Историческая география Карабаха
РАССКАЗ ТельмАна Керимли
Тема Карабаха является предметом горячих дискуссий между Азербайджаном и Арменией.
Армянский агитпроп всеми силами пытается доказать "древнеармянское" прошлое этой области с целью подтверждения своей автохтонности на Кавказском регионе. Аргументы обычно сводятся к неточным данным античных историков и каких-то мифологических событий в древности. В этом контексте Азербайджан выигрывает ввиду большей достоверности исторических сведений.
Карабах всегда был неделимой частью исторического Азербайджана на протяжении веков. Это подтверждают и труды русских востоковедов.
Южный (Иранский) Азербайджан и Северный (Кавказский) Азербайджан в исторических источниках именовались под единым регионом "АЗЕРБАЙДЖАН". (см.Список литературы: 1).Границы Азербайджана простирались от Зенджана до Дербента, от озера Гёкча до Каспийского моря. В промежутке истории к нему были присоединены Арранская (Кавказская Албания), Ширванская и Муганская области. Эти регионы были неотъемлемой частью Сефевидского государства Азербайджана с точки зрения социально-экономических, политических, этнических и культурных аспектов.
Как известно, в постсредневековый период регион Арран (Албания) располагался посреди рек Кура и Аракс. Причина, по которой он был назван "Арранским Карабахом" заключалось в том, что этот регион был показан отдельно от других Карабахов. В Средневековье, особенно, в XIII-XIV веках, термин "Нагорный Карабах " вообще не упоминается в источниках и является продуктом пропагандистского ума властей 1920-х годов, придумавших этот термин в угоду своим политическим интересам. Вся горная и равнинная части Карабаха издавна находились в тесных экономических и культурных отношениях и дополняли друг друга.
Историк Аль-Кутби аль-Ахари (XIV век) называл Карабахский регион "Столицей Аррана" (4).Согласно первоисточника информации, Карабахский регион начинался от реки Аракс и включал земли Бейлагана в северо-западном направлении на востоке, от границы Гуштасфи до Зегамчая. По информации Хамдаллаха Казвини, граница Карабаха также проходила по реке Аракс (5).
Таким образом, свидетельства того, что регион от Гёкчи до Зегама на севере (6) и до Бейлагана связан с Карабахом: что он находится на границе Ширвана (7) и сходится с Курой и Аразом (8),подтверждаются указанными историческими сведениями абсолютно незнакомых между собой известными авторами своего времени.
Файзуллах Рашидаддин о географии Карабаха.
Названия "Карабах" и "Арран" отождествляются друг с другом, и это доказывает также знаменитый персидский учёный Файзуллах Рашидаддин, упомянув Мугань, Арран и Шеки (9) в качестве карабахских провинций. Согласно его упоминаниям, Гафанский магал (территория современной Армении) прежде подчинялся Нахичевану. Из этого можно сделать вывод, что Карабах, посредством Гафана, граничил с Нахичеваном (9).Это очень существенный аргумент, ведь об этом пишет автор, живший в XIII веке.
Итог.
Приведенные выше исторические свидетельства показывают, что в XIII-XIV веках границы Карабаха доходили до реки Араз (Аракс) на юге, реки Хакари на северо-востоке, реки Зегамчая на северо-западе, реки Кура (район Ширвана) на северо-востоке, а вся равнинная и горная части Карабаха были единым географическим объектом.
Источники:
1.Греков, Якубовский. Золотая Орда. Ленинград.1937, стр.55
2.Abu Bakr Al Kutbi Fl Ahari/Tarihi Seyh Uvyes cnh/132
3/Saraf at Din Ali Yazdi/Zafername, Ташкент,1972, (фарси), стр.182
4.Abu Bakr Al Kutbi Al Ahari \Tarihi Seyes\ стр 132
5.Yakut el Hamevi/Mu"camu" Ibu"ldan /Hamidullah Kazvini\Nu"zhatul-kulub\стр.56
8.Safar-Han ibni Samsaddin Bitlisi/Шарафнаме, том 1,"Наука",стр.534.
7.Abbas Kuli Aga Bakikhanov/Gulistani Iram/стр.203
8.Yakut el Hamevi/Mu"camu" Ibuidan?Hamdallah Kazvini/Nu"zhat ul-Kulub ,стр 56
9.Rashid ad-Din Переписка, Москва,"Наука",1971, стр 270.
Карабах с незапамятных времён был прародиной предков народа, ныне именуемого азербайджанскими тюрками, и все государства, ханства и административные единицы, созданные на этой территории, принадлежали им.Исторически Карабах охватывал различные территории Азербайджана. Например, Мирза Джемаль Джаваншир, бывший визирь Карабахского ханства, в своей книге "История Карабаха" писал:
Сейчас Сыныг Кёрпю ("Сломанный мост") находится между общинами Газах, Шамшяддиль и Демирчи-Гасанлы, и российские правительственные чиновники называют его Гырмызы Кёрпю ("Красным мостом")
Знать историю своего народа нужно. Но постоянно жить прошлым невозможно.. Называть целый народ варварами невежественно. Так армяне называют азербайджанцев. Раз такие умные-почему такие бедные? Теперь на этой земле наступает мир. Азербайджанское население Карабаха возвращаются в родную гавань-Азербайджан.
А веками обманутый армянский народ, проживая с фальсифицированной историей своего прошлого, рано или поздно прозреет и закроет двери прошлого и распахнет ворота в будущее.
Люди всё больше осознают, что именно сегодня создается то,чем будущие поколения или будут гордиться, или стыдиться. Оно создается умом и разумом народа. И оно должно быть свободным от вражды, злобы, ненависти.
Посмотрим, как будут реагировать международные суды на иски Азербайджана к Армении за варварские разрушения и похищенное. Армении за злодеяния вовек не рассчитаться...
Интересно, узнал много нового для себя о Карабахе. Спасибо за публикацию!