Летчик с черной кошкой. 1941-1945г.(часть 1)
Сейчас от Москвы до Тулы поезд идёт около 3 часов, до войны же на это расстояние приходилось затрачивать в 2 раза больше времени. Но всё равно Леонид Гальченко... Сейчас от Москвы до Тулы поезд идёт около 3 часов, до войны же на это расстояние приходилось затрачивать в 2 раза больше времени. Но всё равно Леонид Гальченко любил эти поездки. Бежит паровоз средь полей и лесов, то бескрайняя степная ширь, то зелёные ели и берёзы обступают мчащиеся по рельсам вагоны. Редко промелькнёт деревушка, и опять поля и леса. Чем ближе к Москве, тем деревни встречаются чаще. Потом города Серпухов, Подольск. От Подольска за окном индустриальный пейзаж. А стоит проехать Москворечье, сразу как на ладони возникает Москва. И светло и радостно на душе от каждого нового приезда в столицу.

Так уж сложилась судьба у Леонида Акимовича Гальченко: родился в Махачкале, а жить приходилось то в Краснодаре, то в Туле, а затем и в Москве. Войну же встретил за Полярным кругом. Но до этого было много других событий. «Гальченко Леонид Акимович, майор, командир эскадрильи 19-го Гвардейскою истребительного авиационного полка 1-й авиадивизии. Под командованием Гальченко эскадрилья провела 86 воздушных боёв и уничтожила 26 самолётов противника. Гальченко сбил в воздушных боях лично 9 и в группе 12 вражеских самолётов. Родился в 1912 году в Махачкале. До войны жил на станции Шонгуй, Мурманской области. Звание Героя Советского Союза присвоено 6 июня 1942 года». Скупые строки времён войны, взятые из наградного листа… А между тем за ними целая крылатая жизнь, полная тревог, воздушных сражений и радости побед. Как она началась? Думаю об этом, и мне видится парнишка, озорной и проворный, спешащий к морю и завидующий чайкам, которые поднимаются высоко в небо и первыми видят восходящее солнце. Вот он бредёт по песчаному берегу Каспийского моря, подальше от шумного Махачкалинского порта. Солёный ветер треплет непокорные чёрные волосы. Мать его недавно умерла, отец — плотник, вечно занят на работе, и Лёня всё своё свободное время проводил у моря. Крепкий загорелый паренек с наслаждением вдыхает пахнущий морской травой воздух, вглядывается в белые гребешки набегающих на берег волн. С волнами он всегда готов поспорить. Силы ему не занимать. Он заплывает подальше, ложится на спину и смотрит в небо. Чайки, взмывая над волнами, стремительно бросаются вниз, хватают зазевавшуюся рыбёшку и снова взмывают вверх. Какие же надо иметь крепкие и гибкие крылья, чтобы так летать! Лёня взмахивает обеими руками. Нет, плыть, как рыба, он может, а летать, как чайка, — не получается. В детстве Лёня Гальченко ни чем особенным не отличался от своих сверстников. Учась в школе имени В. И. Ленина, Леонид очень хорошо рисовал, выпускал стенгазету. Он был изобретателен, мастерил воздушные змеи, строил модели планеров и самолётов. С 1933 года учился в индустриально — строительном техникуме, но мечта о небе не оставляла его. Однажды он увидел летящий над морем самолёт. Как всегда, он заплыл подальше от берега, лёг на спину и стал смотреть в небо. И вдруг услышал нарастающий гул. Самолёт появился со стороны берега совершенно неожиданно, пролетел над самыми волнами и, развернувшись, пошёл обратно. Когда самолёт накренился набок, Лёня увидел лётчика, который помахал ему рукой. Паренёк, зарываясь в волны, поплыл к берегу. Теперь уже ничто не могло удержать его. Летать, только летать, подняться в небо выше всех, чтобы первым увидеть солнце. Леонид упорно готовился к поступлению в лётное училище, хотел быть истребителем. И вскоре стал им, окончив Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. После окончания училища, Гальченко направили в авиачасть под Ленинград, на вооружении которой были истребители И-5. Коллектив там был дружный, спаянный, увлечённый своим делом. Видимо, не случайно из их полка многих лётчиков позднее отобрали для боевых действий на Карельском перешейке. Боевое крещение в войне с белофиннами было нелёгким. Там рождались будущие асы, которые в годы Великой Отечественной проявили себя в полном блеске, стали Героями Советского Союза. Леонида Гальченко Финская война застала уже на Севере, в должности флаг — штурмана 5-го смешанного авиационного полка.

