Как вернуть деньги за отдых в Турции и Танзании в 2021 году?
Заявление оперативного штаба по предотвращению распространения коронавирусной инфекции сделанное в понедельник, 12 апреля, стало настоящим шоком более чем для полумиллиона россиян. С 15 апреля до 1 июня 2021 года полностью приостановлено чартерное и регулярное авиасообщение с курортами Турции. Также закрыты полеты и в Танзанию — одну из первых стран, открывших границы с Россией после тотального локдауна в прошлом году.
Причина этому — все та же коронавирусная инфекция. За последние месяцы в Турции ежесуточно фиксировалось по 10–15 тысяч новых случаев, а в апреле показатель и вовсе подскочил до 55 тысяч заболевших в день. В ситуации с Танзанией запреты связаны еще и с ростом числа заболевших малярией.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), на сегодняшний день жители страны уже купили больше 533 тысяч путевок, на общую сумму порядка 32 млрд рублей, выпадающих как раз на период ограничений. Из них почти половина — семьи с детьми. В Танзании планировали отдохнуть еще 7 тысяч человек.
Само собой, главный вопрос, встающий перед несостоявшимися туристами — можно ли как-то вернуть потраченные деньги или хотя бы обменять уже оплаченный тур на поездку в другую страну.
Россияне смогут вернуть деньги за купленные путевки в Турцию и Танзанию по договорам, заключенным до 31 марта 2020 года включительно. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
«Возвратить туристам и (или) иным заказчикам уплаченные ими за туристский продукт в сфере выездного туризма денежные суммы по договорам о реализации этого туристского продукта, заключенным по 31 марта 2020 года включительно», — говорится в документе.
Деньги будут выплачены из средств фонда персональной ответственности туроператора «на основании уведомления о возврате указанных денежных сумм, представленного туроператором в объединение туроператоров в сфере выездного туризма».
Как вернуть деньги
Согласно разъяснениям Ростуризма, вопросы возврата денег нужно обсуждать с туроператором. При этом деньги за аннулированные туры с вылетом после 1 июня 2021 года гражданам вернут, за вычетом уже понесенных туроператором расходов. Кто не согласится с размером вычета, его можно будет оспорить в суде, причем бремя доказательства потраченных денег ляжет на туроператора.
Однако что же делать тем, чей вылет должен был состояться как раз с 15 апреля до 1 июня. Мы составили памятку на основе рекомендаций Ростуризма.
Что могут сделать те, кто уже оплатил отдых в Турции или Танзании с 15 апреля до 1 июня:
1. Перенести в другую страну.
Этот вариант необходимо обсудить со своим туроператором, у которого была куплена путевка. Вполне вероятно, что придется доплатить, в зависимости от разницы стоимости уже оплаченного тура и цены на новом месте. К слову, сайты-агрегаторы по продаже авиабилетов уже фиксируют, что число запросов на полеты в Египет, Тунис и Иорданию выросло почти вдвое. Соответственно стоит ждать и роста цен по этим направлениям.
В свою очередь губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев уже заявил, что здравницы региона готовы принять соотечественников, вместо турецких пляжей.
2. Перенести поездку на другие даты.
В Ростуризме подчеркнули, что ограничения на полеты временные и вполне возможно, что к лету ситуация нормализуется. Если турист готов рискнуть, туроператор наверняка пойдет ему навстречу и согласится перенести поездку. Опять же, в данном случае может возникнуть необходимость доплатить разницу в стоимости.
3. Отменить поездку и вернуть деньги
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» гражданин России вправе вернуть деньги за поездку, если та сорвалась по независящим от него обстоятельствам. Прекращение полетов между странами — как раз такой случай.
Для этого нужно будет написать заявление в соотетствующей форме (можно найти на сайте Роспотребнадзора) и передать его туроператору через турагента. После согласования возврата с отелями-партнерами и авиакомпаниями, туроператор перечислит деньги агентству, удержав фактически понесенные расходы, а то - несостоявшемуся клиенту.
