Найти работу и не стать жертвой

Как найти работу? Сейчас этот вопрос как нельзя актуален. Многие безработные перебирают каждый день сайты, кричащие о тысячи вакансий, но, увы, все это только «замануха». Множество предложений и никаких перспектив. Современный мир требует от кандидата не только знаний, умений, но и опыта. А где взять опыт, если вы ещё «зелёный» выпускник института?
Опыт – понятие странное, одни приходят работать и сразу «берут быка за рога», других надо учить, по сути учебные заведения дают много теории, но практически не дают хорошей практики.
Не раз слышала от старых работников: «и чему вас только учили?», «это элементарно! Вас этому не учили?», «я никого не собираюсь учить! Вас в институте должны были научить!» Как быть в ситуации, когда вы приходите на работу, не имея практических навыков, и сразу попадаете под «буллинг». Да, как не неприятно это признавать, но на любой работе существует «буллинг».
Буллинг – систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников. Ключевые характеристики – намеренность, регулярность, целенаправленнось силы власти в давлении на нового работника.
Почему старые работники любят «отрываться на новичках»?
Всё просто, вы не вписываетесь в коллектив, вас воспринимают как лишнее, мешающее, отвлекающее, раздражающее существо. А если вы ещё совершаете ошибки, вас просто тихонько начинают «гнобить», на новенького всегда смотрят с подозрением, лёгким презрением и недовольством, на него можно списать какие-то свои промахи, оторваться в раздражении, прикрыть свои ошибки.
Развлечься, почувствовать себя начальником, унизить в присутствии других, сказать что-то нелицеприятное… не это ли тихое издевательство, прикрытое словами: «молодых надо учить!», «ничего, пусть знает, что это не у мамки за пазухой сидеть, здесь работать надо!»
Найти работу с хорошим коллективом практически невозможно, в каждом коллективе есть человек, который вас возненавидит, который монотонно будет вас мучить своими придирками, испытывать ваше терпение, постоянно искать ваши слабые места, высказывать своё мнение по поводу вас, жаловаться, «стучать» руководству.
Буллинг на работе, мало чем отличается от детского буллинга. Схема всегда одна и та же – преследователь, жертва, свидетели. Для преследователя характерно желание выделиться и самоутвердиться, выйти на новый уровень. Его поведение сродни поведению хищника, который загоняет жертву в угол и наслаждается тем, как жертва нервничает, переживает, стремится найти выход, делает попытки оправдаться, выполняет лишнюю работу, которая не входит в её обязанности. Свидетели обычно молчат, принцип не соваться, и не лезть в чужие дела, не вмешиваться, характерен для многих сослуживцев. На вас смотрят с интересом, иногда с жалостью, но не вмешиваются. Никто не хочет оказаться на вашем месте. Преследователь знает, что вы бессильны перед ним, так как вы новенький, а коллектив, давно сформированный и устоявшийся, будет не на вашей стороне.
Что делать в этой ситуации? Как не стать жертвой в новом коллективе?
Первое, что вы должны сделать, это уметь смотреть в глаза человеку, всегда трудно «гнобить» того, кто имеет прямой взгляд. Потренируйтесь перед зеркалом. Любой выпад в вашу сторону должен вами восприниматься, как удар мяча в ваши ворота, мяч всегда можно отбить, всегда можно отбить желание говорить вам гадости.
Научитесь воспринимать ситуацию как некую игру – «хороший/плохой работник», но в этой игре вы не должны стоять на месте «плохого» работника. Недостаточный опыт не показатель того, что вы плохо работаете. Плохой работник – тот, кто вас унижает, так он пытается поставить вас на своё место. На все выпады отвечайте спокойно, что не любят преследователи? Они не любят, когда им отвечают, сначала это их злит и раззадоривает, а потом постепенно они начнут сдаваться.
Не думайте, что если вам двадцать пять, вы молодой, глупый и никчемный работник. Это не так, просто кто-то хочет на фоне вас выделиться, может завоевать уважение руководства, чтобы продвинуться по служебной лестнице, может избавиться от вас по другой, только ему ведомой причине.
Обычно в коллективе преследователей никто не любит, интуитивно люди понимают, что вас терроризируют, но в силу внутренних установок не хотят связываться. Как защитить себя от буллинга на работе? Просто! Не принимайте на себя роль жертвы, любому человеку, который вас недолюбливает, неприятен будет не только ваш прямой взгляд, но и юмор, отвечайте с юмором и с улыбкой. Сначала это кажется сложно, но потом у вас выработается рефлекс. На каждую колкость вы будете улыбаться и вежливо отвечать, а где-то просто промолчите. Ответы ваши могут быть разные, защищайте себя, только отвечайте всегда спокойно, не повышая голос, соглашайтесь или возражайте, в зависимости от ситуации, но не срывайтесь на конфликт.
