"Вампиры средней полосы" Новый российский сериал 2021

На видеосервисе START закончился сериал «Вампиры средней полосы», где вурдалак Юрий Стоянов и его кровососущая семья проводят уже не первое десятилетие в стенах Смоленска. Дарья Тарасова рассказывает, чем примечателен мистический детектив с сатирическим прикусом — и почему его абсолютно заслуженно продлили на второй сезон.
Сюжет
В славном городе Смоленске уже многие годы живет клан вампиров (они предпочитают термин «семья»). Во главе — пожилой вурдалак Святослав Вернидубович, он же — дед Слава (Юрий Стоянов), с ним — следовательница полиции Аннушка (Екатерина Кузнецова), служившая закону еще на пепелище Великой отечественной, бывший фельдшер наполеоновской армии Жан (Артем Ткаченко), ныне — врач городской больницы, и новообращенный упырь-хипстер Женек (Глеб Калюжный).
Когда неподалеку от Смоленска находят два обескровленных трупа со следами укусов, подозрения хранителей, следящих за миром между людьми и вампирами, падают на Женька. По закону убийство человека карается усекновением головы и сожжением — и семья принимается искать виновного, чтобы никто из родных не пострадал.
Производство
Вампирская традиция, несмотря на долгую историю, удивительно живуча в кино и сериалах последних 20 лет: от романтически сентиментальных «Ван Хельсинга» (2004), «Сумерек» (2008), «Дневников вампира» (2009) и бесконечных «Дракул» до вполне себе эстетских «Выживут только любовники» (2013), «Реальных упырей» (2014) и, например, недавних «Кровопийц», явленных на минувших Берлинале и ММКФ. Конечно, фольклорные и викторианские традиции ослабли, но вампирская мифология не дряхлеет и развивается примерно в двух направлениях: в сторону романтизации — и, наоборот, развенчания (перечисленные выше произведения по такому принципу отлично бьются).
аково это — питать чувства к монстру, почти утратившему человеческие черты? Стоит ли отдавать себя в жертву вечности и жажде крови, чтобы быть с ним? С другой стороны — даже если вампиры реальны и, скажем, живут среди нас, как строится их быт? Может ли существо возрастом несколько сотен лет встроиться в новейший технологический и культурный ландшафт? Простор для фантазии на тему велик: от сатирической черной комедии до подростковой драмы или мыльной оперы.
«Вампиры средней полосы» шоураннера Алексея Акимова (редкая почесть в титрах российского сериала) вобрали весь жанровый спектр, но на заявленной ранее развилке предпочли классику — особый русский путь. Всеядный и неравномерный, сериал не отказывает себе и в мистике (куда без нее?), и в сатирической комедии, и в тайнах следствия (какой в России детектив без людей в форме), и в драматических жилках. «Вампиры» как будто быстро забывают, что, в первую очередь, рассказывают о вурдалаках и кровососах. Формальный ужас первого эпизода превращается в очень человеческое (не путать с вампирским) сочувствие борьбе упырей за семейные ценности. Детективная линия, где вампиры соревнуются в дедукции с полицией, не блещет саспенсом — в отличие от интриги, кто же из героев пьет кровь, а кто ест обычную пищу. Шаблонная любовная линия между Аннушкой и московским следователем-человеком Жалинским (Михаил Гаврилов) тащится через весь сюжет, так и не достигая романтического пика (и сложно его представить после такой постельной сцены). Словом, баланс элементов не отличается выделкой, к какой привыкли зрители иностранных стримингов.
Создатели «Вампиров», несмотря на свободу стриминговой площадки, как будто не решились развернуться во всю мощь заявленной идеи, ограничив себя, как дед Слава, небольшой, но уютной комнатушкой. Результат все равно примечательный — и заслуженно продленный на второй сезон