. Ведь добро и зло здесь неразделимы и неразличимы с точки зрения методов, да и целей. Но кажется, что этого до конца не осознают даже создатели «Майора Грома», по привычке ратующие за прогнившую систему и против одиночек, смеющих раскачивать лодку.
источник https://meduza.io/feature/2021/04/01/mayor-grom-chumnoy-doktor-rossiyskiy-kinokomiks-o-horoshem-politseyskom-i-prestupnike-iz-sotssetey