Урбанский Евгений Яковлевич
Евге́ний Я́ковлевич Урба́нский (27 февраля 1932 — 5 ноября 1965) — советский актёр театра и кино, известный по ролям в кинофильмах «Коммунист» и «Чистое небо». Заслуженный артист РСФСР (1962).

Биография
Евгений Урбанский родился в Москве 27 февраля 1932 года. Отец — Яков Самойлович Урбанский (1904—1958), ответственный комсомольский и партийный работник, с февраля 1938 года — заместитель заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана, репрессирован в июле 1938 года. Реабилитирован в 1955 году. Мать — Полина Филипповна Урбанская (1906—1991), работала телефонисткой. Отец отбывал срок в лагере в городе Инта (Коми АССР), жена с двумя сыновьями жила в Алма-Ате. В 1946 году Якова Самойловича отправили на шахту в Инту, туда же перебралась и вся семья.
Евгений окончил Школу-студию МХАТ (курс В. О. Топоркова) в 1957 году. В том же году был принят в труппу МДТ имени К. С. Станиславского.
Творческая карьера Евгения Урбанского была короткой, но очень яркой. Дебютировав в главной роли в фильме Юлия Райзмана «Коммунист», он приобрёл большую популярность. Фильм вышел на экраны в 1957 году и был тепло принят публикой. На международном Венецианском кинофестивале в 1958 году картина получила почётный диплом, а на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1959 году — первую премию. Кроме этого, в 1959 году «Коммунист» был назван в числе трёх лучших фильмов года по опросу читателей журнала «Советский экран».
Люди стали узнавать его на улице, просить автографы. Многие режиссёры предлагали ему роли в своих новых картинах. Однако Евгений не торопился принимать их предложения. В течение двух лет Урбанский набирался актёрского опыта на театральной сцене, играя в месяц по 22—25 спектаклей. И только в середине 1958 года он, наконец, вспомнил о кино. В фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» ему досталась роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алёша Скворцов случайно встречает на вокзале.
В 1960 году Евгений снова снялся у Григория Чухрая. В фильме «Чистое небо» он сыграл главную роль — Героя Советского Союза, лётчика Алексея Астахова. По своей драматургии эта работа была одной из самых сложных в творческой биографии актёра. По сюжету картины его герою пришлось пережить самые разные жизненные коллизии: успех на службе, внезапную любовь, вражеский плен, изгнание из партии, неверие в людей и, наконец, медленное обретение веры в себя, в любимого человека. Картина заручилась широкой популярностью, войдя в сотню лидеров среди отечественных лент за всю историю советского проката с показателем в 41,3 миллиона зрителей. В том же году он собрал целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско. По опросу журнала «Советский экран», он был признан лучшим фильмом 1961 года.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за мужскую роль» за 1959 год. Заслуженный артист РСФСР (1962). Член КПСС с 1962 года.
Был дважды женат.

Первая жена — Ольга Урбанская, в браке родилась дочь Ольга, Урбанский назвал её так в честь жены (домашнее имя Алёна).

Вторая жена — латвийская актриса Дзидра Ритенберга, дочь Евгения родилась через несколько месяцев после смерти отца.
Памятник на могиле Урбанского на Новодевичьем кладбище Москвы (скульптор Николай Никогосян).
Евгений Урбанский трагически погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма «Директор» (реж. А. Салтыков). На съёмочной площадке, в 40 км от Бухары, снималась сцена проезда автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина (героя Урбанского) должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок машины с одного из барханов. Первый дубль прошёл нормально, но второй режиссёр Николай Иванович Москаленко, который вёл в этот день съёмку, предложил сделать ещё один дубль, хотел, чтобы машина подпрыгивала выше. На втором дубле машина неожиданно перевернулась. От полученных травм Урбанский скончался по пути в больницу.

