Гайдукевич Дмитрий Владимирович
Гайдукевич Д. В. Подписчиков: 1613
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4280

Магазины СССР в эпоху застоя. Мифы и реальность

2 359 дочитываний
319 комментариев
Эта публикация уже заработала 127,61 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Настало время затронуть одну из самых важных тем, вызывающую стойкое желание у почитателей СССР, несмотря на очевидные факты, говорить, что никаких проблем с продовольствием в стране не было. Речь пойдет про советские продуктовые магазины.

По традиции, сначала обратимся к нашему кинематографу 70–80-х годов.

Понятно, что в фильмах тех лет не показаны пустые полки и очереди за дефицитом, но получить представление о советском магазине все равно можно.

«Блондинка за углом» (1984 год)

В этом фильме вообще все очень наглядно. Особенно первые кадры в универсаме, где покупатель пытается выяснить, будут ли «давать» лук, и натыкается на стандартный набор хамства от работников универсама.

Но мне больше всего нравится сцена, когда брат главной героини по кличке Крокодил начинает выгружать продукты на стол на маленькой кухне у героя Андрея Миронова.

Его мать с ошалелым взглядом, как будто перед ней были не обычные продукты, а парочка инопланетян, только и смогла выдавить: «Голубушка, откуда это всё?». А в ответ услышала: «Из магазина».

«Москва слезам не верит» (1979 год)

Как реально выглядел советский универсам в крупном городе, мы прекрасно видим в фильме «Москва слезам не верит» – все полки заставлены одинаковыми здоровыми банками и консервами, и ими же героиня Алентовой забивает свою корзину.

И тут вдруг работник универсама вывозит телегу с расфасованной колбасой, причем люди, видя едущую тележку, начинают мгновенно возле нее концентрироваться. Как только появляется возможность, набрасываются на содержимое.

Срабатывает главный инстинкт советского человека – сначала схватить то, что «выбросили», ну а уже потом спокойно посмотреть, что же это такое, и надо ли оно вообще.

То есть во время сьемок фильма была практически полностью воспроизведена модель поведения в советском магазине – и это ни у кого не вызвало вопросов. А какие могли быть вопросы, если это считалось нормой?

Похожие кадры из магазина мы наблюдаем в фильме, который не столь известен среди зрителей:

«Сто грамм для храбрости» (1976 год)

Бедный и однообразный ассортимент в виде консервов и стеклянных банок, хамоватая продавщица… Все как любят «свидетели СССР», ныне рассказывающие нам, какие тогда люди были добрые и отзывчивые, а полки магазинов были забиты продуктами.

А как было не в кино?

Каким-то постоянным, хотя и убогим выбором могли похвастать только магазины, расположенные в столицах союзных республик, либо закрытые города со «спецснабжением».

В СССР до появления универсамов – специализированных магазинов самообслуживания, в которых должен был быть весь ассортимент продовольственных товаров, в основном были распространены отдельно хлебные, молочные, вино-водочные, рыбные и мясные магазины – в каждом из них надо было отстоять очередь различной протяженности.

А еще были гастрономы и так называемые «стекляшки», в которых уже было совмещено несколько продовольственных отделов. «Стекляшку» можно назвать далеким предком современных «Пятерочек» и «Магнитов» – небольшие отдельно стоящие продовольственные магазины, расположенные внутри микрорайона – в них хотя бы все важные отделы были собраны в одном месте, хотя все равно в каждый их них надо было так же отстоять очередь, а потом отстоять очередь в кассу.

Сами универсамы появились в нашей стране в 70-х годах – первый магазин такого типа открылся в Ленинграде в сентябре 1970 года. Конечно же это была не придумка Советского союза, а просто ущербная копия американских супермаркетов. Единственный плюс: в универсаме можно было походить с корзинкой или тележкой, самому класть в них продукты, а потом подойти один раз к кассе. Правда, чтобы взять корзинку, тоже можно было отстоять очередь перед входом в универсам.

А в остальном получилось как всегда – большие площади прилавков пришлось заставлять батареями одинаковых банок и консервов – чтобы не стояли полупустыми.

Кстати по поводу больших трехлитровых банок с соком – воздыхатели по СССР искренне уверены, что покупая, например, банку березового сока в те годы, они получали натуральный березовый сок. Хочу таких огорчить – почти 70% из того, что было выставлено на продажу в магазинах, представляло из себя по факту подслащенную воду с лимонной кислотой.

Качество и натуральность советских продуктов, которые выпускались по строгим ГОСТам – это на самом деле еще один миф про эпоху СССР. И поскольку эта тема весьма обширна, о ней я пожалуй напишу в будущем отдельную статью.

Ассортимент типовой «стекляшки»

Опишу примерный ассортимент в «стекляшке» 1970–1980-х годов. Он был стандартный: одно-три наименования продуктов на весь прилавок отдела.

Например, колбаса была докторская и любительская. Сыр – пошехонский и российский. Сметана – на разлив из бидона. Так же на разлив подсолнечное масло. Естественно, и то и другое было только одного вида. Хотя иногда попадалось масло, расфасованное в поллитровые бутылки.

В кондитерском отделе был ассортимент из трех-четырех видов конфет. Но простых – сосульки, подушечки, ириски и вариации конфет «Старт». Может быть еще была молочная плитка за 15 копеек.


Всегда печальное зрелище представлял из себя овощной отдел – мало того, что в нем можно было найти только отечественные фрукты-овощи, произраставшие относительно недалеко от места продажи, но и они были как правило двух видов – либо недозрелые и зеленые, либо уже с налетом гниения и порчи.

Хотите купить баночку обычного кофе? Пожалуйста – к вашим услугам пара наименований кофейного напитка. Что из себя представляла эта бурда, прекрасно видно по его составу:

Главная радость советского человека, который зашел в подобный магазин за хлебом – это попасть к моменту, когда «выбрасывали» что-то дефицитное. Это могло быть что угодно – шоколадные конфеты, полукопченая колбаса, индийский чай и так далее. В такой отдел мгновенно выстраивалась очередь, и все очень быстро расхватывали.

К сожалению, все вышеописанное имело отношение только к крупным и важным городам. Продовольственные магазины в провинциальных городках представляли себойсовсем грустное зрелище: в них не было даже такого ущербного выбора. Если в Москве и Ленинграде такое скудное наполнение было в ассортименте магазинов более-менее всегда, то в других городах в постоянной продаже не было и этого. Единственное, что более менее всегда было в продаже - это хлеб.

