Указ «Об укреплении начал веротерпимости»

97 дочитываний
7 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ, ДАННЫЙ СЕНАТУ

ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ

17 апреля 1905 г.

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной веры, порождаемой благодатию Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, повелеваем:

1) Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.

2) Признать, что, при переходе одного из исповедующих туже самую христианскую веру супругов в другое вероисповедание, все не достигшие совершеннолетия дети остаются в прежней вере, исповедуемой другим супругом, а при таковом же переходе обоих супругов дети их до 14 лет следуют вере родителей, достигшие же сего возраста остаются в прежней своей религии.

3) Установить, в дополнение к сим правилам (пп. 1 и 2), что лица, числящиеся православными, но в действительности исповедующие ту нехристианскую веру, к которой до присоединения к Православию принадлежали сами они или их предки, подлежат по желанию их исключению из числа православных.

4) Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.

5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

6) Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

8) Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.

9) Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

10) Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом. Настоятелям и наставникам (п.9), при свидетельстве духовных завещаний, присвоить те же права, какими в сем случае пользуются все вообще духовные лица.

11) Уравнять в правах старообрядцев и сектантов с лицами инославных исповеданий в отношении заключения ими с православными смешанных браков.

12) Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез Комитет Министров до Высочайшего усмотрения, так и по определениям судебных мест, кроме тех молелен, закрытие коих вызвано собственно неисполнением требований Устава Строительного.

13) Установить, в виде общего правила, что для разрешения постройки, возобновления и ремонта церквей и молитвенных домов всех христианских исповеданий необходимо: а) согласие духовнаго начальства подлежащего инославного исповедания, б) наличность необходимых денежных средств и в) соблюдение технических требований Устава Строительнаго. Изъятия из сего общего правила, если таковые будут признаны для отдельных местностей необходимыми, могутъ быть установлены только в законодательном порядке.

14) Признать, что во всякого рода учебных заведениях в случае преподавания в них закона Божия инославных христианских исповеданий таковое ведется на природном языке учащихся, причем преподавание это должно быть поручаемо духовным лицам подлежащего исповедания и, только при отсутствии их, светским учителям того же исповедания.

15) Признать подлежащими пересмотру законоположения, касающиеся важнейших сторон религиозного быта лиц магометанского исповедания.

16) Подвергнуть обсуждению действующие узаконения о ламаитах, возбранив впредь именование их в официальных актах идолопоклонниками и язычниками; — и

17) Независимо от этого привести в действие и остальные, утвержденные Нами сего числа положения Комитета Министров о порядке выполнения пункта шестого указа от 12 Декабря минувшего года.

К исполнению сего Правительствующий Сенат не оставит учинить надлежащее распоряжение.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:

„НИКОЛАЙ“


«Об укреплении начал веротерпимости» (Указ от 17 апреля 1905 года, Указ о веротерпимости) — законодательный акт, именной указ императора Всероссийского Николая II Правительствующему сенату о введении в Российской империи начал веротерпимости. Подписан 17 (30) апреля 1905 года. Согласно Указу, всем российским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение. Указом существенно изменялось правовое положение старообрядцев, сектантов, представителей иностранных и иноверных вероисповеданий. С выходом Указа в России была установлена свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов, снизился уровень неравноправия религиозных обществ. Указ не устанавливал равенство между признанными в Российской империи вероисповеданиями и вероучениями, сохраняя приоритетные в государстве позиции Православной российской церкви.