Если туроператор удержал слишком много или вовсе отказывается возвращать деньги.
В этой ситуации Ростуризм однозначно рекомендует обращаться в суд. Закон полностью на стороне граждан, а доказательство размера вычета из компенсации — бремя туроператора. Более того в этом случае появляется возможность также взыскать компенсацию морального вреда.
Кто еще может улететь отдыхать?
Туристы, чей вылет планировался на сегодняшний день, 14 апреля, гипотетически еще могут успеть улететь отдыхать. Другой вопрос, что многие бояться застрять за границей, ведь обратный рейс наверняка выпадает на даты, когда ограничения уже будут в силе.
В Ростуризме на этот счет советуют не беспокоиться и спокойно отдыхать — обратный рейс должен состояться в даты, на которые были куплены билеты. Но все же ведомство рекомендует обсудить этот вопрос с туроператором и уточнить изменения в расписании. Самостоятельным туристам советуют следить за новостями авиакомпании, ответственной за перевозки.
-Организованные туристы, которые сейчас находятся на территории Турции и Танзании по линии туроператоров, смогут вернуться в Россию планово в соответствии с датами окончания туров. Туристы же, которые решат вернуться раньше, смогут это сделать по согласованию с туроператором. В отдельных случаях возможны изменения дат обратного вылета на более ранние сроки. Что касается туристов, которые отдыхают в Турции и Танзании самостоятельно, то они также смогут вернуться в Россию планово. Вместе с тем мы рекомендуем отслеживать информацию о возможных изменениях на сайтах авиакомпаний, у которых вы приобрели авиабилеты, - говорит руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

Как вернуть деньги за авиабилеты
С авиабилетами дело обстоит несколько понятнее. Хотя все зависит от позиции перевозчика. Так, например, деньги за билеты в Турцию готовы вернуть туристам авиакомпании «Победа» и «Уральские авиалинии». За билеты, датированные 13 и 14 апреля, полностью возвращает деньги авиакомпания S7. На рейсы в некоторые из турецких городов возвращает деньги и «Аэрофлот».
Изучаем договор и идем в суд
Многим кажется несправедливым и непонятным, что деньги за утраченные путевки тупо не возвращают. Туроператоры ссылаются на тот факт, что турецкие авиаперевозчики и гостиницы не возвращают деньги за уже оплаченные туры.
Проверить же факт перечисления денег турист не может.
И все-таки по закону вы имеете право вернуть деньги за свой тур. Для этого нужно направить туроператору письмо с требованием возврата денег. Ответить вам обязаны в течение 10 дней. Нет ответа — обращайтесь в Роспотребнадзор. Если вам нигде не торопятся помочь, нужно обращаться в суд. При этом напирать на то, что вы не смогли отправиться в поездку по независящим от вас причинам, в силу «существенных изменений обстоятельств» — статья 10 № 132-ФЗ. В законе есть оговорка: турист обязан возместить туроператору фактически понесенные расходы, доказательства которых тот предоставляет в суде. Такие расходы — это штрафы, неустойка и пени, которые туроператор выплачивает отелю за отмену поездки по любой причине.
Тут многое зависит от туроператора и договора, который вы заключили. Внимательно почитайте пункты, касающиеся отмены поездки.
Например, в договоре компании Tez Tour при отмене поездки значатся штрафы:
- за 14-7 дней до начала оказания туруслуг — 10 % от общей стоимости туруслуг;
- за 6-4 дней до начала оказания туруслуг — 30 % от общей стоимости туруслуг;
- за 3-0 дня до начала оказания туруслуг — 50 % от общей стоимости туруслуг.
Проблема еще в том, что текущая ситуация вообще не попадает под договоры многих туроператоров. Ведь решение чиновников закрыть границы теоретически не подходит под определение чрезвычайной ситуации, пандемии или обстоятельств непреодолимой силы. Получается, у туроператоров нет оснований отдавать туристам деньги, так как компании и сами несут убытки, да еще и не по своей вине.