Колбасная электричка

В середине 1970-х годов появился анекдот-загадка:

Длинное, зеленое и пахнет колбасой? Что это?

— Московская электричка.

Жителям областей, расположенных вокруг Москвы и Ленинграда, и куда доезжали пригородные поезда, повезло – с помощью электрички они могли приехать в большой город и закупиться продовольствием.

Это был гастротур по-советски – в выходной день, в субботу или воскресенье, люди из регионов, вместо того чтобы отдыхать после трудовой недели, стягивались в Москву и Ленинград и в попытке закупиться продовольствием проводили весь день в беготне и стоянию в очередях в магазинах. Одним из основных товаров, который активно скупался, была колбаса – именно благодаря ее запаху поезда, едущие в выходные вечером обратно загород, получили название «колбасные электрички».

Продовольственную торговлю эпохи застоя, которая по праву считается лучшим временем, которое было в СССР в период его существования, характеризуют несколько вещей:

  • очереди,
  • дефицит,
  • хамство и жуликоватость работников торговли.

К концу 80-х годов XX века, когда плановая экономика СССР окончательно сдала сбой, все эти пороки только усугубились, обнажив полную несостоятельность советской экономики и неспособность обеспечить достойную жизнь людям.

319 комментариев
Понравилась публикация?
148 / -211
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 319
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Конечно, не всё было гладко ( (Но.. зато уверенно... и цены снижались... и ЖКХ было стабильным.

+107 / -9
картой
Ответить

..цены уверенно снижались пока СССР не развалился...

+45 / -9
Ответить

Развалился то не из за цен...

+24 / 0
Ответить
06.06.2021, 13:40
Санкт-Петербург

ЮраПишет 06.06.2021 в 13:18
Развалился то не из за цен...

Из-за них в том числе. Это же замкнутый цикл: произвёл товар на внутренний рынок, напечатал цветных фантиков, раздал народу, чтобы он эти фантики обменял на банки... А чем реально эти фантики были обеспечены. Чтобы гос-во стабильно функционировало, его золотовалютные резервы должны соответствовать эмиссиям дензнаков.

Для справки:

Накопленный запас золота в России перед I Мировой войной составлял 1,4 тыс. т. Революция и гражданская война сократили его до 150 т. Сталин увеличил золотые резервы СССР и, несмотря на тяжелейшую Отечественную войну 1941–1945 гг. и выплату США лендлиза в количестве 1,5 тыс. т, оставил после себя 2,05 тыс. т золота. В 1953 году СССР имел максимальный запас золота.

С 1953 г. в течение 12 лет продано на рынках Лондона и Парижа 2,9 тыс. т золота (по другим источникам 3 тыс. т). В 1963–1964 гг. из­за неурожая продано на зерно 1244 т. Всего же за период 1953–1991 гг. СССР реализовал на мировых рынках 8,2 тыс. т.

В годы перестройки в 1985–1987 гг. золотой запас СССР находился на уровне 600–700 т. Наиболее точную цифру называет Николай Иванович Рыжков — Председатель Совета Министров СССР в интервью В.И. Калугину, редактору журнала «Золото России». «Когда я возглавил правительство (1985 г.), золотой запас составил 500 т. Это то, что было в слитках. Что находилось в Госхранилище и в Алмазном фонде мы не считали» [14; с. 73]. В целом эпоха перестройки и особенно 90-е годы для золотой отрасли были катастрофичными. Вывоз золота за границу рос, а добыча после распада СССР резко упала. Евгений Матвеевич Бычков, начальник Гохрана СССР в 1987– 1990 гг., привел данные о добыче драгоценного металла. В 1991 г. было добыто 137,7 т, а в 1996 г. только 113,3 т.

+8 / -25
Ответить

ИнгаПишет 06.06.2021 в 13:40
чем реально эти фантики были обеспечены. Чтобы гос-во стабильно функционировало, его золотовалютные резервы должны соответствовать эмиссиям дензнаков

Расскажите об этом американцам.

Вот хохоту-то будет!

+30 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
06.06.2021, 15:45
Санкт-Петербург

Я сегодня начала с Бреттон-Вудской системы. Ничего смешного - плетью обуха не перешибить. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Инге и Анатолию.

Права Инга и неправ Анатолий.

Эти самые ФАНТИКИ - чтобы считаться ДЕНЬГАМИ действительно должны быть чем-то ОБЕСПЕЧЕНЫ. Иначе дензнаки - действительно ФАНТИКИ.

А ОБЕСПЕЧЕНЫ они могут быть только РЕАЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ.

Для государств с КРЕПКОЙ ЭКОНОМИКОЙ - объектами и товарами этой самой экономики...

Для тех, у кого этой самой экономики НЕТ - золотом, серебром, платиной, драгоценными камнями и прочими ценностями.

Ибо ДЕНЬГАМ - выпущенным в обращения от имени ГОСУДАРСТВА должны ДОВЕРЯТЬ. А для этого необходимы МАТЕРИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ - иначе дензнаки - НЕ ДЕНЬГИ.

Доллары США - отличный пример ПЕРВОГО случая, когда деньгам государства доверяют из за его высокого экономического потенциала.

Во всех остальных случаях (включая экономику СССР) для доверия к дензнакам государства требуются его гарантии в виде ЗОЛОТОГО ЗАПАСА.

И ещё одна "мелочь". Доллары США (за исключением доллара КША - 1860-65 - совершенно обесценивавшегося после разгрома этого государства) - всегда были ДЕНЬГАМИ. Разумеется, со временем их вид, дизайн и прочее изменялись со временем. Но "фокусов" типа объявления дензнаков БУМАГОЙ правительство США не предпринимало НИКОГДА (что в РСФСР-СССР-РФ делали ПОСТОЯННО. Я имею в виду многочисленные "денежные реформы" - 1917-2021. Разумеется, инфляцию Россия знала и до 1917 года - но ОТКАЗА от дензнаков и ОГРАБЛЕНИЯ людей путём деноминации в России до 1917 не было никогда).

