Период службы в Афганистане в страховой стаж

Трудовые пенсии в Российской Федерации с 1 января 2002 года устанавливались и выплачивались в соответствии с федеральным законом от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01.01.2015 года федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" изменил порядок расчета пенсий, но основные критерии определения стажа для расчета пенсии применяются по закону № 173-ФЗ.
Список 1
Рассмотрим вопросы включения службы в Афганистане в льготный стаж по Списку 1 для досрочной пенсии.
Согласно закону 173-ФЗ, периоды прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил СССР, в том числе в период боевых действий, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются.
Вместе с тем согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 при определении права на пенсию могут применяться нормы ранее действовавших во времени законов, последовательно, в зависимости от периодов работы.
В период действия закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590, периоды службы в составе Вооруженных сил СССР по выбору обратившегося за пенсией приравнивались к работе, указанной в Списках № 1 и № 2 от 1956 года, при этом период службы приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду либо следовала за ней, при этом приравниваемый период службы не должен был превышать имеющегося стажа работ по Спискам № 1 и № 2.
Таким образом, с учетом разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 № 4 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, к работе по Списку № 1 может быть приравнена служба в составе Вооруженных сил.
ПРИМЕР
Гражданин имеет следующие периоды:
20.07.1981 по 20.10.1981 – работа по Списку № 1 = 3 мес. 01 день.
29.10.1981 по 09.05.1982 – прохождение военной службы = 6 мес. 10 дней.
10.05.1982 по 04.01.1984 – прохождение военной службы (участие в боевых действиях в Афганистане) =1 год 07 месяцев 24 дня.
04.04.1984 по 25.11.1988 – работа по Списку № 1= 4 года 07 мес. 22 дня.
Применим нормы закона 1956 года. В связи с тем, что периоды службы предшествовали периоду его работы на соответствующих видах работ, в целях определения права заявителя на досрочное пенсионное обеспечение по рассматриваемому основанию, за период работы до 01.01.1992, исчисление стажа на соответствующих видах работ может быть произведено по закону СССР от 14.07.1956.
То есть, периоды прохождения воинской службы в составе Вооруженных сил СССР могут быть приравнены к работе по Списку № 1 и исчислены при определении права на пенсию по Списку № 1 по их фактической продолжительности (календарно).
Льготное исчисление такого стажа нормами закона 1956 года не предусмотрено.
Таким образом, работы по Списку 1 составят продолжительность лет = 7 лет 27 дней:
20.07.1981 по 20.10.1981 работа по Списку № 1 = 3 мес. 01 день;
29.10.1981 по 09.05.1982 прохождение военной службы = 6 мес. 10 дней (приравнивается к Списку 1, следующему за службой);
10.05.1982 по 04.01.1984 прохождение военной службы (участие в боевых действиях в Афганистане) =1 год 07 месяцев 24 дня (приравнивается к Списку 1, следующему за службой);
04.04.1984 по 25.11.1988 работа по Списку № 1= 4 года 07 мес. 22 дня.
В то же время при подсчете страхового стажа могут применяться другие нормы законодательства.
Страховой стаж
Рассмотрим вопросы включения службы в Афганистане в страховой стаж.
Мы знаем, что для досрочной пенсии (к примеру, по Списку 1) страховой стаж мужчины должен составить не менее 20 лет.
Возьмем наш пример и с периодами службы и работы по Списку 1, при этом в календарном исчислении страховой стаж заявителя составляет только 18 лет.
Это не даст права на досрочную пенсию даже в том случае, если мы включим период службы в армии стаж по Списку 1.
При подсчете страхового стажа для назначения пенсии может быть применен порядок, действовавший до 01.01.2002 (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П), которым определена возможность исчислять продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002, по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 пенсионного законодательства.
До вступления в силу федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применялись нормы закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которым предусматривалось включение периодов прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР в общий трудовой стаж (статья 90 Закона от 20.11.1990).
При этом, при подсчете трудового стажа в целях установления права на трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона от 20.11.1990), период службы в воинских частях в период боевых действий исчисляется в тройном размере, а период прохождения военной службы по призыву – в двойном размере (статья 94 Закона от 20.11.1990).
Согласно пункту 1.3 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР» от 04.10.1991 № 190 военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении, определенном статьей 94 Закона от 20.11.1990, на основании справок военных комиссариатов, выдаваемых в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.
