Фоменко Дмитрий Иванович
Фоменко Д. И. Подписчиков: 174
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 241

Режим чрезвычайного положения.

52 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 3,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу о правовом значении, введения режима чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 56 Конституции Российской Федерации, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

При введении режима чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные следующими статьями конституции:

ст. 20 - право на жизнь; ст. 21 – достоинство личности; ч. 1 ст. 23 – неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; ст. 24 - не допущение сбора и распространения информации о частной жизни без согласия, а также право каждого на ознакомление с документами, непосредственно затрагивающими его права; ст. 28 – свобода совести и вероисповедания; ч. 1 ст. 34 – право использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 1 ст. 40 – право на жилище; ст. 46 - гарантия судебной защиты, право на обжалование в суд действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право на обращение в международные органы по защите прав человека; ст. 47 - право на рассмотрение дела гражданина тем судом, к подсудности которого оно отнесено; ст. 48 - право на получение бесплатной юридической помощи; ст. 49 - каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его вина не будет доказана; ст. 50 - никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление, право осужденного на пересмотр приговора; ст. 51 - право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников; ст. 52 - право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; ст. 53 - право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц; ст. 54 - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Это исчерпывающий перечень прав, не подлежащий ограничению в условиях Чрезвычайного положения.

Остальные права и свободы, указанные в Конституции РФ могут быть ограничены, в том числе и тайна переписки, телефонных переговоров и т.д.

Правовое регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Согласно которому Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в её отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится при следующих обстоятельствах:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Режим ЧП является временной мерой и вводится до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

По истечении этого срока, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен в том же порядке, как и принимался.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может вводится только указом Президента Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. (ст. 4)

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. (ст. 6)

Кроме этого, Министерство иностранных дел в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.

Также, МИД России в течение суток с момента введения чрезвычайного положения, уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. (ст. 7)

На территории, на которой введено чрезвычайное положение назначается комендант, для единого управления силами и средствами. (ст.18)

Как следует из ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении», при введении ЧП применяются следующие меры и временные ограничения:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их Досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В случае введения чрезвычайного положения при попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженных мятежей, массовых беспорядков, террористических актов, в дополнение к вышеуказанным мерам применяются:

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный Досмотр, Досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца. (ст. 12)

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуациях в дополнение к мерам указанным в ст. 11 вводятся:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом "ж" статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом «в» настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. (ст. 14)

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Также, причиненный ущерб возмещается организациям, имущество и ресурсы которых использовались для устранения чрезвычайной ситуации. (ст. 29)

Режим ЧС влечет за собой существенные ограничения гражданских прав, вплоть до мобилизации, изъятия имущества и т.д.

Надеюсь, что статья была Вам полезной. Подробнее смотрите на моем канале YouTube «Честный юрист».

&t=1s

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Фоменко Дмитрий Иванович

Петербургский депутат предложил не пускать за границу чиновников в течение пяти лет после увольнения

Петербургский парламентарий Алексей Зинчук уверен, что уволившиеся чиновники не имеют права с порога собирать чемоданы и перебираться за границу. Лет пять, по его мнению, полагается пожить на родине.

Сколько времени украинская армия сможет удерживать фронт? Возможно ли обрушение отдельных участков в 2026 году? Реальны ли потери 1 к 5?

Не так давно из всех информационных щелей стал разгоняться нарратив, что Вооруженные силы Украины вот-вот будут разгромлены, фронт рухнет до Днепра и вообще российские танки маршем пройдутся по Крещатику.

Они так стремятся к миру, что даже продлили военное положение и увеличили расходы на оборону

Украинский нардеп Ярослав Железняк сообщил, что Верховная рада поддержал продление военного положения в Украине ещё на 90 дней до 3 февраля 2026 года и до даты же продлили всеобщую мобилизацию.

Совет министров дал согласие на вовлечение резервистов в зарубежные операции

.Законопроект, разрешающий участие граждан из мобилизационного резерва в операциях за границей или в рамках антитеррористической кампании, получил поддержку экспертной группы по законотворчеству правительства.

Волонтёры, как отражение русской души

Нахожусь на лечении по ранению и удивляюсь, как за 3 с половиной года СВО люди не очерствели. Да, устали, но не очерствели. Я говорю, в частности, о волонтерах. Кто-то привозит продукты и вещи;...

Главный провокатор Украины Дикий считает, что в стране слишком либерально обходятся с «ухилянтами»

Он предлагает жесткую уголовную ответственность для тех, кто не стал на учет. Как это обычно случается, сам Дикий на фронт не спешит, предпочитая загонят в пушечное мясо других.
00:53
Поделитесь этим видео