Гибель Урбанского поставила крест на съёмках картины «Директор». Приказом председателя Госкино они были тут же прекращены, группа распущена. Режиссёра А. А. Салтыкова отлучили от режиссуры на полтора года. Только в 1967 году он вновь вернулся на съёмочную площадку и снял фильм «Бабье царство». В 1969 году вновь добился разрешения поставить «Директора». В роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был неплохо принят публикой.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6, надгробие — Н. Никогосян).
В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссёра Екатерины Сташевской-Народицкой «Евгений Урбанский», куда были включены отснятые эпизоды первой версии фильма «Директор».
Евгений Евтушенко написал на смерть Евгения Урбанского «Балладу о совершенстве», которая заканчивается словами:
Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва,
и так же вдаль — наискосок —
тянулись руки к совершенству —
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок…
Творчество
Роли в театре
1954 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Мышлаевский (ввод в спектакль)
1957 — «Ученик дьявола» Дж. Б. Шоу — Ричард
1958 — «Раскрытое окно» Э. В. Брагинского
1959 — «Блудный сын»
1959 — «Такая любовь»
1960 — «Первый день свободы»
1961 — «Современная трагедия»
1962 — «Всё только начинается» 3. Ставского
1962 — «Сейлемские ведьмы» А. Миллера — Джон Проктор
1963 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Пичем
1963 — «Палуба» Л. Зорина, Режиссёр: М. Карклялис
1964 — «Материнское поле» по Ч. Айтматову, Режиссёр: Б. А. Львов-Анохин
1964 — «Шестое июля» М. Ф. Шатрова — Лацис, Режиссёр: Б. А. Львов-Анохин
1965 — «Энциклопедисты» Л. Г. Зорина, Режиссёр: Б. А. Львов-Анохин
Роли в кино
1957 — Коммунист — Василий Губанов
1959 — Баллада о солдате — Вася-инвалид
1959 — Неотправленное письмо — проводник Сергей
1960 — Испытательный срок — чекист
1961 — Чистое небо — Алексей Астахов
1961 — Мальчик и голубь (короткометражный) — Рабочий
1964 — Большая руда — Виктор Пронякин
1964 — Пядь земли — Алексей Бабин
1965 — Царь и генерал / Цар и генерал (НРБ) — советский чекист
1967 — Евгений Урбанский (документальный) — играет самого себя (хроника)
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Здравствуйте. Благодарю за интересную публикацию.
Очень нравится актер Евгений Урбанский. Действительно "герой советского времени". Почему сейчас на экранах не встретить настоящего мужчину, у которого внешность героя находится в тесной связи с глубиной и чистотой внутреннего мира? Яркая, но очень короткая жизнь. Про таких говорят: "Погиб на взлете".
Внешняя красота часто бывает обманчива. Порой за "красивой оболочкой" может скрываться безнравственный и жестокий человек. Так, в произведении вышеупомянутого Л. Н. Толстого "Война и мир" одна из главных героинь романа, Элен Курагина, является женщиной, внешность которой совершенно не соответствует ее духовности. Княжна Элен была "необычайной, античной красоты". Все восхищались ее красотой, считали ее внешность идеальной. Однако за ее привлекательной внешностью скрывалась жестокая, падшая женщина, мысли которой были заняты деньгами и властью. Элен была способна на все, чтобы получить выгоду и завоевать авторитет в обществе. Она даже изменяла своему мужу, Пьеру Безухову, что показывает полное отсутствие нравственности у данной героини. Позже Пьер понял, что кроме привлекательной внешности у Элен больше не было ни принципов, ни морали. Таким образом, проанализировав данный пример, мы пришли к выводу о том, что внешний вид может не соответствовать внутреннему миру человека. Красота - всего лишь подарок, которым может наградить природа. Но внутреннее богатство несравнимо с внешним обликом. Только собственные принципы, ум и мысли человека о ценностях, делают его по - настоящему красивым.
Разве я назвала Урбанского красавцем? У него настоящая мужская харизма, доведенная до совершенства. А критерии красоты у каждого свои.
Познавательно.