Романовы и Костромская земля.
Михаила о единодушном избрании его на царство, о клятве всех верою и правдою служить царю, биться за него до смерти, молил Михаила, да идет он на царство свое, и выражал пожелания, «да возвысит Бог десницу его; православная вера да будет нерушима в великом русском царстве и сияет во всю вселенную, как под небом пресветлое солнце; а христиане да получат тишину, покой и благоденствие». 1.
Боярин Шереметев и архиепископ Феодорит затем обратились к матери Михаила.
Но мать и сын и слышать не хотели об этом.
« - Сыну моему не быть царем! – воскликнула Марфа. – Не благословлю его; в мысли у меня того не было и в разум мой прийти не могло!
-Не хочу царствовать, и могу ли быть наследником великих царей русских! – говорил Михаил.
Долго и напрасно умоляли их послы. Марфа приводила и причины отказа; она говорила:
-Еще Михаил не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди по грехам и з м а л о д у ш е с т в о в а л и с ь, - дав свои души (т.е.присягнув) прежним государям, не прямо служили.»2.
Далее она упомянула следующее:
«-Видя такие прежним государям крестопреступления, позор, убийства и поругания, как быть на Московском государстве даже и прирожденному государю государем? Да и потому еще нельзя: Московское государство от польских и литовских людей и непостоянством русских людей вконец разорено; прежние сокровища царские, из давних лет собранные, литовские люди вывезли; дворцовые села, черные волости, пригородки и посады розданы в поместья дворянам и детям боярским и запустошены, а служилые
люди бедны; и кому Бог повелит быть царем, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полнить и против недругов стоять?
Марфа, как видно, противилась избранию сына не для виду только и спроста: она ясно понимала бедственное положение Русской земли и сознавала, как тяжко и опасно быть царем в такую пору;»3. Она боялась благословить сына на царство и вместе с тем на гибель. Кроме того была и еще важная причина для отказа.
«-Отец Михаила – Филарет, - прибавила Марфа, - теперь у короля в Литве в большом утеснении, и как сведает король, что на Московском государстве царем учинился сын его, сейчас велит сделать над ним какое-нибудь зло, а Михаилу без благословения отца своего на Московском государстве никак быть нельзя.»4.
Послы всячески уговаривали и мать, и сына, со слезами умоляли, челом били, чтобы соборного моленья и челобитья они не презрели; а царь Борис
1.Родная старина, Москва, «Современник»,1993 г. с.118.
2.Там же с. 118.
3.Там же с. 118.
4.Там же с. 118-119.
сел на государство своим хотением, изведши царский корень; вор Гришка-расстрига по своим делам от Бога месть принял; а царя Василия избрали на царство немногие люди…
« - Все это делалось, - прибавили послы, - волею Бижиею да всех православных христиан грехом; во всех людях Московского государства была рознь и междоусобие; а теперь Московского государства люди наказались и пришли в соединение во всех городах… Всею землею избрали мы сына твоего, хотим за него головы класть и кровь лить. Не испытывай судеб Божиих, хоть и погибли Годуновы и Шуйский: судьбами царей воля Божия действует; ей ли не противиться? Не страшись и за государя нашего митрополита Филарета: мы послали уже в Польшу и отдаем за выкуп его всех пленных поляков.» 1.
Около шести часов умоляли послы непреклонную инокиню благословить сына. Духовенство с образами приблизилось к ней; послы, воины, народ поверглись пред ней на колени. Все напрасно… Она стояла, обнимая своего сына, обливая его слезами…
«-Сие ли угодно вам, - заговорил наконец в горести Феодорит, - нас, бедных, не пощадить и сирых оставить? И окрестные государи, и недруги, и изменники порадуются, что сиры и безгосударны, и святая наша вера в попрании и разорении от них будет, и святым Божиим церквам будет осквернение, а многочеловечный, многособранный народ в безгосударное время погибнет, и междоусобная брань снова воздвигнется, и неповинная христианская кровь прольется… Все сие, все взыщет Бог в день Страшного и праведного суда на вас – на тебе, великой старице инокине Марфе Ивановне, и на тебе, великом государе нашем Михаиле Федоровиче. А у нас о том у всех всего великого Российского царствия всех городов, от мала и до велика, крепкий и единомышленный совет положен и крестным целованием утвержден, что мимо государя нашего Михаила Федоровича на Московское государство иного никого не хотеть и не мыслить о том!..»2.
Торжественный голос архипастыря и указание на тяжкую ответственность за отказ пред Богом и родной землей устрашили Марфу, сломили ее непреклонность; она, обливаясь слезами, упала пред святыми иконами и согласилась…
«-Аще на то будет воля Божия, - сказала она, - буди тако!»3.
