История Абдулы (продолжение)
Жизнь с «чистого листа» (История Абдулы, часть 2)
Перед тем как взять в руки оружие, он поделился в сети такими записями: если тебе кажется, что надо что-то менять в этой жизни, то тебе не кажется; семь бед, один ответ – макаров пистолет; не судите меня за прошлое, я не живу там больше.
А перед этим размещено фото, на котором он с полотнищем флага ДНР над голов ещё «по гражданке»; лицо светится. Игорь явно воодушевлён идеей борьбы за «новый мир» (тогда война была в самом разгаре). И, похоже, нарождающаяся республика стала для него тем «новым миром», куда он отправился, чтобы не только воевать, но и жить. Прошлое было оставлено без сожаления – «я там больше не живу».
Что же касается идейности Абдулы, как добровольца «первой волны» (общее мнение, что россияне шли воевать на Донбасс из идейных соображений), то мне не удалось выявить каких-либо её признаков. Он не только не писал “идейных» текстов, но даже их не репостил. Разве что на страничке иногда встречаются афоризмы, указывающие на близкие ему ценности.
Например, про отвагу. Пусть они в своём духовном смысле проявляются через «пацанский сленг». Ведь к военно-патриотическому дискурсу вряд ли можно отнести, скажем, такой пассаж: «Мы не спрашиваем, сколько вас; мы спрашиваем, где вы?». Такую отважность военный человек вряд ли воспримет, ибо знать силу врага - залог успеха любого боя.
Однако в канун боёв за Дебальцево, на страничке Абдулы встречаешь качественно иную риторику: «Умри, но сделай! (в России даже смерть не является уважительной причиной)». Этот репост показывал, что качества бойца им понималась уже «по-взрослому». Причём, в контексте этической нормы, а не дворовой бравады.
В пятнадцатый год он вступил настоящим солдатом. Ведь древняя мудрость утверждает, что «человек становится тем, о чём он думает» и то, что люди «следуют за своими мыслями». Многое в его записях свидетельствовало, что Абдула всерьёз интересуется наукой ведения боя.
«Виртуальный след» в сети позволил мне реконструировать личность Абдулвалеева. С текстом сложившегося представления ознакомил сослуживцев Абдулы. Руслан Псеуш сразу дополнил тот образ двумя небольшими видео из личного архива. На них Абдула в январские дни боёв за Донецкий аэропорт. На одних кадрах он на фоне развалин сжигает жовто-блакитный флаг, брошенный там отступившими «киборгами» (так украинская пропаганда именовала своих карателей). При этом упрекая противника за постыдное отношение к своему флагу. На других - он там же, но уже со штандартом «Спарты». Как пояснил Псеуш, Абдула тогда вернул его на позиции ополчения. Пред тем сбитый при артобстреле, он валялся на простреливаемой площадке. Тот сюжет он прокомментировал лаконично: «Флаг мы оставили себе, «Спарте» не отдали». Такой вот «трофей» добыл Абдула в боях за аэропорт. Украинское же полотнище в таком качестве им не рассматривалось, поступил с ним, как велела традиция.
Представлениями об Абдуле поделился и другой его сослуживец - Алексей Рыбак. Предположение о том, что Абдула на этой войне намеревался жить с «чистого листа», он расценил как верное. При этом написал: «И я ехал на Донбасс начать всё заново. И это сделал!»
Три восклицательных знака не оставляли сомнений, Рыбак результатом переформатирования своей жизни доволен. При этом он заметил, что они с Игорем были идейными бойцами ополчения, а их деды воевали ещё с немецким фашизмом. Правда, идейность, на мой взгляд, он понимает излишне широко.
Абдула помог пониманию «первой волны» добровольцев. А также их отличие от тех, кто потянулся на Донбасс уже после минских соглашений. Условно это была «вторая волна», но реально они вливались уже не в ополчение, а в армейские корпуса, формируемые под кураторством Москвы Они – армейские контрактники. Не совсем обычные, конечно.
Война же на Донбассе перешла в разряд конфликтов низкой интенсивности, иначе – стала окопной. Настоящие бои были редкостью, и то случались разве что на уровне небольших подразделений и диверсионных групп. Недавно, правда, узнал, и об одиночном рейде во вражеский тыл ополченца и уничтожении им миномётного расчёта. Но случаи героизма и личной доблести - не для нашей истории, ибо в ней важнее коллективная борьба. Та борьба, которая приводит к победе. «История Абдулы» - это во многом персонализированная история всего русского добровольчества на Донбассе. Общее выраженное через частное.
Гибель Абдулы, как и многих других россиян обусловлена тем, что они на этой войне - проигравшая сторона. Причем, не осознавшая этого. Такое вот сложилось впечатление от этой войны.
