Благодаря каким махинациям правительству удалось выполнить "майские указы" по зарплате учителей
Согласно президентским "Майским указам" 2012 года заработная плата педагогических работников должна быть доведена до средней по экономике в регионах. Правительство отчитывается о выполнении этих указов, но не афиширует, с помощью каких махинаций это было достигнуто.
Указ Президента от 7.05.2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поручал Правительству довести уже в 2012 году среднюю заработную плату педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Сразу же исполнить Указ не удалось, а в 2014 году грянул кризис, что затруднило процесс еще больше.
Однако уже в 2018 году правительство отчиталось о том, что Указ в части зарплат учителей выполнен. При этом сами учителя до сих пор жалуются на низкий уровень доходов. Как же правительству удалось это сделать? Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества. По бумагам все чисто - не придерешься.
В недавнем докладе, подготовленном профсоюзом "Учитель", подробно рассказывается об аферах (а иначе это не назовешь), которые проворачивает правительство, чтобы выполнить президентское распоряжение.
Махинация первая
Показатель средней заработной платы представляет собой отношение суммарного фонда оплаты труда в организации к среднесписочной численности ее работников. В нее не входят внешние совместители. Лица, работающие неполное рабочее время, учитываются пропорционально отработанному времени. То есть учитель, который ведет полставки, считается как 0,5 работника. Однако педагог работающий больше, чем на ставку, при расчете среднесписочной численности будет учтен лишь как один работник. Такой расчет уже ведет к формальному увеличению средней заработной платы.
Махинация вторая
В майских указах не прописана нагрузка, за которую должна выплачиваться зарплата не ниже средней по региону. А это значит, что есть поле для маневра. Почему бы не повысить доходы не за счет увеличения оплаты за ставку, а за счет увеличения нагрузки? Из-за мизерной оплаты труда за 18 часов (ставку) педагоги вынуждены набирать часов "под завязку". Разумеется, благодаря этому их зарплаты выглядят более-менее приемлемо на фоне региональных и не опускаются ниже средней. А то, что при этом ухудшаются условия труда, никого не волнует.
Махинация третья (и главная)
Дело в том, что по сравнению с 2013 годом изменилась сама методика расчета средней заработной платы. В 2013 году средняя заработная плата по субъекту РФ исчислялась путем деления суммы заработной платы работников списочного состава, внешних совместителей, сотрудников, заключивших гражданско-правовые договоры, и других работников на их среднесписочную численность.
В 2015 году Росстат издал новую методику, добавив в расчеты данные о доходах работников неформального сектора, включая иностранных граждан, работающих у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (а это низкооплачиваемая категория лиц). Вместе с этим понятие «средняя заработная плата» было изменено на «средний доход от трудовой деятельности».
Благодаря этим махинациям удалось снизить нормативный показатель по стране с 32 611 рублей в 2014 году до 30 694 рублей в 2015 году. Однако при других расчетах Росстат продолжил использовать прежнюю формулу расчёта средней заработной платы, которая в 2015 году увеличилась и составила 34 030 рублей.
Соответственно в 2015 году средняя зарплата учителей по старой методике должна была быть не ниже 34 000 рублей по стране, а по новой – лишь не ниже 30 700. Таким образом, Правительство упростило себе достижение требуемых результатов на 11%.
Майские указы по сути так и остались невыполненными. Но на бумаге красуются правильные цифры, а со статистикой не поспоришь. На деле же доходы учителей не только не выросли, а наоборот, понизились, ведь учет инфляции и рост цен в "Майских указах" тоже не предусмотрен.
Сейчас уже май 2021. Майским указам 9 лет. Проблема назрела. Решать что-то надо. Но как? На первый взгляд, все просто. Например, тот же профсоюз "Учитель" предлагает на уровне федерального законодательства установить минимальный размер оплаты труда учителя за ставку (18 учебных часов) не ниже двух региональных МРОТ, а также привязать компенсационные выплаты и надбавки к размеру этих окладов.
Но правительство это, видимо, не устраивает. Поэтому уже который год оно обсуждает вопрос учительских зарплат, но все не может решить, какую еще придумать махинацию, чтобы зарплаты не повысить, но при этом отчитаться о повышении благосостояния педагогических работников.