Таким образом, период прохождения военной службы в период боевых действий на основании соответствующих документов, будет исчислен в льготном порядке, предусмотренном статьей 94 закона от 20.11.1990 (в рассматриваемой ситуации составит требуемую продолжительность страхового стажа (20 лет) для досрочного назначения трудовой пенсии:
29.10.1981 по 09.05.1982 прохождение военной службы = в двойном размере 1 год 20 дней;
10.05.1982 по 04.01.1984 прохождение военной службы (участие в боевых действиях в Афганистане) = в тройном размере 4 года 11 мес. 12 дней.
Пенсионный закон позволяет при подсчете общего (страхового) стажа применять либо нормы постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 № 2-П (т. е. закон № 340-1 за весь период работы до 2002 года), либо нормы постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 (последовательное применение сначала закона 1956 года, а затем с 01.01.1992 года нормы закона № 340-1).
Применять нормы закона 1956 года при подсчете общего (страхового) стажа здесь не целесообразно, поскольку этим законом не предусмотрено льготное исчисление периодов работы (службы). Поэтому были применены нормы закона № 340-1 по постановлению КС РФ от 29 января 2004 № 2-П.
Мы рассмотрели два варианта применения норм ранее действующих законов относительно службы в армии, в том числе в период боевых действий.
Оба этих примера применяются только для определения права на пенсию.
Для определения размера пенсии существуют другие нормы, установленные статьей 30 федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", о которых я расскажу в следующих публикациях.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо! Интересно, но всё опять упирается в списки №1 и №2, в которых специальности приведены в соответствии с классификатором в цифровом виде. И если твоя специальность, согласно записи в трудовой книжке звучит немного не так, то вряд ли докажешь своё право на включение лет службы в льготный стаж. Тем более, что до службы я тоже реально работал 3 месяца слесарем КИП и А в теплосетях, а это меньше срока службы... А после службы учёба в институте 5 лет... разрыв получается. И последующая работа 17 лет на городской АТС уже не имеет значения... Хотя страхового стажа более 30 лет, досрочной пенсии после людоедской реформы не видать...
Учеба в институте после службы в армии засчитывалась при СССР в трудовой стаж. Через суд можно включить, получив отказ из ПФ РФ.
Она засчитывалась и при наличии трудового стажа до учебы!
Если учеба следовала сразу за трудовым стажем до учебы - да.
А раньше в принципе безработных и не было!
Автор статьи может быть и разбирается в законах, но иптерпритирует их как ему угодно. Плюс ко всему, военкомат справок о прохождении военной службы в Афганистане не выдаёт, Должна быть запись в военном билете и удостоверение афганца или ветерана боевых действий. В который раз убеждаюсь, что юристы на сайте знают законы поверхностно, досконально освещаемый вопрос не изучают!
Документы, подтверждающие участие в выполнении боевых задач. К числу таких документов относятся:
- выписка из личного дела (в послужном списке) военнослужащего, проходящего (проходившего) военную службу по контракту, с указанием периода выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (участия в контртеррористических операциях);
- выписка из п. 17 раздела «Общие сведения» военных билетов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, с указанием периода пребывания в частях, выполнявших задачи в условиях военного конфликта;
- справки установленной формы о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций, и о времени фактического участия в боевых действиях;
- справки о ранениях, травмах, контузиях, полученных при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта;
- Перечень воинских частей, привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, а также период выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивой Генштаба ВС РФ;
- командировочные удостоверения с отметками о пребывании в составе воинских частей, участвовавших в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, и приказы соответствующих командиров (начальников), направивших военнослужащих в командировку для выполнения боевых задач;
- наградные материалы, свидетельствующие о том, что представляемый к награждению принимал участие в боевых действиях в указанные периоды и в указанных регионах.
Т.е вы считаете, что такие документы не выдаются?
Запись в военном билете вносится за весь период службы, без уточнения периода участия в боевых действиях, а удостоверение только подтверждает факт участия в боевых действиях, опять же не конкретизируя этот период.
Период, т.е именно с какой даты по какую дату гражданин участвовал в боевых действиях, может выдать только соответствующе учреждение. Без уточняющей справки установить этот период специалисты ПФР не смогут.
Лишний раз убеждаюсь, как многие далеки от правил подсчета стажа и установления стажа в целях пенсионного обеспечения.
В военкомате данные с военного билета, то есть если в военном билете не будет периода прохождения службы в боевых действиях, то военкомат может и не знать. В особых отметках военного билета прописывается участие в боевых. А справку об участии в боевых выдаёт воинская часть, на основании которой выдаётся удостоверение и опять же не военкоматом.
При боевых действиях в Афганистане ещё не было контрактной службы (контрактная служба началась в 1993 году).
