Дипломатический корпус: что это такое?

На сегодняшний день в Российской Федерации существует деление органов внешних сношений на внутригосударственные и зарубежные.
К внутригосударственным органам относятся: высший представительный орган, который определяет основы внешней политики государства; глава государства, который осуществляет высшее представительство государства на международной арене; правительство, осуществляющее общее руководство внешней политикой государства; ведомство иностранных дел, которое является органом правительства по осуществлению внешней политики.
Зарубежные органы внешних сношений подразделены на постоянные и временные. К постоянным органам относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения. К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.
Любое установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой обмен дипломатическими представительствами. Современное международное право предусматривает возможность такого обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются на объеме функций, иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства.
Наиболее высокий уровень — посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий статус посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.
Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства. В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.
Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе. Численность персонала дипломатического представительства является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 г. допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств.[1]
Дипломатический корпус является совокупностью членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.
В РФ установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, остальные — министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.
Административно-технический персонал — это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического (осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства) и обслуживающего (выполняющие обязанности по обслуживанию представительства) персонала могут быть гражданами страны пребывания.
К функциям дипломатического представительства относят:
a) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
b) защиту в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
c) ведение переговоров с правительством государства пребывания;
d) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;
e) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.[2]
Существование понятия дипломатического корпуса обусловлено причинами протокольного характера. Кроме того, наличие дипломатического корпуса объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитета и привилегии.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.
Примечания:
[1]п. 1 ст. 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.). – [http://mfa.kg/acts/vienna-convention-2_ru.html]
[2]п. 1 ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.). – [http://mfa.kg/acts/vienna-convention-2_ru.html]
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: