Сажин Дмитрий Павлович
Сажин Д.П. Подписчиков: 1946
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.2М

Хайпожор - что это или кто это?

26 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,65 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Видеоблогер, журналист, общественный деятель и школьный учитель Михаил Богданов. Фото с сайта Михаила Богданова

Продолжающееся словообразование в русском языке скоро потребует нового словаря. А пока приходится обходиться, как говорится, своими силами. "Хайпожор" - ещё одно новое словечно, своим возникновением обязанное просторам российского Интернета. Это сленговое словечко, объединившее английский и русский корни, обозначает человека, стремящегося подзаработать на создаваемом информационном шуме, чаще всего совершенно пустом по содержанию. Фейковые новости - вот главное оружие настоящего хайпожора. Современные технические средства и предоставляемые площадки позволяют быстро устанавливать связь с многочисленной аудиторией, зачастую разбросанной географически на тысячи километров и отделённой государственными границами. Увлечённость хайпом может привести к самому настоящему мошенничеству. Но, в большинстве случаев всё-таки обходится по правилам Остапа Бендера о необходимости чтить Уголовный кодекс.

Принцип наглядности требует общетеоретические рассуждения подкреплять примерами. И вот вниманию читателей несколько таких примеров.

И вроде всё правильно говорит...

Есть такой довольно известный петербургский видеоблогер Михаил Богданов. Он выкладывает много разнообразных видеороликов на достаточно актуальные темы на своём YouTube-канале, контачит со многими известными людьми, участвует в общественной жизни - возглавляет в должности сопредседателя "Санкт-Петербургского городского родительского комитета". Ещё и преподаёт информатику в одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Приводить всю его биографию здесь нет смысла, желающие могут её прочитать на его же сайте. И всё вроде бы хорошо, но если повнимательнее посмотреть его видеоматериалы, складывается такое неприятное чувство, что шуму создаётся много, а толк от этого предполагается какой-нибудь? Ну, кроме того, чтобы привлечь внимание к самому Михаилу Богданову.

Скриншот видеоролика с канала Михаила Богданова на YouTube

Особенно привлекло внимание одно из последних видео - такой характерный материал получился в том плане, что всё в нём для умелого хайпа есть: и к актуальной проблеме подключился и порассуждал без особой ответственности, и коллегу практически "слил", а как без этого - в "Городском родительском комитете", наверное, не поймут, если хотя бы аккуратно не пнуть другого учителя, и "пнул" вполне аккуратно, и очки себе подзаработал на пустом совершенно поводе, ничего при этом по сути не сделав. Красота! А повод на самом деле плёвый, хотя и благодаря совершенно бездарной работе и директоров школ, и руководителей комитета образования - учитель на уроке накричал на нерадивого ученика. Вообще вполне рядовое явление, вернее, вполне рядовым было всегда, пока не началась вся эта глупая свистопляска вокруг какой-то мифической защиты прав учеников. И вот тут и Богданов подсуетился, и к шуму присоединился для самопиара, и ответственности никакой.


В одном из видеороликов Богданов критикует, даже не просто критикует, а оскорбляет тех молодых учителей, которые не остались работать в школе после окончания выплаты проектной надбавки к зарплате. Однако сам он о своём кармане не забывает. Заветная кнопочка с волшебной надписью "Спонсировать" есть у него и под тем видеороликом, где он упрекает молодых коллег, что те не хотят работать только за идею. В подтверждение - скриншот канала.

Активный дилетант...

Формат площадки Яндекс. Дзен позволяет авторам на каналах соблюдать анонимность, плохо это или хорошо - не предмет разговора в данной статье, просто следующий пример получился вроде как без обозначения конкретного лица. Но при этом администрация Дзен настоятельно советует писать в той тематике, в которой автор является специалистом. Но всё равно за всем не уследить и постоянно появляются воинствующие дилетанты, стремящиеся хайпануть в направлениях, более близко к сердцу принимаемых читателями, чем их профессиональная компетенция.

