Предупреждение бизнеса: сокращение поставок индийского чая, ковид не даст собрать урожай

В сентябре этого года розничные магазины могут столкнуться с резким сокращением поставок индийского чая, производители не смогут поставить на мировой рынок необходимый объем продукции из-за коронавируса. Индийские компании уже уведомили российских партнеров, которые закупают сырье в стране. Индийский чай занимает треть рынка в нашей стране. Отечественным и зарубежным компаниям придется покупать продукцию у других производителей, например в Кении и Шри-Ланке.
Ограничение на плантациях
Индия занимает второе место в мире по количеству заболевших COVID-19, на протяжении последних двух недель в стране фиксируют ежедневный прирост более 300 тыс. новых случаев инфицирования.
Сбор урожая в Индии начинается в апреле-мае, пик сезона приходится на июнь-август. При этом уже сейчас более 90 чайных плантаций в регионе Ассам, который является главным производственным штатом Индии, сообщили о случаях заражений COVID-19 у сотрудников. Поэтому страна вводит ограничения для их допуска на эту работу. Все это происходит на фоне предшествовавшей сильной засухи, которая также создала проблемы и уже повлияла на снижение урожая этого года.
— Ситуация в Индии вызывает серьезную обеспокоенность среди экспертов глобального чайного рынка. В случае дальнейшего распространения инфекции введение ответных сдерживающих мер может привести к резкому снижению производства и повышению цены на черный чай на всех мировых чайных аукционах, — сказал эксперт — Индия — один из крупнейших производителей чая в мире (второе место после Китая), но при этом является абсолютным лидером по производству черного чая.
По данным ассоциации за 2020 год, Индия произвела почти 1,3 млн т чая, при этом почти 1,1 млн т пошло на внутреннее потребление, остальной объем поставили на экспорт. По нынешним экспертным оценкам, из-за возникших проблем объем производства чая в Индии в этом году может сократиться на 135 тыс. т, вывоз товара — на 44 тыс. т. Индийские партнеры подтвердили, что такой сценарий вполне реалистичен. Российский рынок чая оценивается в 137,5 тыс. т, из которых треть приходится на Индию, на местную продукцию из Краснодарского края — 0,2%.
Нестабильная ситуация
. Потребитель увидит итоги возникших сложностей, скорее всего, только к сентябрю, когда до полок дойдет продукция с чаем нынешнего сезона, добавил эксперт.
. В компании «Ашан» уточнили, что среди покупателей нет строгих предпочтений по стране произрастания продукта. Люди классифицируют чай по его типу: черный, зеленый, травяной и обращают внимание на размер упаковки, а также ценовой сегмент, считают в сети магазинов. Поэтому, если ввоз индийского чая будет ограничен, то покупатели переключатся на продукцию из других стран, полагают там.
В пресс-службе Минсельхоза сказали, что не ожидают резкого роста цен и дефицита чая на внутреннем рынке из-за возможного сокращения его производства в Индии. Поставки этой продукции могут быть замещены импортом из других стран-изготовителей, считают в ведомстве.
Происхождение напитка
Происхождение напитка сомнений у историков не вызывает: его родиной является Китай. Оттуда, но уже много позже, чай попал в Японию, где сложилась своя уникальная чайная культура. В Индии, судя по упоминаниям в ведах, издревле использовали листья дикорастущих кустов чая в лекарственных сборах, но напитки из них не делали. Плантации в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланке) появились лишь в XIX веке по инициативе британцев, решивших создать конкуренцию китайским производителям. Они же завезли чайные кусты и в другие свои колонии, например, в Африку, где он отлично прижился. Еще позже, уже в XX столетии, чай стали культивировать в Турции, Азербайджане, Грузии и Краснодарском крае.
А вот обстоятельства рождения бодрящего напитка покрыты тайной. Китайские легенды приписывают его открытие императору Шень-Нуну, правда, с ним традиционно связывают все, имеющее отношение к использованию флоры и фауны. Буддисты, понятное дело, уверены, что всё началось с Бодхидхармы — не мог же такой замечательный напиток существовать до того, как китайцам открылся истинный смысл бытия!
Ну а ученые предполагают, что первоначально листья чайного дерева стали заваривать пастухи, которые заметили, что козы и овцы с удовольствием едят нежные побеги диких чайных кустов.
Причем произошло это буквально на заре человечества, в неолитические времена.
Чай в России
Первое документально подтвержденное упоминание чая в России было связано с курьезом. В 1638 году из Тобольска к монгольскому «царю» Алтын-хану отправилось посольство, возглавляемое «боярским сыном» Василием Старковым. Как положено, делегация везла богатые дары, на которые принимающая сторона достойно ответила. На Русь посольство привезло двести свертков из китайской бумаги с какой-то травой, которую монголы очень высоко ценили.