Напоминаю, что в настоящее время в США официально находятся в обращения ВСЕ дензнаки, выпущенные в 1918-2021 гг. Дензнаки 1870-1918 принимает ЛЮБОЙ БАНК. Дензнаки 1800-1870 ряд уполномоченных центральных банков. И неважно - какого цвета эти доллары (розовые, зелёные или сине-голубые) и кто на них изображён: президенты или индейцы с томогавками. Важно, что это ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ, эмиссию которых осуществило ГОСУДАРСТВО... Только так можно обеспечить доверие к денежной системе...

Такое доверие родилось не сразу... Вспомните те же "фокусы" с дензнаками в Европе и Азии ещё со времён средневековья. Результат - один: НЕОБЕСПЕЧЕННЫМ деньгам не доверяют и ПРОТАЛКИВАНИЕ их в экономику = ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ...

Кстати - реальные материальные ценности - это не золото - а состояние экономики. Вспомните старый банальный пример: испано-португальское завоевание колоний в Латинской Америке в 16 веке.

1516 - начало завоевания Мексики.

1604 - "революция цен" докатилась до России, где никогда не было своих драгметаллов. Результат - по сравнению с 1552 (год коронации Ивана Грозного) цены на всё в России выросли ВДВОЕ. Кстати это одна из причин того самого кризиса, что в СССР и России называли СМУТНЫМ ВРЕМЕНЕМ...

Догадываетесь, что творилось в странах Европы (ворота для американского золота) - особенно - Испании... Во сколько раз цены выросло там!

Результат: огромные объёмы ШАЛЬНОГО золота, свалившегося на Испанию, не ОБОГАТИЛИ её - а РАЗОРИЛИ. Уже к концу того же 16 века испанская империя Габсбургов начала ТРЕЩАТЬ ПО ШВАМ. Вспомните распад на испанскую и немецкую ветви, Нидерландскую революцию, англо-испанскую конфронтацию (Непобедимая Армада и пр.). Уже к середине 17 века Испания скатилась до ранга рядового государства, а к его концу - второстепенного (для Европы). Несмотря на огромное количество ЗОЛОТА - страна быстро ОБНИЩАЛА - что и привело к ВОЙНЕ за ИСПАНСКОЕ наследство уже на рубеже 18 века.

+16 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
06.06.2021, 17:46
Санкт-Петербург

Поэтому царские рубли в мире котировались, а советские никому не были нужны.

+8 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

А чем обеспечен доллар, попробуйте обменять на золото, фига, Вам дадут только продукцию, которую произвели США. А себе ещё напечатают.

+11 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
07.06.2021, 10:03
Санкт-Петербург

Подозреваю, что замена доллара сейчас в РФ скоординирована с позицией КНР и другими странами БРИКС. А может, поэтому Байден и просил встречу с Путиным.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Простая экономика-люди проедали запасы что были накоплены до СССР, плюсом помогали другим странам, когда запасы кончились-всё пошло под откос, что создавалось то нужное для других стран? Что развивалось?

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.06.2021, 14:22
Санкт-Петербург

ТатьянаПишет 08.06.2021 в 14:01
Что развивалось?

Как минимум, жилищное стр-во.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ИнгаПишет 06.06.2021 в 15:45
Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним

За вами очереди что-то не видно. Походу ясно кто тут последний.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
10.06.2021, 12:11
Санкт-Петербург

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Кондитер 3 разряда Евгений
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 175
29.07.2021, 23:29
Липецк

так фантики сделал чубайс в виде ваучеров и стал впихивать народу направо и на лево и таких подобных сколько было непересчесть все которые были у власти хотели поживиться за счет народа

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Самое главное из-за чего развалился СССР это из отсутствия свободного рынка товаров. Производители не были заинтересованы в том, чтобы продавать товары по ценам, установленным КПСС. Поэтому на рынке был перманентный дефицит товаров. Некоторые можно было купить на черном рынке, но уже разумеется не по установленным партий ценам, а гораздо выше. А некоторые товары вообще невозможно было приобрести гражданам в принципе. Например, средства производства. Нет и все тут!....Нельзя купить трактор, грузовой автомобиль, станки, множительно-копировальную технику и так далее....

0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Дело тут не в золотом запасе, а в многочисленных запретах и препонах, которые правительство установило для граждан....

Нельзя было заниматься производством товаров. Только ограниченная деятельность.....

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.08.2021, 14:01
Санкт-Петербург

Верно мыслишь, Шарапов.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.01.2022, 19:08
Санкт-Петербург

Союз намерено развалили, благодаря Горбачеву, который ради тряпок готов был продать хоть самого черта. Так что, вот не надо все это вешать народу. Хоть кто нибудь знает всей правды, что произошло?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.01.2022, 19:20
Санкт-Петербург

ИнгаПишет 06.06.2021 в 17:46
Поэтому царские рубли в мире котировались, а советские никому не были нужны.

Поэтому рубль к доллару привязали после развала Союза да? И не хрен ругать сегодняшнее правительство. за что боролись в 90-х годах, на то и напоролись. Хотели в американский рай, вот мы и живем в нем. Мы то подохнем, нам той жизни осталось всего ничего, а вот вы с чем останетесь молодежь? Волками друг на друга смотреть будете скоро. Если в Союзе нужны были здоровые и образованные люди, то сейчас это никому не нужно. За твои же деньги тебя же оскотинивают, ибо не нужны никому здоровые и образованные люди. Им вешать лапшу не получиться, да и самим рвачам 90-х годов, которые двух слов связать не могут, не объяснить народу будет, почему продолжают американскую модель развития поддерживать.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
02.01.2022, 19:22
Санкт-Петербург

Мда... вот видите, вы даже историю не знаете....

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (17)
раскрыть ветку (1)
07.06.2021, 07:14
Санкт-Петербург

Назовите, пожалуйста, на какие товары и в какие годы было снижение цен.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Где снижались? Например в первой половине 80-ых хлеб дорожал несколько раз, правда где-то на 4 копейки, но тем не менее.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Да был дефицит, на прилавках не все было, но холодильника были полные и было на что купить. Причем продукты были более качественные. А сейчас полки забиты, но не на что купить даже товар средней ценовой категории, не говоря уж о более менее качественном (если такой конечно есть, даже типа фермерское перепичкано химией).

+32 / -5
Ответить

Полный? И было на что? Вы уверны, что у всех так было? Мама нас двоих растила, работала на 1,5-2 ставки учителем - жрать нечего и не на что было, многое позволить не могли. Да и до родительского развода - жировали, хотя отец был инженером на авиазаводе, подрабатывал станочником цеху.

А работали больше и работа была тяжелей, и условия труда не из легких.

+9 / -11
Ответить

Вы про какие года, про 90 е? В 80 нас мама тоже одна двоих растила и в холодильнике было все, я сейчас столько колбасы и мяса не покупаю. Вот со шмотками была немного напряженка, но не сказал бы что были плохо одеты.

+23 / -2
Ответить

Нет не про 90. В это время мы уже сами работали.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

У меня мать одна меня воспитывала. Работала уборщицей, чтобы не оставлять одного. Зарплата - 50 р. ни дедушек ни бабушек. Помощи никакой. Не скажу что жили хорошо, но не голодали!

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.08.2021, 00:07
Камешково

Года укажите, какие... По описанию точь в точь, 90-е.....Горбатый постарался

0
Ответить

70-80-ые, закрытый Куйбышев, Поволжье

По рассказам бабушки, дедушки и мамы - у нас в Поволжье это было постоянно. И до революции, до и после военное время.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Откуда холодильник был полным?

+5 / 0
Ответить

Какой-то беспредметный спор. Кто-то хает, другие оправдывают. Надо смотреть и с другой стороны. Индекс цен по бензину на сегодняшний день 115, если сравнивать 92-й и 93-м. (46 руб и 40 коп. соответственно). Индекс по электроэнергии 125 (5 руб и 4 коп.). Минимальная зарплата (уборщица. сторож и т.п.) в 70-х годах была 60 рублей, средняя зарплата инженера-молодого специалиста 90-110 рублей, у опытных инженеров в полтора два раза выше. Средняя зарплата по стране 145 рублей. Наиболее высокие зарплаты были у буровиков(600-900), шахтеров (700-1000), на рыболовецких судах. К примеру официантка в столовой у буровиков получала 250 руб. При этом не надо забывать. что после войны прошло 25-30 лет, в течение которых была активная гонка вооружений во всех областях: создание реактивной авиации, ракетной техники, ядерной бомбы, гонка в космосе. С середины семидесятых прошло 45 лет. По поводу очередей в магазинах. Сравним цены мясо 2,0-2,20 руб. куры 3,60 руб, утка 1,60 руб. картофель 10 коп. Молоко разливное 3,2% 28 коп/литр, пиво «Жигулевское» в розлив 24 коп/литр, в бутылках 36 коп. Сахар нерафинированный 78 коп. рафинированный 84 коп. Крупы пшено 16 коп, рис 80 коп. Цены мяса на рынках свинина 3,5-4,0 руб, говядина 4,5-5,0 руб. Водка в магазине стоила 3,62 руб, "Столичная" 4,12 руб. коньяк 3*- 5,0 рублей. Сигареты Памир 10 коп, Прима -14 коп, сигареты с фильтром 40-50 коп, импортные типа Мальборо 3,0 руб. Кроличью шапку на рынке можно было купить за 15 -20 руб., в магазине за 8.0 рублей. Джинсы на рынке продавали за 250 руб, при этом, брюки можно было сшить в ателье или у портного в пределах 20-25 руб (со стоимостью ткани). При такой разнице цен естественно люди старались приобретать по возможности товары в магазинах. Сейчас цены на рынке и в магазинах сравнялись, причем в сторону рыночных. Надо не забывать, что свою лепту в дефицит товаров внесла засуха 72 года. Горели торфяники тогда по всей центральной России. В Горьком (Нижний Новгород) мост через Оку просматривался до середины. После этого поголовье скота в колхозах сократилось в несколько раз. До этого в СССР не было такого дефицита мясных и молочных продуктов. Все это к тому, что в Советском Союзе люди жили по разному и нельзя все стричь под одну гребенку. К примеру, на Украине колбаса в магазинах не переводилась ни в 70-е, ни в 80-е. В середине 80-х в Киеве на прилавке магазина довелось увидеть 6 (шасть) сортов только полукопченой колбасы, не говоря уже про вареную и копченую. И это вечером, после окончания рабочего дня. В это же время в центральной России и даже в Москве об этом уже и мечтать не смели. В Татарии, к примеру, в 80-х годах основная масса мясных продуктов и сливочное масло в магазинах продавалась по карточкам.

Все, что изменилось за прошедшие годы время можно найти в программе социально-экономического развития, принятой на 26-м съезде КПСС. Только с одной оговоркой, это качество товаров. Партия не ставила задачу снижения качества. Сейчас даже высокая цена не гарантирует качества товара. Для полноты картины можно проиндексировать цены и свою зарплату, чтобы оценить свой уровень жизни. При этом следует учесть, что в Союзе не было платной медицины, платного образования и за воровство серьезно наказывали. И село старались развивать и поддерживать. Промышленные товары в то время были относительно дороже. Не было в то время сотовой связи, портативных компьютеров и телевидение могло предложить в основном не более трех программ, но это уже заслуга технического прогресса и мирной жизни.

Выводы может сделать каждый самостоятельно.

+6 / 0
Ответить
30.06.2021, 19:42
Санкт-Петербург

" К примеру, на Украине колбаса в магазинах не переводилась ни в 70-е, ни в 80-е. " Может, в Киеве , в момент каких-то международных соревнований в центральном гастрономе вы и заметили 6 сортов колбасы. А я жила в Днепропетровске и мы не наблюдали там никакой. И правильно автор статьи описывает, если что-то выбрасывали , то разгребали все в момент и только по 0.5 кг в одни руки. Мне родители из Ленинграда продуктовые посылки иногда посылали. И воровство процветало. И даже у Райкина :"Идет завсклад - уважаемый человек". Завмаг, завсклад -хозяева жизни. А наказывали тех, кто не хотел делиться и устраивали показательные процессы борьбы с жуликами и ворами. А в остальном согласна. Цены того времени даже точно приведены.