Феодорит благословил Михаила; на него возложили наперсный крест, вручили ему царский посох. Отслужили литургию; запели благодарственный молебен и провозгласили многолетие царю Михаилу… Затем он, сидя на троне, стал принимать поздравления. Этот день был великим праздником для всей Москвы.
1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993 г. с. 120.
2.Там же с. 120-122.
3.Там же с. 122.
19 марта царь, в сопровождении духовенства, всего посольства, разного звания людей, съехавшихся в Кострому, предшествуемый святыми иконами, двинулся в Москву. Мать следовала за ним. Народ повсюду выбегал навстречу царю с хлебом и солью; духовенство встречало его с иконами и крестами. Когда он подъезжал к Ярославлю, весь город вышел ему навстречу. Путь от Ярославля до Москвы длился более двух недель: царь, по русскому благочестивому обычаю, останавливался в городах, лежавших на дороге, - Ростове и Переяславле, для поклонения святым мощам, посещал монастыри. Торжественное шествие Михаила в Москву было радостным и скорбным в то же время: радовался народ, выходивший толпами навстречу своему государю, радовался и юный царь радости своего народа; но повсюду на пути кидались в глаза нищета и разорение; беспрестанно приходили к царю с жалобами люди изувеченные, измученные, ограбленные воровскими шайками… Самому царю приходилось на каждом шагу терпеть лишения. В ответ на просьбу бояр скорее ехать в Москву он писал:
« - Идем медленно затем, что подвод мало и служилые люди худы: стрельцы, казаки и дворовые люди многие идут пеши.»1.
На требование царя приготовить ему и матери к их приезду хоромы в Кремле бояре отвечали, что приготовили для государя комнаты царя Ивана да Грановитую палату, а для матери его хоромы в Вознесенском монастыре… «Тех же хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли; лавок, дверей и окошек нет; надо делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть».2.
Путь царя от Троицкой обители в Москву представлял трогательное зрелище: москвичи ехали, шли, бежали толпами навстречу государю, приветствовали его восторженными криками, а близ Москвы духовенство с хоругвями, с иконами и крестами и все бояре вышли навстречу. Улицы были запружены народом; многие от умиления плакали; другие громко
благословляли царя… Помолившись в Успенском соборе, Михаил пошел в свои палаты. Марфа благословила его и удалилась к себе в Вознесенский монастырь.
11-июля происходило царское венчание. Михаилу в этот день исполнилось 17 лет. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой палате. Тут он наградил боярским саном доблестного князя Дмитрия Михайловича Пожарского и своего родича князя Черкасского.
Обряд царского венчания совершал старейший из духовных лиц – митрополит казанский Ефрем, так как после кончины патриарха Гермогена не был избран еще преемник ему.
1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993 г., с. 122.
2.Там же с. 122.
К царю в палату принесли «царский сан, или чин» (т.е. принадлежности царского облачения: крест, корону, скипетр, державу и пр.) Государь приложился ко кресту. Затем при звоне всех колоколов «царский сан» на золотых блюдах понесли в собор. Царский духовник благоговейно на голове нес блюдо с животворящим крестом; боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский нес скипетр, царский казначей – державу, а корону, шапку Мономаха, - царский дядя Иван Никитич Романов. В соборе все было благоговейно положено на богато убранный стол (налой) пред царскими вратами.
Когда было все готово, царь в сопровождении многих бояр и стольников отправился во храм. Стрельцы, поставленные в два ряда, ограждали царский путь. Впереди всех шел священник и кропил путь святой водою. Царь вступил в собор, пол которого был устлан бархатом и парчами. Посреди церкви был устроен помост (чертожное место) о двенадцати ступеньках, обитых красным сукном; на нем был поставлен престол для царя и стул для митрополита.
По приходе царя в собор ему пропели многолетие. Начался молебен. Затем митрополит Ефрем возвел царя на «великое место». Водворилась полнейшая тишина, и Михаил, стоя у трона, держал речь к митрополиту. Упомянув о том, что царь Феодор «бесчаден» оставил царство, что избранные после того цари скончались, а Василий от царства отказался, о том, что его, Михаила, избрали в цари всем собором Русской земли, - царь закончил свою речь следующими словами:
«-По Божией милости и по данной вам благодати Святого Духа и по вашему и всяких чинов Московского государства избранию, богомольцы наши, благословите и венчайте нас на наши великие государства царским венцом по прежнему царскому чину и достоянию.»1.