Лучший воздушный разведчик ВВС 14-й армии Капитан Л. А. Гальченко. Лето 1941 года, аэродром Шонгуй. 4 декабря 1939 года звено истребителей старшего лейтенанта Гальченко получило боевую задачу штурмовать колонны войск противника, движущихся на Мурманск. Сразу после взлёта самолёты попали в густую облачность. Но советские лётчики, едва различая друг друга, продолжали полёт к цели. Пробив по расчёту времени облака, они увидели под собой шоссейную дорогу. Первым врага обнаружил младший лейтенант А. В. Чирков. Выйдя вперёд, он условными знаками указал командиру группы курс на неприятельскую колонну. Гальченко повёл своё звено в атаку. Обработав первую колонну, они обнаружили на подходе новую. Снова наши истребители упали в пике. Атака следовала за атакой… Как позже стало известно, этой штурмовкой финскому полку были нанесены значительные потери… За храбрость и находчивость, проявленные в боях с белофинами, Леонид Гальченко был награждён первым орденом Красного Знамени. После окончания «Зимней войны» его назначили командиром эскадрильи 147-го истребительского авиационного полка. С началом Великой Отечественной войны вновь на фронте. В составе 145-го полка сражался на самолёте И-16. Для лётчиков Заполярья война началась фактически 17 июня 1941 года, когда нарушение воздушного пространства СССР Германскими ВВС стало постоянным. В конце июня обстановка была уже крайне напряжённой — вражеская авиация рвалась к Мурманску. Леонид быстро открыл счёт своих побед и вскоре стал одним из лучших лётчиков полка.

Ещё перед войной Гальченко немало полетал в небе Заполярья. Знал там каждую сопку, каждое озерцо. Помогло ли ему это в боях? Конечно. Он действовал увереннее, смелее и охотно летал на разведку. Может показаться, что ему везло. Молодые лётчики смотрели на него с восхищением: орденоносцев в полку пока единицы. Крупные черты лица, густые тёмные брови, ясные широко открытые внимательные глаза. Его внешнему облику соответствует и характер: всегда собранный, решительный. В начале войны 145-й ИАП в составе 1-й смешанной авиадивизии обеспечивал с воздуха 14-ю общевойсковую армию, действовавшую на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Немецкое командование поставило своим войскам задачу прорвать советскую оборону и 4 июля 1941 года захватить Мурманск. Противник планировал также захватить Кандалакшу, перерезать Кировскую железную дорогу и тем самым лишить 14-ю армию и Северный флот сообщений с центром страны. Как известно, немецким войскам так и не удалось осуществить этот замысел. Немалая заслуга в этом и наших лётчиков, которые день и ночь бесстрашно сражались с врагом, громили его на земле и в воздухе. Особенно запомнились Гальченко подвиги, совершённые в те дни лейтенантами И. Т. Мисяковым и А. 3. Небольсиным. 27 июня 1941 года противник попытался нанести массированный бомбовый удар по городу. Для отражения налёта по тревоге были подняты истребители 145-го авиаполка. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором командир звена Иван Мисяков совершил один из первых в Заполярье воздушных таранов. Когда его пулемёты, израсходовав боезапас, умолкли, лётчик настиг вражеский бомбардировщик, сделал «горку» и ударил его сверху. Вражеский самолёт рассыпался в воздухе… За этот подвиг отважного советского лётчика наградили орденом Ленина. Примерно тогда же совершил подвиг и Небольсин. Во время выполнения боевого задания в районе Западной Лицы его самолёт был подбит вражеской зениткой и загорелся. Спасти машину было уже невозможно. И тогда Небольсин направил её в центр вражеской автоколонны… Два подвига, обессмертивших имена героев, звали лётчиков к новым атакам на врага. Об этом говорили на митингах, прошедших в полках дивизии. О новых свершениях во славу Родины думал каждый защитник северного неба, тщательно готовился к боям.