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

И еще небольшое дополнение. Среднюю зарплату сейчас надо брать по регионам. Кроме того квартиру в Союзе можно было приобрести через ЖСК (жилищно-строительный кооператив) по цене 400 руб за кв. метр. Так что далеко не все выиграли от начатой Горбачевым перестройке.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

В каком году родился "аФФтор", что пишет такую ерунду? Я -- 1963-го года рождения, родился и вырос в небольшом шахтёрском городке (64 тыс. населения) на окраине области. Не было у нас такой "бяки" в 70-80-х годах. Только при "Горби" хрень началась. Всегда было не менее 10 сортов колбасы, сыры -- сортов 5-6, молоко продавалось и в магазинах (в пакетах, бутылках) и на разлив (в кулинариях или ходили по подъездам молочницы с тачкой), как и сметана. Конфеты шоколадные ("Мишка на Севере", "А, ну-ка, отними", "Каракум" и т.д.) были всегда, как и шоколад. Рыба, мясо и т.д. -- тоже в дефиците не были...

+66 / -8
картой
Ответить

И из ТЕХ сливок, в треугольных пакетах, можно было сбить отличное масло. А сейчас... - дай Бог, чтобы не отравиться.

+46 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ключевое слово в вашем комментарии - "шахтерский городок"! Значит, он относился к категории или закрытых городов, или городов с дополнительным снабжением как шахтерский. Я жила в Перми в 70-80-е. У нас именно так всё и было! Бесконечные очереди изматывали - каждый день не меньше 1-2 часов приходилось в них проводить. Мяса вообще в магазинах не было! "Выбрасывали" полуобщипанных синих кур или дохлых уток. Помню, как из очереди озверевшие от дефицита люди выкинули ветерана войны, как его трясло после этого, жуть! Колбаса, если "выкидывали" - только "любительская". И какое там качество! Не знаю, из чего ее делали, невкусная была, без мясного запаха. Да, была "уверенность в завтрашнем дне", знали, что лучше вряд ли будет.

+16 / -37
Ответить

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНАПишет 06.06.2021 в 11:53
Бесконечные очереди изматывали - каждый день не меньше 1-2 часов приходилось в них проводить.

Как вы задолбали своей срачью! Ужас! Как живы-то остались?

ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНАПишет 06.06.2021 в 11:53
И какое там качество! Не знаю, из чего ее делали, невкусная была, без мясного запаха

Дай Бог, что бы вы, ваши дети и внуки, жили и питались нонешними "качественными" продуктами! Аминь!

+25 / -8
Ответить

Жива-то вот Валентина Павловна осталась, да вот рассудок помутился...

+15 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

"Срачью" задолбали такие, как вы! Считаете, если у вас было хорошо, значит так было везде! Вы бывали в те годы на Урале?! Во второй половине 70-х и 80-е ни-хрена хорошего в магазинах не было. Было именно так, как я написала! И - очереди, везде, за всем! Если ездили в Москву, перли оттуда всё - от одежды и обуви до колбасы, сливочного масла и конфет! Помню, как на меня в Москве окрысилась кассирша, когда я попыталась пробить килограмм масла: "Только 300 граммов (или 400, не помню) в одни руки!", хотя магазин был пустой.

+10 / -15
Ответить

Вообще-то я всю жизнь прожила именно на Урале в Перми, конфеты были всегда хорошие и вкусные, правда шоколадные в то время были для нас дороговаты и покупали их только на праздники, а будние дни не часто батончики, карамель. В Москву мы не ездили, родители работали, поездки только в отпуск. Молочка вся у нас была в те годы в магазинах свободно.

+16 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
Кондитер 3 разряда Евгений
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 175
21.06.2021, 19:40
Липецк

валентина павловна наверное двумя руками за путина что абсирает ссср эту

великую страну поистене великую которую нагло угробил горбачев

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
DELETE

А сегодня колбасы завались. И Вам она нравится? Вкусная?

Кондитер 3 разряда Евгений
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 175
21.06.2021, 19:42
Липецк

дауж аж срать хочется на такую колбасу как сейчас ее делают не да бог ее кушать

+4 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Не знаю, как было у вас в Омске, но у нас в Красноярском крае и в самом Красноярске до прихода Горбачёва всё было нормально. Да были дефициты на отдельные продукты, но каким-то странным образом холодильники у людей отнюдь не пустовали. Как говорил Райкин, не будет дефицита, жизнь станет скучной (не дословно). Во многом дефицит создавался искусственно, им торговали из-под прилавка для своих, но в итоге своими оказывались практически все. А вот с приходом Горбачёва в 1985-м, дефицитом стало всё...

+21 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Кондитер 3 разряда Евгений
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 175
21.06.2021, 19:35
Липецк

валентина павловна зато сейчас вы живете в раю наверное

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.08.2021, 00:22
Камешково

Да успокойтесь же вы. Сколько в вас ненависти и желчи... Это наверно от правильных колбас данного времени🤣🤣🤣

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
DELETE

Касаткин Сергей АлексеевичПишет 02.06.2021 в 07:25
Не было у нас такой "бяки" в 70-80-х годах.

Можно только констатировать, что везде было по-разному: в 70 х жила на Алтае и училась 5 лет в Новосибирске-колбасы и мяса в свободной продаже не было ни там, ни там, только через очереди можно было купить. В 80 е жили в Ташкенте - действительно, "город хлебный": всего в избытке, но только на базаре, в магазине была свободно живая рыба. А уж во времена Горби дефицит просто тотальный во всем, какая-то антиутопия наступила, долго это не могло продлиться.

Дефицит во время горби наступил для государственных магазинов, а для кооперативных - ВСЁ БЫЛО.

Когда горбатый разрешил подпольным цеховикам работать официально и называться кооперативы, то для них наступили золотые времена,

СЫРЬЕ ОНИ БРАЛИ ПО ГОСЦЕНЕ, А ПРОДАЖНУЮ ЦЕНУ НАКРУЧИВАЛИ КАК ХОТЕЛИ. НАВАРИЛИСЬ ОНИ НЕМЕРЯНО.

НИКТО ИХ НЕ СДЕРЖИВАЛ.

+11 / -1
Ответить
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 13.7М

АндрейПишет 07.06.2021 в 06:10
НАВАРИЛИСЬ ОНИ НЕМЕРЯНО.

НИКТО ИХ НЕ СДЕРЖИВАЛ.

Мало того.

Их поддерживали беспроцентными кредитами.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Псковщина ездила в Питер за конфетами, майонезом, колбасой, за хлебом и то очереди были.