Основные принципы законодательства о вероисповеданиях в Российской империи

  • Во многоконфессиональной Российской империи разрешённые законом вероисповедания подразделялись на православное (Православная российская церковь), инославных, сектантов и иноверных. Православная российская церковь имела статус «господствующей», некоторые церкви (например, Евангелическо-лютеранская и Армяно-Григорианская) являлись «покровительствуемыми императором».
  • Правом проведения миссионерской деятельности обладала лишь одна Православная российская церковь.
  • Законодательство Российской империи определяло всякого подданного как человека религиозного. Каждый должен был принадлежать к какой-то религиозной общине. Атеизм и агностицизм могли присутствовать только в качестве личного мировоззрения, но при формальном сохранении принадлежности к религиозной общине.
  • Законом был зафиксирован наследственный характер религиозных предпочтений: им предписывалось, что каждый подданный России, вне зависимости от сословного положения, принадлежит к тому вероисповеданию, в каком рождён и какую исповедовали его предки.
  • Одним из главных ограничений религиозной свободы личности было недопущение законом свободного выбора веры, прежде всего для членов «господствующей» в Российской империи Православной российской церкви. Закон не допускал переход православного лица в иную, даже христианскую, религиозную общину. Выход из Православной церкви был строго запрещён.

Основные нормативные акты, предшествовавшие появлению Указа о веротерпимости

Корректировка законодательства Российской империи в сторону расширения свободы вероисповедания началась с выпуска высочайшего манифеста от 26 февраля 1903 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка». В нём констатировалось:

Мы… признали за благо укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая Православную Церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным Нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной.

Идеи манифеста получили развитие в указе Сенату «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» от 12 декабря 1904 г., в котором заявлялось о намерении «подвергнуть пересмотру узаконение о правах раскольников, а равно лиц принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям» (п. 6).

Положения о старообрядцах

  • Согласно Указу (п. 1) прекратились преследования староверов — граждан «другого христианского исповедания и вероучения» и тех, кто «отпал от православной веры».
  • Указом (п. 5) было установлено различие между вероучениями, объединённые ранее наименованием «раскол». Они стали разделяться на 3 группы: «а) старообрядческие согласия, б) сектантство, в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке».
  • Указом (п. 7) староверам вместо их прежнего официально употребляемого наименования «раскольники» было усвоено название «старообрядцы». Им было разрешено «отправлять своё богослужение по старопечатным книгам».
  • Указ содержал повеление (п. 12) распечатать ранее молитвенные дома и храмы.

Ограничения свободы вероисповедания, сохранявшиеся в законодательстве

  • После выхода Указа продолжали действовать следующие ограничения:
  • свобода совести не была введена полностью, поскольку оставался запрет перехода из христианства в нехристианские вероисповедания, сохранялось наказание за отступление от христианства;
  • сохранялась система ограничений в отношении лиц, исповедующих иудейство, при этом переход евреев (иудеев) как в православие, так и в другие христианские конфессии поощрялся правительством и снимал практически все вероисповедные ограничения перешедших из иудейства;
  • не предусматривалось вневероисповедное состояние;
  • религиозные общества старообрядцев и сектантов наделялись правами в значительно меньшем объёме, чем представителей инославных церквей;
  • старообрядческое духовенство не было уравнено в правах даже с католическим или лютеранским, официально статус старообрядческих священнослужителей не признавался до 1906 года;
  • не был введён паритет между признанными в России вероисповеданиями: сохранялось неравноправное положение инославных и иноверных вероисповеданий по сравнению с «господствующей» в России Православной российской церковью, обладавшей исключительным правом религиозной проповеди, правом на духовную цензуру, на полицейскую поддержку миссионерской деятельности и прочее.;