Назовите в каких региональных отделениях ПФР участие в боевых действиях при прохождении военной службы по призыву считается один к трём?! Если Вы считаете что так должно быть, так займитесь этим вопросом всерьёз, помогите людям, а не пиарьтесь здесь статейками, не изучив полностью вопрос!
Так что Вы лишний раз подтвердили, что не полностью разбираетесь в данном вопросе.
Все условия подробно описаны мною в статье. Еще раз для вас повторюсь: "Согласно пункту 1.3 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР» от 04.10.1991 № 190 военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении, определенном статьей 94 Закона от 20.11.1990, на основании справок военных комиссариатов, выдаваемых в порядке, определяемом Министерством обороны СССР" Изучите это положение, на которое я ссылаюсь. И, кстати, всем, кто обращается ко мне с вопросами об учете стажа, я даю подробные разъяснения и помогаю определить выгодный вариант учета стажа, в том числе и в период службы в Афганистане. Не сомневайтесь.
Министерством обороны, в настоящее время, определён порядок выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, но не справок. О справках речи нетА вот удостоверение, как и запись в военном билете, являются, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, основанием для возможного подсчёта стажа. Военный комиссариат без записи в военном билете или справки воинской части не может располагать данными о прохождении службы, туда отдельно информация не поступает.
К тому же, указанный Вами документ утратил силу.
Да не переживайте вы так из-за этих справок! Времена меняются. В моей статье ссылка на закон от 1991 года. Сейчас электронное взаимодействие между органами ПФР и силовыми ведомствами. Все, что ПФР потребует в рамках закона, силовое ведомство предоставит в электронном виде. Главное, чтобы гражданин знал о возможности учета в стаж периода службы "горячих точках" с учетом соответствующих норм закона. Я недавно просчитывала такой стаж и мне гражданин предоставил справку об участи в боевых действиях. Я не вникала, каким образом он получил такую справку. Не переживайте. Если вопрос возникнет, можно обратиться в ПФР за содействием в получении тех или иных документов. В электронном виде они направят запрос и в электронном виде получат ответ. Главное знать, для каких целей необходимы те или иные документы. А по вопросу утраты действия Нормативных актов в целях пенсионного обеспечения, рекомендую изучить постановление Конституционного суда РФ № 2-П. Ссылку на это постановление я указала в статье.
В настоящее время даже действуют отдельные положения закона от 1956 года (Закона СССР о пенсионном обеспечении), к сведению, если вы не знали.
Мне нечего переживать, но во многих военкоматах муниципальных образований нет интернета, так о каком электронном документообороте речь?!
К тому же нет разъяснений, берётся служба в Афганистане по призыву или офицером? Распространяется ли то о чём пишете на проходивших службу при КТО на Северном Кавказе?
"Запись в военном билете вносится за весь период службы, без уточнения периода участия в боевых действиях, а удостоверение только подтверждает факт участия в боевых действиях, опять же не конкретизируя этот период."
Повторяю для юристов: участие в боевых действиях в военном билете военнослужащих по призыву прописывается в разделе "особые отметки" и это обязательно;
При боевых действиях в Афганистане ещё не было контрактной службы (контрактная служба началась в 1993 году).
Перечень указанных Вами документов, а именно:
-справки установленной формы о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций, и о времени фактического участия в боевых действиях;
- справки о ранениях, травмах, контузиях, полученных при выполнении задач в условиях вооруженного конфликта;
- командировочные удостоверения с отметками о пребывании в составе воинских частей, участвовавших в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, и приказы соответствующих командиров (начальников), направивших военнослужащих в командировку для выполнения боевых задач;
- наградные материалы, свидетельствующие о том, что представляемый к награждению принимал участие в боевых действиях в указанные периоды и в указанных регионах.
появился в 2007 году.
Справки о ранениях выдаются лечебными учреждениями; наградные материалы только в наградном отделе МО или другого ведомства; командировочных удостоверений у военнослужащих по прзыву на руках никогда не было, у офицеров в личных делах их тоже нет, они в строевой части воинской части; справки установленной формы об участии в боевых выдаются воинской частью до 2003 года (при ведении боевых действий в Афганистане они не выдавались).
Вот и получается, что у бывшего военнослужащего по призыву документом подтверждающим участие в боевых только запись в военном билете.А если есть эта запись, зачем справка из военкомата?!
Без проблем пошел в военкомат и мне выдали .В военном билете есть запись, но без печати.
Военный билет приравнивается к документам удостоверяющим личность, то есть при наличии записи в военном билете справку не имеют права требовать, это превышение полномочий. У вас же не требуют справку, что Вы проживаете по адресу регистрации, если в паспорте это записано!?
Спасибо.
Это интересно.