+9 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

Касаткин Сергей АлексеевичПишет 02.06.2021 в 07:25
Рыба, мясо и т.д. -- тоже в дефиците не были...

Вы наверно жили в Европе в то время! Рыба килька в пряном посоле, рыба - селедка ржавая атлантическая, мясо - зеленые, худые цыплята, которые пешком пришли в магазин, хорошее мясо только на рынке по 4-6 руб за кг, хорошая сметана и молоко только на дому, люди были честнее и не бодяжили это) Конфеты, батончики, монпансье, подушечки и уйма карамели, от которых зубы вылетаю сразу) Колбаса? Не убиваемая резиновая Докторская (до сих пор её терпеть не могу) Копченые и полукопченые колбасы редкость и цена 5-8 руб за кг. (кооператив) Этого мало кто себе мог позволить, только брали к праздникам. Макароны? Писать о цвете этих макарон и способе варки? Овощи... только на рынке, никаких вонючих овощн. Магазинов. Сыр только плавленный, колбасный за 1 р.80 коп., хороший сыр ценой в 3-3.50 руб порождал огр. очереди. Я на десять лет вас старше и думать раньше вас начал на 10 лет раньше. Когда начался бардак, в 70-х вам было 10 лет и вы были на иждивении папы с мамой, а я уже работал и все видел. Вы забываете одно, что в СССР было всё,но купить на свои мизерные з\п мог всё это не каждый, но перед этим он становился "доставалой", знакомства и кумовство в СССР значило все! Деньги были не главным аргументом. Сейчас умер уже клан "доставал" а раньше это была профессия многих. Надо имп. мебель-через доставал, помните у Райкина, через брат, товаровед, завзалом, завсклад... достаем "дифсит" Этот дифсит стал крылатым в СССР. Его за это невзлюбила партноменклатура и 10 лет Райкин не выступал. Вы видели бананы или апельсины в свободной продаже в СССР? А пепси-колу и кока-колу. Она появилась в СССР в 1972 году. А они были, но до прилавка не доходили. Я не видел! Достать к Н.Г. пять-десять бутылочек 0.33 считалось счастьем. А сумасшедшие очереди людей за бутылочным пивом "Московское" "Рижское" "Бархатное", которым надоело пить разбавленную мочу из бочек, нет вы не видели, вы под стол еще тогда пешком ходили! Про автомобили будем говорить? Про хорошую ауди и видео аппаратуру? Мотоциклы, лодочные моторы, гарнитуры кухонные, путевки на море, даже велосипеды, а если были то за 45-80 руб, а это у некоторых месячная з\п а жрать что? Сейчас мы на свою з\п можем легко себе позволить и ТВ и аудио и навороченный велик.

+11 / -34
Ответить

Разрешить с Вами не согласиться. Пиво было не только разливное, но и в бутылках, правда Жигулевское и ещё пару видов. Кроме того винные напитки были из разных фруктов и намного вкуснее чем перечисленные вами пиво. А кола и пепси можно было купить, хоть и не всегда, зато лимонад был всегда и намного вкуснее. Велосипед, и даже на моторе мог позволить любой человек и не надо, что они стояли дорого. Не знаю как у вас, а с мясом и разновидностью колбас проблем не было, да приходилось отстаивать очередь, но зато это были натуральные и свежие, а ни как сейчас неизвестно когда, кем и какую скотинку завалили. Сыры были натуральные и нескольких сортов, а не только плавленный, и к стати плавленный сыр был совсем другой, не то что сейчас липнет к зубам. Мотоцикл был свободен в продаже - Минск, "Козел" так называемый, мопеды. Машины правда были дефицит, но не в них счастье. Ну и насчёт аппаратуры и другой техники ее в продаже то же было и намного качественнее. А СССР развалили именно такие которые и продались за дефицит, который либо одноразовый, либо не качественный. Не зря говорили загнивающий капитализм, но ни кто из таких кто продался не верил.

+32 / -5
Ответить

РобертПишет 06.06.2021 в 13:55
Пиво было не только разливное, но и в бутылках, правда Жигулевское и ещё пару видов.

Разрешить с Вами не согласиться. yandex.ru

+6 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

РобертПишет 06.06.2021 в 13:55
винные напитки были из разных фруктов и намного вкуснее

БОРМОТУХА, что ли? Которая совершенно официально делалась из самого гнилого гнилья! Об этом один раз-даже в "Литературке" была статья

+3 / -2
Ответить
08.06.2021, 00:14
Санкт-Петербург

Я помню замечательное яблочное вино пузыристое и по вкусу напоминающее шампанское, и стоило оно копейки. Любимый напиток студентов в колхозе. А вот в Ленинграде, такое не продавалось (Я не знаю из чего делалось, но очень вкусно)

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Гнилье не гнилье, зато из натурпродуктов, а не из химпорошка, да и на вкус были намного приятнее. К сведению, любое вино делается не только из хороших плодов, но и из всех, которые только собирают с дерева; и между прочим эти фрукты не моют, так как они выделяют дрожжи как и само гнилье.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 13.7М

Алина ЕвгеньевнаПишет 07.06.2021 в 23:25
Которая совершенно официально делалась из самого гнилого гнилья!

САМ ТЫ ГНИЛЬЁ...

0 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (2)

[

+1 / -1
Ответить

Виктор МихайловичПишет 06.06.2021 в 15:17
А сумасшедшие очереди людей за бутылочным пивом "Московское" "Рижское" "Бархатное", которым надоело пить разбавленную мочу из бочек, нет вы не видели, вы под стол еще тогда пешком ходили!

Ну уж, пиво-то было не то что сейчас! Сейчас, со сроком годности пол года - хрень какая-то, а не пиво!

+18 / 0
Ответить

Порошковое пиво. Получают порошок, зесь в россии добавляют воду и льют в бутылки. Вот вам и пиво.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Вместо Пепси-колы, продавали хороший лимонад, которому ваша Пепси в подметки не годится. Я ей чищу чайники от накипи и унитаз от ржавчины. Советую попробовать.

раскрыть ветку (0)

Александру Рязанскому.

Видно, что Вы пишете ПРАВДУ. и Без НОСТАЛЬГИИ. Чем ГРЕШАТ очень многие, вспоминавшие СССР. Там вовсе НЕ ЖИЛОСЬ ХОРОШО. И при всём том, что творится сейчас, я бы КАТЕГОРИЧЕКИ НЕ ХОТЕЛ туда ВЕРНУТЬСЯ. НЕ ДАЙ Бог!