Значение Указа

  • С выходом Указа от 17 апреля 1905 года в Российской империи была установлена ограниченная свобода вероисповеданий: свобода выбора религии и свобода отправления религиозных обрядов;
  • Указ юридически закрепил права личности на переходы в рамках христианских исповеданий, допущение перехода ряда лиц из православия в одну из нехристианских вер;
  • Указ распространил принципы веротерпимости на старообрядцев и сектантов, укрепил их правовой статус, предоставил старообрядцам ряд привилегий;
  • Легализовались и активизировались новые протестантские конфессии (евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, мормоны);
  • Выход Указа способствовал установлению согласия в русском обществе, «воспитанном в убеждении о вреде старообрядческого и сектантского раскола и необходимости борьбы с ним».
  • Старообрядцы официально перестали называться раскольниками, им была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, основания монастырей, беспрепятственной проповеди своей веры, была проведена грань между старообрядческими согласиями и сектантами.
  • Указ от 17 апреля 1905 года был «крайне важен для религиозной свободы старообрядцев». С его выходом начался «золотой век старообрядчества», продлившийся до Революции 1917 года.
  • Выход Указа обусловил проведение амнистии для лиц, отбывавших наказания по религиозным преступлениями. Была проведена либерализация правоприменительной практики и отмена ряда административных распоряжений, стеснявших свободу вероисповедания. Вероотступничество перестало считаться преступлением.
  • После выхода Указа о веротерпимости Православная российская церковь потеряла значительную часть своей паствы на западе империи. По официальным сведениям, в 1905—1907 годы в польских губерниях Люблинской и Седлецкой, а также в украинских и белорусских землях свыше 200 тысяч человек оставили православие, перейдя к католикам и греко-католикам (170 тысяч человек). В Поволжье имели место переходы православных в мусульманство (36 тысяч).
  • Указ расширил применение языков национальных меньшинств Российской империи, поскольку разрешал преподавание Закона Божьего в начальных школах на родном языке учащихся.
  • С выходом Указа Православная российская церковь de jure лишалась своего «господствующего» положения и вставала в ряд с иноверными исповеданиями. При этом она оказалась «единственной среди всех религиозных организаций, неразрывно связанной с государственным аппаратом православной империи».
  • Для части российского общества Указ «Об укреплении начал веротерпимости» сыграл определённую эмоционально-психологическую роль: в период событий российской Революции 1905—1907 годов у некоторых «пошатнулась вера в царское правительство», которое якобы «отказалось» от политического покровительства православию.

Дальнейшее совершенствование законодательства

Позднее были выпущены другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие положения Указа от 17 апреля 1905 года.

Таким образом, именно благодаря личным усилиям Николая II в российском законодательстве был отражён и фактически применялся на практике принцип свободы вероисповеданий.

Источник

интересно?

Проголосовали: 18

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

7 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Здравствуйте. Благодарю, познавательно.

+2 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

раскрыть ветку (0)

Да,это очень познавательно, спасибо.

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Хорошая статья.

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

«Женщине из 100 тысяч 90 надо отдать на храм», – заявил священник РПЦ. Он прав?

В суровые капиталистические времена, когда деньги практически канонизированы и возведены в ранг святыни, особенно тяжко приходится труженикам рабского словесного труда, которые ни черта не производят,
00:48
Поделитесь этим видео

«Это не цены - это добровольные пожертвования»: инфляция в РПЦ бьёт все рекорды

В наши нелёгкие времена, самый тяжёлый финансовый удар пришёлся по невинным служителям церкви, которые круглосуточно заняты каторжным, непосильным трудом моления и заботами о грешных душах своих прихожан.
01:29
Поделитесь этим видео

Бесплатная юридическая помощь: порядок получения

Сегодня поговорим о праве отдельных категорий граждан на получение бесплатной юридической помощи, какой вид помощи предоставляется по закону, куда обращаться и так далее. Ситуации разные бывают,...

Юридические и этические границы эвтаназии: Право на достойную смерть vs. святость жизни

Представьте ситуацию: человек с неизлечимым заболеванием, обрекающим его на месяцы невыносимых страданий, хочет уйти из жизни достойно и без боли. Его родные поддерживают это решение. Однако врач,...

У россиян остались сутки, чтобы оплатить налоги. Со 2 декабря ФНС начнёт начислять пени

ФНС напоминает россиянам, что крайний срок уплаты налогов — по 1 декабря включительно. Так что, успейте выполнить свои обязательства, время ещё есть. Со 2 декабря будут начисляться пени. Размер пени:...