Упущенный шанс Кремля: почему воюют таджики и киргизы
Союзники России взялись за оружие — но не для того, чтобы помочь нашей стране или друг другу. Вместо этого входящие в патронируемый Москвой оборонный блок ОДКБ Киргизия и Таджикистан сцепились в ожесточенном военном столкновении. Все это выглядит как новая головная боль для Кремля.
Но при наличии желания и политической воли эту головную боль можно превратить в возможность большого прорыва для нашей внешней политики. У России есть вполне реальный шанс и помочь странам Средней Азии решить их самую острую и болезненную проблему, и восстановить свое влияние в регионе. Причем для этого даже не надо придумывать ничего нового. Все, что нужно, было придумано и даже начало реализовываться еще в советское время, но затем было брошено на полдороге.
Две главные реки региона — Амударья и Сырдарья — отличаются крайне капризным и вредным нравом. Иногда из-за избытка воды они выходят из берегов и на корню губят урожай. А иногда они, напротив, почти пересыхают, и тогда вода становится ресурсом дороже золота.
Разумеется, причины нового обострения конфликта между Киргизией и Таджикистаном (ожесточенные столкновения в этом районе случались и раньше) не сводятся только к этой большой беде. На водный вопрос наложилась масса других проблем.
Отсутствие четкого территориального межевания на участке границы между двумя бывшими братскими советскими республиками длинной около тысячи километров. Бедность, перенаселенность и общая неразвитость региона. Хроническая политическая нестабильность и в Киргизии, и в Таджикистане. Крутой и не очень договороспособный нрав руководителей двух республик (в Киргизии эти руководители, правда, довольно часто меняются, но, как правило, каждый новый лидер оказывается таким же недоговороспособным, как и его предшественник). Но все это частности. А «крупность» сводится к тому, с чего я начал — к воде.
Острая водная проблема в Средней Азии возникла не вчера, а остро проявила себя еще в советское время. И тогда же - еще в эпоху Брежнева - было придумано ее решение. И нет, я не говорю об остановленном при Горбачеве скандальном проекте о поворота сибирских рек. По мнению экспертов, ситуацию можно исправить и местными силами. Если все несколько упростить, то речь о постройке комплекса из нескольких ГЭС на территории Таджикистана и Киргизии.
Строительство самой крупной из них — Рогунской - стартовало в Таджикистане еще в 1976 году. Но к моменту крушения СССР завершить работы так и не успели. Но не стоит ругать советских строителей за медлительность. Те, кто побывал в Рогуне, говорят, что даже незавершенный объект поражает воображение. Речь идет чуть ли не о современной версии египетских пирамид с десятками километров подземных туннелей, сводчатыми пещерами и другими технологическими чудесами.
Понятно, что, когда в 90-е годы в Таджикистане бушевала кровавая гражданская война, продолжить создание этих чудес было невозможно. Но в период двух первых президентских сроков Путина официальная Москва рьяно взялась за дела. Игра явно стоила свеч. Перед Россией замаячила перспектива превратиться в главного «водного диспетчера» Средней Азии и, как следствие, в главную политическую силу региона.
Но наш бизнес, который взял на себя выполнение этой важной (и потенциально очень прибыльной) геополитической миссии, погубила самонадеянность. Он отказался вовремя прикрыть грандиозный проект «зонтиком» межгосударственных договоренностей. А когда нужда в таком «зонтике» все же возникла, было уже поздно. Осенью 2007 года на важном межгосударственном саммите в Душанбе лидер республики Эмомали Рахмон шокировал делегацию из Москвы тем, что под надуманным предлогом прикрыл проект.
В чем заключалась реальная причина этого демарша Рахмона, до сих пор не совсем понятно. Возможно, не искушенные в тонкостях восточного политического политеса российские строители ГЭС «не так поклонились». А, возможно, дело в происках геополитических конкурентов России. Перспектива резкого усиления позиций Москвы в регионе не прельщала ни США, ни Китай с Ираном.
К границе Таджикистана и Киргизии стягивают войска, есть первые жертвы
Впрочем, сам Таджикистан потерял от резкого движения своего президента гораздо больше, чем наша страна. Строительство комплекса ГЭС идет неспешными темпами. И регион продолжает страдать то от переизбытка, то от недостатка воды.
Станет ли нынешняя мини-война между Киргизией и Таджикистаном тем «будильником», который заставит официальный Душанбе выйти из состояния летаргического сна? Не факт. Есть мнение, что президента Рахмона по-прежнему все устраивает и что он использует нынешнее обострение конфликта для того, чтобы проверить на прочность своего нового коллегу из Бишкека, президента Садыра Жапарова. Если так оно и есть, то это достаточно сомнительная идея. В силу своего специфического политического опыта новый глава Киргизии относится к разряду тех деятелей, которые горячо приветствуют перевод решения любой проблемы в плоскость силового противостояния.
Но это опять же детали. А вот что деталями не является: необходимость в большом водном проекте для Средней Азии по-прежнему никуда не ушла. Россия может взять на себя роль лидера в реализации этого проекта или ждать, когда таким лидером рано или поздно станет какой-нибудь другой геополитический игрок.
Я, честно говоря, считаю более реалистичным второй вариант. Москве сейчас явно не до Средней Азии. Но в долгосрочной перспективе игнорирование проблем региона — это для нас тоже не вариант. Американцы обещают скоро уйти из Афганистана. И что тогда? Где гарантия того, что проблемы этой многострадальной страны не затопят сначала соседние бывшие советские республики, а потом через них — и нас?
Короче, московским политикам есть о чем подумать. Украина и Белоруссия — не единственные страны бывшего СССР, от которых зависит наша национальная безопасность. Это только кажется, что граница между Киргизией и Таджикистаном от России очень далеко. На самом деле все мы по-прежнему в одной лодке — даже если из-за отсутствия построенных ГЭС ей пока некуда плыть.