+6 / -12
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.08.2021, 00:33
Камешково

👎

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

Уж сколько раз спрашивали этого трепача-"автора" - ЗАЧЕМ писать враньё, да ещё опираясь на фильмы? Молчит... молчит как партизан на допросе. Не иначе чьё-то задание выполняет... ТРЕПЛО...

+15 / -5
Ответить
13.08.2021, 00:38
Камешково

Лайки собирает... 🤣🤣🤣🤣🤣Ради них мать родную продаст

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Касаткину С.А.

Донбасс в 1970 гг действительно СНАБЖАЛСЯ ОСОБО. Но это относилось прежде всего к Донецкой и Луганской областям. А вот жители Ростова и Таганрога в этих самых КОЛБАСНЫХ электричках ездили - но не в Москву (до неё далеко) а в Донецк. Об этом в 1978-80 мне рассказывала ростовчанка, которой я ВЕРЮ. К тому же это вполне согласуется с тем, что я ВИДЕЛ СВОИМИ ГЛАЗАМИ.

А вот насчёт 10 сортов колбасы и 6 сортов сыра в городе в Российском Донбассе - это Вы открыто ВРЁТЕ... В Москве в это время не было такого выбора продуктов.

+6 / -1
Ответить

Добрый день, были так называемые "спеециальные" регионы, которые даже не подчинялись напрямую своим областным центрам, например:

Сочи был городом федерального значения, с другим отдельным снабжением, чем другие города Краснодарского края, также сочи подчинялся напрямую москве, а из краснодара им никто не приказывал. В сочи везли пепси-колу, колбасы, сыры, всякие классные штуки, напрямую из москвы. Даже номера на машинах были другими, не "краснодарский край", а "сочи"

Кавказские Минеральные Воды - также был отдельным районом со своим снабжением, отличным от всех других в ставропольском крае.

Вот в эти города и ездили тариться.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
08.06.2021, 00:24
Санкт-Петербург

В Луганске была кондитерская фабрика. Иногда друг семьи привозил оттуда торты и конфеты, ничего похожего я никогда не видела. Например, конфеты в виде птичьего гнезда. Круглая коробочка, в ней ленточки бумаги, как будто прутики, а по кругу яйца, размером с маленькое куриное, обернутые в фольгу разного цвета, а внутри - верхний слой из шоколада (настоящего естественно), потом белый слой, а внутри желтый. И очень вкусно, не приторно сладко, а интересный вкус.

Еще помню ажурный шар из шоколада, а внутри то ли башня, то ли ракета шоколадная же.

Это, наверное не продавалось в каждом магазине, но в Луганске делали.

И в Киеве кондитерские изделия были замечательные.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.08.2021, 00:40
Камешково

А в Ленинграде было!!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

"Химику" Матвееву из Сыктывкара.

Чего ездить за 100 с лишним километров жителям Ростова-на-Дону (или Таганрога) за колбасой в украинский Донецк (или Луганск)? В Ростовской области с сельхозпродукцией проблем не было. Колбасы... Может, что-то упущу из названий: "Ливерная", "Кровяная", "Докторская", "Конская", "Краковская", "Ветчина", "Молочная", сосиськи, сардельки, "Охотничьи", "Сервилат", ещё какие-то копчёные и полукопчёные сорта (не помню уже). Сыры были разные, но помню только "Российский" и "Пошехонский" (их мы наиболее часто покупали, потому и запомнились), про плавленые сырки -- промолчу "Новость", "Дружба", "Фруктовые" сырки... Селёдка "ржавой" не была, продавалась как на развес (из бочек), так и в больших банках. Хек, минтай, треска, мойва, салака и др. как мороженые, так и холодного и горячего копчения. Горбуша, правда, редко бывала. В Ростове-же, в магазине "Океан" всегда(!) был огромный выбор рыб и икры. Когда нас, школьников, возили в Ростов на спектакли в театре или цирк или "стереокино", всегда заезжали на обратном пути в "Океан", покупали домой красную рыбу и икру.

Соглашусь с Вами, что в украинских Донецке или Луганске снабжение было ещё лучше. Но, и у нас всего вполне хватало. Особо очередей не замечалось. По молочке тоже проблем не было... То, что Вы на 10 лет меня старше -- ничего не значит. Я-то САМ это видел (и ел). Не знаю на счёт Вашей знакомой ростовчанки, может, ей интереснее было съездить в украинский Донецк на электричке, чем в ближайшую станицу под Ростовом, чтобы купить то-же самое (возможно и дешевле) -- это её "проблемы" и жизнь.

Не стоит обвинять во лжи других, судя лишь по чьему-то высказыванию иначе уподобляетесь тем библейским слепым мудрецам, щупающих слона и пытающихся описать его...

За сим, позвольте откланяться...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)

Я согласна с вами!!!

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
13.08.2021, 00:18
Камешково

Согласна с вами, я с 65гр,и выросла в Ленинграде. Мама одна работала, и что то я не припомню голодного детства. Пока не пришел Горбачев.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (9)

И, тем не менее, люди не ломали голову как сэкономить на продуктах. В конце концов и бутылки можно было сдать.

Что входит в состав современных "промышленных" продуктов даже вспоминать не хочется. По сравнению с этим, лимонная кислота и ячмень - это витамины.

Что касается всеобщего дефицита, ищущий, да находил.

+56 / -2
картой
Ответить

Гнусов Антон АнатольевичПишет 01.06.2021 в 12:59
Что касается всеобщего дефицита, ищущий, да находил.

Всё можно было купить! И достойного качества!

+17 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

В магазинах ассортимент был невеликий, но холодильники у людей пустыми не были и голодающих не наблюдалось. Да были очереди, но продукты были натуральными, колбаса вкусная, а сыры - как я их любила, таких сейчас в России, даже дорогие, не найти. Куры были синие, но при приготовлении их был такой запах, что на большом расстоянии было слышно, что варят курочку. А сейчас что куры, что мясо - бррр. Рыба была везде, такую мойву я тридцать лет не видела, а иваси, да много чего. Мы тогда минтай за рыбу не считали, покупали только кошкам, а сейчас минтай - почти деликатес.