В ответ на эти слова митрополит напомнил о бедствиях Русской земли в безгосударное время, об избавлении ее от врагов, об избрании Михаила Федоровича и молил Бога, «да умножит Он лета царя, покорит ему всех врагов, вселит в сердце царя страх Свой и милость к послушным, чтобы судил он людей своих праведно и пр».; в заключении митрополит сказал:
-« Прими же, государь, превысочайшую честь и вышехвальную славу, венец царствия на главу свою, венец, который взыскал от древних лет прародитель твой, Владимир Мономах. Да процветет нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царства!»2.
Сказав это, митрополит возложил крест на царя и, держа руки на его голове, прочел молитву; затем надел на него бармы (оплечья) и царский венец. Царь сел после этого на трон, и митрополит подал ему в правую руку скипетр, , а в левую – державу. Провозглашено было многолетие «боговенчанному
1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993 г., с. 126.
2.Там же с. 126.
поставленному государю». Духовные сановники и бояре кланялись царю «ниже пояса» и поздравляли его. Митрополит сказал царю поучение.
«-Не приемли, государь, - говорил между прочим архипастырь, - языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя… Подобает тебе мудрым быть или мудрым последовать, на них же, яко на престоле, Бог почивает. Не блага мира сего, но добродетель украшает царей. Не презирай низших тебя: над самим тобою есть Царь, и если Он о всех печется, ты ли о ком не радеть будешь?! Возмогай же, государь, возмогай, да когда придет час суда твоего, ты возможешь стать безбоязненно пред Господом и сказать: «Се я, Господи, и люди Твои, которые Ты дал мне», - сказать и услышать глас Царя и Бога твоего: «Благий рабе, царю российский Михаиле, вмале ты был мне верен, над многим поставлю тебя!»1.
Затем митрополит благословил царя животворящим крестом и громко молился: «Да умножит Господь лета царствия царя Михаила; да узрит он сыны сынов своих; да возвысится десница его над врагами и устроится царство его и потомство его мирно и вечно!»2.
В полном царском облачении Михаил слушал затем литургию, во время которой митрополит совершил над ним миропомазание; затем причастил его и поднес просфору. После обедни царь пригласил митрополита и всех духовных, бывших в церкви, к себе, «хлеба ести».
Затем «боговенчанный царь» во всем своем блистающем облачении заходил в Архангельский собор поклониться гробницам прежних царей.
В этот день в государевых палатах был богатый пир. Колокольный звон гудел во всех церквах, веселье и народная гульба длились три дня.
Особенных милостей и льгот народу при вступлении на престол Михаил Федорович не мог дать: казна была пуста!...
На коронации в Успенском соборе Михаил торжественно поклялся, что не будет править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь исполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, в 1619 году избранный на Церковном соборе патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Конечно же, сын во всем следовал советам отца, и вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет являлся фактическим правителем государства. При нем роль и значение царской власти возросли неизмеримо.
Так было положено начало знаменитой династии – Дому Романовых, которые царствовали в России целых 304 года.
1913 год для царской России был юбилейным годом – исполнялось 300 лет царствования Дома Романовых, а Кострома, считавшаяся КОЛЫБЕЛЬЮ этой династии, готовилась праздновать юбилей особо торжественно.
Губернские и городские власти начали подготовительные работы еще с 1909-1910 годов. Помимо текущего ремонта существующих домовладений и общественных зданий, который возлагался целиком на домохозяев и
1.Родная старина, Москва, «Современник», 1993 г., с. 126-127.
2.Там же с. 127.
общественные организации, по линии городского правления было запланировано и принято к немедленному выполнению следующее: переоборудование и расширение сети городского водопровода по проекту профессора Энша, с постройкой водонасосной станции с фильтрами и отстойными баками на берегу реки Волги, около Молочной горы. Предусматривалось увеличение протяженности водопроводной сети по направлению к фабрикам, а также постройка водонапорной башни на Мясницкой улице.
Кроме того, приступили к постройке городской электростанции общего пользования мощностью 400 квт. Здание электростанции было запланировано и построено рядом со зданием горводопровода. В общем виде эти два здания сохранились до последних лет. Вскоре началось строительство зданий музея и больницы Федоровской общины сестер милосердия Красного Креста (Ныне – старая часть здания онкологического диспансера на улице Нижняя Дебря).