Преследователь вас будет провоцировать на конфликт, и если вы его устроите, коллектив, к сожалению, всегда примет сторону преследователя. Преследователь может «разыграть сцену», например заплакать – это одна из схем давления на вас, чтобы вы почувствовали себя виноватым, а ваш обидчик будет просить сочувствия у окружающих, так вы окажетесь в ловушке. С одной стороны плачущий обидчик, с другой стороны коллектив, который вас будет осуждать, и жалеть обидчика. Доказать всем свою правоту будет невозможно. Выход один – не поддавайтесь на провокации! Сразу скажу, что подкуп преследователя бесполезен. Конфеты, подарки и прочие знаки внимания, скорее вас поставят в более тяжёлое положение, чем помогут решить вопрос, преследователь будет брать их, но «гнобить» вас не перестанет, скорее наоборот, так он будет чувствовать своё превосходство, а вы - тяжёлое ощущение, что вас используют.
Преследователь, только тогда изменит мнение о вас и оставит вас в покое, когда вы не дадите ему вывести вас из себя, и все попытки окажутся бесполезными.
Всегда помните, вы:
- взрослый, уверенный в себе, самодостаточный человек;
- вас нельзя напугать, разозлить, вывести из себя, использовать;
- буллинг на работе – это всего лишь игра в «хорошего - плохого работника»;
- у вас мало опыта, но это не навсегда, скоро вы станете лучшим специалистом;
- главное! Будьте собой! Оставайтесь всегда человеком, это поможет вам стать лучше, завоевать уважение коллег, добиться успеха.
С уважением юрист Светлана Пелевина.
Интересная статья. У меня мама работала в банке и рассказывала про одну женщину, которая сама про себя так и говорила - "если на кого нибудь не на ору, то день прошел не удачно", она никогда ни кого не учила новеньких и любила их гнобить. Не понимаю, что плохого научить или подсказать новенькому работнику. Без опыта работы - все глупыши))). И я была такой когда то))).
Не сталкивался ни разу, возможно это чисто офисное. Но например, монтажники всегда ненавидят работников цеха (особенно, если то что они монтируют, произведено в цеху). А суммарно, большинство не любит руководителей всех рангов, хоть и зарплату платит не руководитель - а собственник.
О-о-о, Светлана, ещё и по-совместительству психолог? Юрист - психолог, это что-то новое. Но да ладно, всякое бывает в наше время. А, как вам такой вариант... Начальник, принимает на работу своего родственника, или просто знакомого, который совсем не специалист, без образования, и вообще никогда не работал по данной специальности, а был бригадирам, допустим, сторожей. Даётся этому субъекту, 5 разряд работяги и начальник, делает его своим, не формальным, заместителем, под предлогом того, что, якобы, у данного субъекта, есть талант отличного организатора. Как думаете, что он может организовать? Бегать и орать на людей с огромным опытом, что они бездельники и ни хрена не понимают и, что работу, которую можно сделать, качественно, за три дня, нужно сделать за пол дня? Не знаю, как у вас, а у нас - работяг, всё проще. "Специалист-организатор", получает, через три-четыре дня, "руководства", в голову, и ищет дальше, где бы, ещё "по руководить", ни хрена не делая, но под "крышей". Ps: почему он не идёт назад в бригадиры сторожей? Просто потому, что там тоже не сложилось судьба, по части головы.
Была ситуация в молодости, когда я пришла работать сразу после института и от меня стали требовать то, что я не знала, мне приходилось день и ночь сидеть в интернете искать нужную информацию и делать документы просто на " Дай Бог, чтобы прокатило!" Никто ничему не учил, а гнобили не по детски! Впрочем, дело шло от самодура директора, который был, к сожалению, юристом по образованию, но не дня юристом не отработал! И считал, что только он знает как должно быть правильно! Когда я написала в Ассоциацию юристов и приложила документы для разбора, мне пришёл лаконичный ответ: " вы всё делаете правильно, ваш директор - САМОДУР! увольняйтесь!" и я уволилась! В другой организации уже было легче, никто не гнобил, хоть и были моменты споров с другими юристами.
А что вы думаете? Давайте обсудим!
Дурь. Если человек старается, но у него что-то не получается, ему помогут. Если, не успев приступить к работе, на каждом углу кричит о нарушении своих прав, то и отношение соответствующее. Допускаю, что бывают исключения, но вот так обобщать я бы не стала.