+26 / 0
Ответить
DELETE

Да, люди не голодали и в мусорных баках не копались, как сейчас.

Это кстати правда. ПРИ СССР В МУСОРНЫХ БАКАХ НИКТО НЕ КОПАЛСЯ.

+3 / -1
Ответить
07.06.2021, 10:14
Нижний Новгород

Мусорных баков и не было. Во всяком случае в Нижнем Новгороде не было.

Приезжала мусорная машина в определённое время, все выносили свой мусор, загружали в неё и она увозила мусор на свалку.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не всегда, иногда стояли баки, машина подъезжала к бакам и их опустошала.

Но то о чем вы пишете тоже было.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Вы просто были полуголодные, вот Вам и казалась колбаса с сыром раем.

+4 / -12
Ответить
DELETE

А сейчас Вы каждый день едите лобстеров, омаров и осетров? Тот сыр и та колбаса не сравнимы с сегодняшними, они были НАТУРАЛЬНЫМИ, хотя и не было такого количества наименований, как сейчас. А полуголодными мы не были, даже, когда я была студенткой.

Вера НиколаевнаПишет 06.06.2021 в 18:03
А сейчас Вы каждый день едите лобстеров, омаров и осетров? Тот сыр и та колбаса не сравнимы с сегодняшними, они были НАТУРАЛЬНЫМИ, хотя и не было такого количества наименований, как сейчас. А полуголодными мы не были, даже, когда я была студенткой.
=

=Самым голодным чел-ком в СССР был студент в общежитии! Вы, наверное, жили дома при мамке, Вам этого не понять.

+3 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

У Вас короткая память. В СССР был "обычай" - годами ГНАЛИ одну и ту же рыбу - а потом - когда ресурсы её поистощались - она ИСЧЕЗАЛА и превращалась в ДЕЛИКАТЕС. Так было: с ТРЕСКОЙ, КАМБАЛОЙ, СЕРЕБРИСТЫМ ХЕКОМ. А сейчас с минтаем...

Кстати - вспомнил один киножурнал ФИТИЛЬ 1970 г. Там как-то показали - хотя и весьма осторожно - сюжет (ЦСДФ) объясняющий ПОЧЕМУ в СССР нет в продаже рыбы и рыбопродуктов. Причина была очень простой: продавать её в СССР при тогдашней ценовой политике было НЕВЫГОДНО.

Кстати - именно тогда - после огромного АДМИНИСТРАТИВНОГО НАЖИМА в СССР появилась сеть магазинов "ОКЕАН" и простые советские люди всё же смогли приобрести в торговой сети хоть какие-то рыбо-и морепродукты. Как раз - начало 1970 гг... Эта история закончилась знаменитым "ДЕЛОМ ОКЕАН" - на рубеже 1970-80 гг - когда и здесь начальство начало усиленно ВОРОВАТЬ. Коррупция быстро "добралась" в очередную торговую систему...

+5 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Кстати, хлеб был замечательный, как им пахло в булочных и магазинах. Детвора часто обгрызали корочки у буханок и батонов. Про настоящий хлеб - уже только не литературные выражения.

+15 / 0
Ответить

Я обгрызал.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Хоть и был в СССР дефицит, хоть и разнообразия не было на прилавках магазинов, но я всё-равно скучаю и хочу назад в СССР...

+51 / -5
картой
Ответить
06.06.2021, 13:42
Санкт-Петербург

Татьяна ДмитриевнаПишет 01.06.2021 в 13:26
хочу назад в СССР.

Надо Вас как-то туда переправить, не будете тут невпопад воду мутить

+2 / -23
Ответить

А тебя из Питера на Колыму.

+17 / 0
Ответить
06.06.2021, 14:18
Санкт-Петербург

Я не хочу на Колыму - в этом принципиальная разница. Колымой пугали в СССР.

+3 / -11
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 13.7М

ИнгаПишет 06.06.2021 в 13:42
Надо Вас как-то туда переправить,

Ой!

И меня тоже, пожалуйста.

+1 / 0
Ответить
13.08.2021, 14:03
Санкт-Петербург

Вижу, Ирина Николаевна, Вы уже на подлёте

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

В одну кучу суют СССР до 1985 года и горбачёвский.

+47 / -4
картой
Ответить

Фильм "100 грамм для храбрости"...1976 год...

+2 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (319)

Подростку из Уфы, которого покусала собака, не хватило вакцины от бешенства. Почему в России дефицит таких препаратов?

Вечером 13 марта 2025 г. 17-летнего жителя Уфы покусала на улице бездомная собака. Случилось это возле одной из школ города. Как и положено, молодой человек незамедлительно обратился в медучреждение.

Надо ли выходить на работу в ночную смену в день закрытия листка нетрудоспособности при сменном режиме работы? Вопрос–ответ

Работодатель, узнав откуда-то, что вам «закрыли» листок нетрудоспособности, настаивает, чтобы вы приступили к выполнению трудовых обязанностей в день «закрытия» освобождающего от работы медицинского документа.

"Вот это завтра всё будет в колбасе"... Мужик из Новосибирска, работающий на Рубцовском мясокомбинате, показал, как и из чего делают колбасу

Безотходное производство. Трупы разложившихся свиней потрошат прямо на земле, а затем отправляют на прилавки.
00:55
Поделитесь этим видео

Бесят исчезающие упаковки и тюбики! Под видом привычного продукта продают иллюзорный воздух!

Вспоминаю, как государственные стандарты были обычным явлением и казались обыденным делом. Я вооружилась линейкой, чтобы измерить милиметраж знаменитой русской шоколадки «Алёнка». И что мы видим?

Святая простота: В Госдуме рассказали, как будут выплачиваться пенсии на фоне сообщений о дефиците бюджета Соцфонда

В Госдуме обнаружили неисчерпаемый денежный родник для пенсий Вот что значит видеть ситуацию из высоких кабинетов Госдумы. Пока обычные смертные, опьяненные «вбросами» каких-то «Ведомостей», наивно полагали,

Стоит ли принимать БАДы с железом?

В последнее время пошел бум на аптечные витамины, БАДы и прочие добавки, содержащие различные вещества. Их пьют все подряд! Но всем ли они на самом деле показаны и так ли необходимы? Сегодня поговорим о железе.