Томский воевода боярин Андрей Ромодановский честно отправил подарки ко двору государя Михаила Федоровича, но что с ними делать, толком никто не ведал. Отписали посланнику, на что Василий Старков ответил: «Не знаю, листья ли то какого дерева, или травы. Варят их в воде, приливая несколько молока». Переписка эта сохранилась, а рискнул ли кто-то пробовать «китайское зелье» — не известно.
В Европе способ употребления чая поначалу тоже понимали весьма смутно. Оборотистые торговцы стали выдавать его за чудодейственное китайское лекарство и продавали в аптеках. Повелся на это даже Людовик XIV, лечившийся чаем от подагры.
Правда, невестка «короля-солнца» Лизелотта фон Пфальц, попробовав в Версале китайский напиток, возмущалась в письме своим немецким родственникам: «Вкус напоминает сено с навозом, Боже мой, как можно пить такую горечь?»
Но ситуация быстро стала меняться. Известно, что уже через два десятилетия после курьезного случая с дарами Алтын-хана русский царь Алексей Михайлович пил чай с медом от простуды, да и в Европе чай постепенно стал входить в обиход. Его активно продвигали голландская и английская Ост-Индские компании, правители и церковь тоже благосклонно воспринимали новый напиток, способный заменить в ежедневном рационе привычный европейцам алкоголь.
В петровские времена произошла странная метаморфоза — чай как бы вторично пришел в Россию, но уже с запада как атрибут европейского быта. Китайский чай стал модным, на него появился спрос. А вскоре выяснилось, что нам выгоднее покупать его не у европейских торговцев, возивших его морем через полсвета, а напрямую у китайцев. Можно сказать, что русские купцы нашли золотую жилу.
Уже при Елизавете Петровне ввоз чая в Россию вырос на порядок — до 30 тыс. пудов в год, а к концу века достиг уже 300 тыс. пудов (почти 5 тыс. т). Южное ответвление Сибирского тракта, которое уходило от Верхнеудинска через Кяхту в Китай, стали именовать не иначе как «Великим чайным путем».
Купцы-чаеторговцы, а это более полусотни фамилий, несказанно богатели. Между прочим, собираемые в Кяхте пошлины давали в разные годы от 20 до почти 40% всех таможенных поступлений Российской империи.
Триумфальное шествие
Сначала к напитку пристрастились жители Сибири и Урала, что было связано и с суровостью климата, и с влиянием живших рядом азиатских народов (буряты, калмыки, ногайцы, киргизы и т.д.), традиционно любивших чай. В Центральной России еще на рубеже XIX века чай был скорее товаром престижного потребления и его могли позволить себе лишь обеспеченные слои, прежде всего дворянство. И сам император Александр Павлович ежедневно употреблял зеленый чай со сливками. А что любит государь, то немедленно начинают любить и его придворные...
Вскоре чай пошел и в народ. Хотя качественный продукт оставался довольно дорогим, чай стали употреблять купцы, мещане, а потом и зажиточные крестьяне. Зато на Руси зачастую пили чай с... солеными огурцами!
Маркиз де Кюстин, которого трудно обвинить в излишней комплиментарности по отношению к России вообще и русскому быту в частности, писал:
Астольф де Кюстин. «Россия в 1839 году»:
«Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи... деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».
Чай стал неотъемлемой частью купеческой культуры и его непременно подавали во время переговоров. Он позволял брать паузы в разговоре, оставаясь при этом трезвым, и неторопливо просчитывать обсуждаемые сделки. Чай также давал возможность показать партнерам свою респектабельность, подав редкий и дорогой сорт в шикарном сервизе знаменитого фарфорового завода. Постепенно сложился особый чайный этикет, и даже в конце XIX века, когда дети зажиточных купцов закончили университеты и приобщились к европейской культуре, почти во всех домах деловых людей имелись специальные чайные комнаты для переговоров. Оформляли их обыкновенно в китайском стиле, украшая дорогими вазами «под старину».
Употребление чая стало образом жизни не только для купцов, но и для простых москвичей, а подающие чай трактиры и специальные чайные всегда были переполнены. Петербургу это было совершенно не свойственно, и этот сугубо московский стиль подчеркивал в своем очерке знаменитый критик:
В. Г. Белинский. «Петербург и Москва» (1845):
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы: это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».

А вы любите чай?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Чай дело полезное, есть много трав которые прекрасно заменяют классический чай.
На любителя, чтобы заменить чай на травы...
Я любитель)
И, следовательно, скачок цен на чай.
Я даже воду не пью почти, только с утра, а потом целый день чай
Листовой. При правильной заварке появляется естественный аромат.
Интересно, что подобную информацию активно обсуждают представители «чайного бизнеса» из разных стран, а вот сами индийские компании подобных комментариев не давали вообще, поскольку до начала «активного сезона» сбора времени вполне достаточно. Потери, увы, возможны, но не настолько, чтобы лишить потребителей самого чая, а индийскую экономику очень весомых поступлений от продажи продукта, да и взлета цен никто из серьезных аналитиков не прогнозирует - конкурентов вполне достаточно. Своё достойное место в кругу чаепроизводителей Индия не уступит даже в столь непростой ситуации.