« Из всех подготовительных мероприятий самым сложным и ответственным было утверждение проекта памятника «300-летию Дома Романовых». Разрешение этой задачи целиком взяло на себя правительство, утвердив из многочисленных проектов, представленных на конкурс, проект скульптора Адамсона. Костромскому дворянству было предоставлено право заняться сбором средств на это строительство. Место для этого памятника было отведено на краю Соборной площади у самого обрыва к Волге.» .1
Здесь я перечислил более крупные объекты капитального строительства, которых без юбилея костромичам, быть может, скоро не пришлось бы увидеть, но были постройки и другого значения, которые требуя больших материальных затрат, имели только лишь временное значение, в основном в дни празднования. К таким надо отнести: постройку красивого павильона на обрыве к Волге, около соборной ограды, который назывался «Царская беседка», шатра у предполагаемого памятника, нескольких пристаней-дебаркадеров в стиле старинных ладьей екатерининских времен. На очищенной от дровяных складов и жалких лачуг обширной территории было построено не менее тридцати одно-и двухэтажных павильонов в древнерусском стиле из гладко струганных бревен со сложной резной отделкой. На выставочной площади была сооружена из бетона скульптура русского богатыря, сидящего на могучем боевом коне в полном вооружении. Заводчик Забенкин построил «старинную» деревянную звонницу с набором всей гаммы блестящих колоколов.
На все запланированные мероприятия требовались большие денежные средства, но государство ассигновало крайне скупо, надеясь на благотворительность. Так, Кострома давно ожидала специального здания для краеведческого музея, так как накопленные за многие годы архивные, археологические и палеонтологические экспонаты были размещены в
1.Костромская земля, Краеведческий альманах, выпуск 5, Кострома, 2002 г. с. 131.
непригодных для этих целей помещениях. Ученая архивная комиссия в течении десяти лет собирала пожертвования и, только воспользовавшись юбилеем, сумела приступить к постройке здания музея, который и был открыт 16 января 1913 года под названием «Романовский».
При подготовке к торжествам большое внимание обращалось на людские кадры. По церквам, учебным заведениям, в казармах и даже в рабочих общежитиях и клубах возносились заслуги романовской династии и здравствовавшего в то время «августейшего семейства». Со всей губернии выбирались делегаты на праздничные торжества. Из села Троицкого ездил в Кострому волостной писарь всеми уважаемый человек Лапшин Исай Степанович. Ему шили специальный кафтан. Из Костромы он привез памятный серебряный кулон с изображением патриарха и царя.
19 мая 1913 года праздничная Кострома встречала царскую семью салютом и мощным колокольным звоном. За два дня пребывания в городе царь посетил Ипатьевский монастырь, выставку, ознакомился с городом, участвовал в закладке памятника в ознаменование 300-летия царствования династии Романовых.
В 1917 году совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция и на том месте, где был заложен фундамент памятника династии Романовых, воздвигли памятник В.И.Ленину.
Также активно шла подготовка к празднованию 400-летия династии Романовых и глава Российского императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна одобрила идею восстановления в Костроме часовни-памятника в честь 300-летия Дома Романовых.
«К 2013 году при определенных условиях согласования, субсидирования и финансирования памятник Ленину хотели перенести на другое место, а часовню решили открыть в первозданном виде. Средства планировали изыскать за счет общественной инициативы, путем обращения к меценатам и сбора народных пожертвований», - говорилось в письме. Согласно проекта А.Адамсона, композиция часовни представляет собой ступенчатую цилиндрическую башню, где цилиндры составлены друг на друга. Полученные таким образом ступени кольцевой формы служат для установки портретных фигур государей из Дома Романовых, а также Ивана Сусанина. Высота памятника – 36 метров, количество фигур на постаменте – 18, общее число фигур – 28. Некоторые из них снабжены атрибутикой. Так, Петр 1 изображен на фоне корабля, а Александр 11 – с манифестом об отмене крепостного права.»1.
Сейчас уже 408 лет исполнилось от начала правления царской династии Романовых. Педагоги и учащиеся нашей Троицкой основной школы серьезно изучили историю династии Романовых. Через цикл романовских чтений мы доносим эти события до жителей Костромской области. А сейчас об этом будет знать каждый, кто посетит Юридический Социальный сайт.
1.Газета «Ветлужский край», 10 марта 2011 г., с.1.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Родная старина. (Отечественная история в рассказах и картинах с 16 до 17 ст.). Москва. «Современник». Составил В.Д.Сиповский. 1993 г.
2. Костромская земля. (Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры выпуск 5). Кострома. 2002 г.
3. Русские писатели. Библиографический словарь ч.2. под редакцией
П.А.Николаева. Москва. «Просвещение». 1990 г..
4. Школьная энциклопедия. История России 9 – 17 века. Москва. «Олма-пресс Образование». 2003 г.
5. Материалы школьного музея и статья из газеты «Ветлужский край» №37 за 10 марта 2011 г..
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо, очень интересно
Ваше мнение о правлении династии Романовых.
Благодаря Ивану Сусанину - герою земли костромской на престол встал Михаил Романов.
Правильно ли будет, если в Костроме установят памятник династии Романовым со стоящим на коленях перед царем Иваном Сусаниным?
Правильно ли будет если Ивана Сусанина поставят на колени перед царем. Такой памятник собираются ставить в Костроме?