И-16 тип 10 из 145-го ИАП Капитана Л. А. Гальченко, 1941 год. Однако, победы над врагом доставались нашим пилотам дорогой ценой: потери в лётном составе росли. Сражаться с хорошо вооружённым противником на стареньких «Ишачках» было неимоверно сложно. К великой радости лётчиков, по распоряжению командующего ВВС Северного флота, 20 июля 1941 года в полк прибыли первые истребители ЛаГГ-3. Несколько перетяжелённыи, вялые в маневре, они отличались от И-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью. Почти каждому вылету Леонида Гальченко сопутствовал успех. В этом легко убедиться, просмотрев сводку боевых действий. Вот краткие выписки из неё: «13 сентября 1941 года. Звено истребителей во главе с Л. Гальченко перехватило группу фашистских бомбардировщиков. Три советских лётчика — капитан Л. Гальченко, старший лейтенант Б. Кузьмин и Лейтенант В. Миронов — сбили по одному «Юнкерсу-87″. 14 сентября эскадрилья во главе с Гальченко произвела бомбёжку и расстреляла на бреющем полёте войска и огневые точки противника у озера Кеккесяур. Советские лётчики сделали 5 заходов над целью и уничтожили много живой силы и склады противника. 15 сентября пятёрка истребителей под командованием Гольченко вступила в бой с 30 бомбардировщиками противника. 4 вражеские машины были сбиты». Однажды звено истребителей, ведомых Гальченко, встретилось с немецкими бомбардировщиками. Большая группа вражеских машин быстро приближалась к нашему переднему краю. Надо было сорвать налёт, не допустить бомбёжки наземных войск. И 3 советских истребителя устремились в атаку. С первого же захода они сбили 3 вражеских самолёта. Остальные, не выдержав стремительного натиска наших лётчиков, повернули обратно.

А через день 5 истребителей, ведомая Гальченко, встретила 13 вражеских самолётов. И несмотря на то что численное превосходство было на стороне врагов, советские лётчики уничтожили 4 их бомбардировщика, не потеряв ни одного своего самолёта. Это уже был крупный успех. О Гальченко часто писали армейская и фронтовая газеты. Вот номер «Часовой Севера» от 13 июля 1941 года. В ней заметка: «Как коммунист Гальченко уничтожил фашистского стервятника». Рассказывается о таком случае. Как-то молодой лётчик младший лейтенант Тумаков, увлекшись погоней за «Мессером», не заметил, что 2 других вражеских самолёта идут в атаку на него самого. Тумакову грозила смертельная опасность. Но тут на помощь ему подоспел капитан Гальченко. Он с ходу сбил одного «Мессера», другой трусливо отвалил. В тот же день Гальченко штурмовал колонну моторизованной вражеской пехоты и 3 раза атаковал вражеские войска на переднем крае. А в номере за 17 августа 1941 года ещё один материал о воздушном бое, проведённом Л. А. Гальченко. Называется он «Воздушная атака». Корреспондент Бронислав Кежун писал о том, как Леонид Акимович сбил фашистского разведчика. В заметке сообщается о бое, который вели советские лётчики с немецкими разведчиками «Хейнкель-111». Капитан Гальченко заметил одного разведчика и погнался за ним. Но вражеский самолёт скрылся в облаках. Зная по опыту, что немецкие лётчики имеют обыкновение возвращаться, наш пилот начал барражировать, ища встречи с противником. Когда вражеский самолёт вынырнул из облака, Гальченко атаковал его. Дважды бил он по «Хейнкелю» из пулемётов. Развертываясь для новой атаки, пилот решил: «Если с третьего захода не подожгу фашиста, буду рубить ему хвост». Но 3-я атака оказалась успешной. Вражеский самолёт задымил, стал пикировать и, оставив в небе чёрный след, врезался в землю. Гальченко почувствовал в кабине запах горящего масла. Пули врага повредили мотор самолёта. Несмотря на полученные повреждения, лётчик благополучно вернулся на свой аэродром. А вот корреспонденция политрука В. Шарова, рассказывающая о приёме капитана Л. А. Гальченко в члены партии. В ней политрук, в частности, пишет: «Внимание к молодым пилотам, постоянное желание передать им опыт, поделиться своими мыслями и выводами — отличительная черта командира эскадрильи Леонида Акимовича Гальченко. И поэтому не случайно, что лётчики его эскадрильи Виктор Миронов, Сергей Соколенко и Николай Шелухин уже за несколько месяцев стали закалёнными и стойкими воздушными бойцами».
Благодарю за публикацию!