Скриншот канала "Mr.Teacher" на платформе Яндекс. Дзен

В качестве примера подобного активного воинствующего дилетанта можно привести автора канала на площадке Яндекс. Дзен - "Mr.Teacher". Как сам он себя обозначил - учитель физики и информатики. Но вот обсуждаемые темы от физики явно далеки, больше всего его интересует из всех предметов тот, в котором он явно безнадёжный дилетант - история. На этом канале, который можно перевести как мистер учитель, ведётся критика школьных учебников истории без малейшего понятия о том, что такое учебная программа по истории. Зато какие заголовки!

Скриншоты статей канала "Mr.Teacher" на платформе Яндекс. Дзен

Заголовки, что и говорить, громче некуда. Странно, что алгоритм их не принимает за кликбейт, видимо, недоработка. А что за заголовками, которые так тешат любителей модной нынче темы реабилитации истории СССР? Да практически ничего. Этому мистеру учителю при знакомстве с учебником по зарубежной (всемирной) новейшей истории издательства "Просвещение" привидилось, что историю СССР старательно со злым умыслом "вымарывают" из школьных учебников по истории. То есть не так, чтобы про Советский Союз там ничего не было, но информация эта не основная. И по этому поводу этот физик-информатик и поднял бурю... в стакане. Неизвестно как окончил школу этот "специалист" по гуманитарным наукам, видимо, не слишком хорошо. А то бы знал, что в школе в изучение предмета "история" включено два вполне самостоятельных направления: отечественная и зарубежная, она же всемирная, история. Естественно, в учебниках по всемирной истории основное внимание уделено иностранным событиям. А в учебниках по истории отечественной зарубежные события — это лишь фон для описания событий российской и советской истории. Так что, никакого заговора по "вымарыванию" истории СССР тут нет. Много шума из НИЧЕГО!

В ответ на замечание о том, что он несколько не прав, "мистер учитель" разразился аж двумя статьями, заголовки их также выше на иллюстрации. Решил взять себе в союзники Президента России, но не учёл, что глава государства всё-таки не специалист в преподавании истории в школе. Ну а апелляция к загадочным "западным учебникам мировой истории" — это вообще детский сад какой-то! Естественно, никакого, даже несерьёзного, анализа. Вместо этого взят первый попавшийся учебник, судя по всему, для американской школы по всемирной истории, закрученной вокруг истории Соединённых Штатов.

Обложка того самого "западного учебника"

Главное его достоинство, по мнению этого физика-информатика, помимо зацикленности на самовоспевании, — это обилие цветных иллюстраций. Ну, американцы вообще любят комиксы. Жаль, что этот мистер учитель не уточнил, для какого уровня этот учебник.

Интересно, а почему этот "мистер учитель" ничего не пишет, например, что современные уроки физики для учеников всё больше похожи на шоу, чем на живое участие в исследовательской работе. Но на этом такого хайпа не сделать, как на модной теме ностальгии по СССР. И главное — побольше пафосного трёпа про гражданскую позицию и тому подобное.

Эпилог

Кроме рассмотренных есть ещё один тип хайпожоров — политизированные хайпожоры, болен подробный разговор о них постараемся составить в следующей статье.

Безусловно, обсуждение проблем может помочь их решению. Но только реальных проблем, а не выдуманных, не высосанных из пальца. Такие псевдо-проблемы только мешают, отвлекают от настоящего. Чем и вредны все эти хайпожоры — формулированием пустого, ложного вместо настоящего, истинного.

Статья опубликована на моём канале "Записки строгого учителя" на площадке Яндекс. Дзен под заголовком "Хайпожор - что это или кто это?".

Понравилась публикация?
3 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Играй, копи, меняй и скидку получай! Дала ребёнку телефон в руки и она заработала 1.000 рублей за 3 дня

Большинство родителей согласятся со мной, что ребёнка трудно оторвать от телефона, так как он стал незаменимый игрушкой современного времени, но как направить энергию в нужное русло? Я нашла выход!

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

Утро из Саратова

Город славится своей уникальной архитектурой, богатой историей купеческого города, а также своей ролью как «хлебной столицы» и центра производства пшеницы и подсолнечника.
00:17
Поделитесь этим видео