Судебная система Российской империи. Должностные лица без судейских функций
Краткое содержание :
В предыдущей публикации было рассказано о судебных учреждениях, но судебная система прежней России на тех или иных условиях объединяла и целый ряд других организаций, которые нынче являются самостоятельными. Вот об этом здесь и пойдет речь.
Прокуратура
Судебные уставы 1864 года предусматривали создание прокуратуры, как обособленной ветви судебного ведомства. Прокуроры состояли при общих судах всех уровней. При Гражданском и Уголовном кассационных департаментах Сената состояли обер-прокуроры и их товарищи (заместители); при судебных палатах — прокуроры судебных палат и их товарищи; при окружных судах — прокуроры окружного суда и их товарищи.
Один окружной суд приходился на несколько городов, но товарищи прокурора окружного суда распределялись по участкам таким образом, чтобы в каждом городе на постоянной основе находился хотя бы один из них. Прокуратура представляла собой независимую службу, подчиненную министру юстиции, имевшему звание генерал-прокурора.
При мировых судебных установлениях не было отдельной прокуратуры, их делами занимались товарищи прокуроров, в участках которых находились данные суды.
Судебные обязанности прокуроров были достаточно многообразны. Прокуроры имели факультативное право возбуждения уголовного преследования (наряду с судьями). На стадии дознания прокурор имел право непосредственно руководить членами полиции, а также был обязан надзирать за их действиями. На стадии предварительного следствия прокурор не мог самостоятельно совершать следственных действий, но имел право наблюдения за следствием и мог делать ему предложения совершать те или иные действия. После окончания предварительного следствия прокурор составлял обвинительное заключение (или предложение о прекращении дела), представлял его при процедуре предания суду.
Прокуроры также поддерживали обвинение в суде и контролировали исполнение судебных приговоров. Они имели право подачи апелляционных жалоб на судебные решения (как против обвиняемых, так и в их пользу). Прокуроры также участвовали в гражданских процессах, если надо было представлять интересы казны. При составлении обвинительных заключений и их поддержании в суде прокуроры были процессуально независимыми, а при участии в дознании и следствии были подчинены мсинистру юстиции.
Административные обязанности прокуроров делились на две группы. Во-первых, прокуроры следили за законностью содержания под стражей. Им направлялись все документы о взятии под стражу и освобождении, они имели право посещения мест заключения и могли отдавать приказы о немедленном освобождении незаконно лишенных свободы. Во-вторых, прокуроры входили в ряд межведомственных совещаний, надзирая за законностью принимаемых ими решений.
Судебные следователи
Судебные следователи состояли при окружных судах, они были распределены по участкам так, чтобы в каждом городе в округе суда был хотя бы один следователь. Следователи были процессуально независимыми и несменяемыми чиновниками особого рода, они являлись членами окружных судов и даже могли призываться в состав суда при нехватке судей. Круг их деятельности объединял дознание и следствие. Следователь возбуждал следственное дело, как только находились достаточные данные для уверенности в событии преступления, руководил оперативной деятельностью полиции, опрашивал свидетелей и подозреваемых, собирал доказательства.
Он также извещал прокуратуру о начале всякого следственного дела, но не делал никаких юридически значимых выводов из следствия. Как только следователь усматривал, что для обвинения в суде, либо для прекращения дела имеются надлежащие доказательства, он передавал следственное дело прокурору.
Судебные приставы
Судебные приставы состояли при судах всех уровней. Их задачей было вручение участникам процессов повесток и судебных бумаг, а также совершение всех действий, необходимых для исполнения судебных решений. При необходимости приставы могли обращаться за содействием к полиции.
Приставы были объединены в самоуправляемые корпорации по округам судебных палат, солидарно отвечавшие за ущерб от неправомерных действий своих членов и имевшие дисциплинарную власть. При вступлении в должность приставы вносили залог. Они получали жалованье, их действия также дополнительно оплачивались по особой таксе теми, в чью пользу они совершались.
Нотариусы
Нотариусы состояли при окружных судах, но могли иметь свой офис в любых населенных пунктах судебного округа. При самом окружном суде был нотариальный архив и состоял старший нотариус, положение и круг обязанностей которого были отличны от простых нотариусов. Нотариусы имели широкий круг обязанностей, достаточно точно совпадающий с современным представлением о нотариате. Основной круг их деятельности состоял в составлении и заверении разного рода актов. Старшие нотариусы вели крепостные книги (реестры сделок с недвижимостью), обеспечивая государственную регистрацию прав на недвижимость. Нотариусы были чиновниками особого рода: с одной стороны, они состояли на государственной службы и имели чин, с другой, не получали следующих чинов, наград, жалованья и пенсий, но вместо этого получали вознаграждение от клиентов по тарифу. Старшие же нотариусы, напротив были обыкновенными должностными лицами судебного ведомства.
Присяжные поверенные
Присяжные поверенные являлись частными адвокатами, объединенными в корпорации по судебным округам; они могли иметь помощников, не входящих в корпорацию, но имевших право выполнять все их функции. Для принятия в присяжные поверенные надо было иметь профильное высшее образование и пятилетний стаж работы либо в судебных учреждениях, либо помощником присяжного поверенного. Корпорации присяжных поверенных возглавлял Совет присяжных. Совет принимал новых членов в корпорацию, мог объявлять поверенным выговоры, временно приостанавливать их деятельность, а также исключать их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли.
Услуги адвокатов оплачивались по письменному соглашению сторон, а если такого соглашения не было — по официальной таксе. Для подсудимых, не способных оплатить услуги защиты, председатель судебной палаты назначал одного из присяжных поверенных своего округа (так называемое право бедности). Работа этого поверенного оплачивалась из особого фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех присяжных поверенных округа.
Послесловие
Но и это еще не все. Впереди самое главное — процесс. Поэтому продолжение следует.
Прошу оценить и прокомментировать.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: