Ахтырский Г.С.
Ахтырский Г.С. Подписчиков: 391
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1800

Проверенные временем: из каких металлов строят современные ракеты

2 391 дочитывание
18 комментариев
Эта публикация уже заработала 231,53 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Первый старт ракеты Р-7 состоялся 15 мая 1957 года. А ведь этот корабль до сих пор носит всех наших космонавтов и является безусловным триумфом конструкторской идеи над конструкционным материалом. Интересно, что ровно через 30 лет после ее запуска, 15 мая 1987 года, состоялся и первый старт ракеты «Энергия», которая, наоборот, использовала массу экзотических материалов, недоступных 30 лет назад.

Когда Сталин поставил перед Королевым задачу копирования Фау-2, многие ее материалы были новы для тогдашней советской промышленности, но к 1955 году уже исчезли проблемы, которые могли бы помешать конструкторам воплощать идеи. К тому же материалы, использованные при создании ракеты Р-7, даже в 1955 году не отличались новизной — ведь нужно было учитывать затраты времени и денег при серийном производстве ракеты. Поэтому основой ее конструкции стали давно освоенные алюминиевые сплавы.

Ракета

Раньше модно было называть алюминий «крылатым металлом», подчеркивая, что если конструкция не ездит по земле или по рельсам, а летает, то она обязательно должна быть выполнена из алюминия. На самом деле крылатых металлов много, и это определение давно вышло из моды. Спору нет, алюминий хорош, достаточно дешев, сплавы его сравнительно прочны, он легко обрабатывается и т. д. Но из одного алюминия самолет не построишь. А в поршневом самолете и дерево оказывалось вполне уместным (даже в ракете Р-7 в приборном отсеке есть фанерные перегородки!). Унаследовав алюминий от авиации, этим металлом стала пользоваться и ракетная техника. Но тут-то как раз и обнаружилась узость его возможностей.

Алюминий

«Крылатый металл», любимец авиаконструкторов. Чистый алюминий втрое легче стали, очень пластичен, но не очень прочен.

Чтобы он стал хорошим конструкционным материалом, из него приходится делать сплавы. Исторически первым был дуралюмин (дюралюминий, дюраль, как мы его чаще всего зовем) — такое имя дала сплаву немецкая фирма, впервые его предложившая в 1909 году (от названия города Дюрен). Этот сплав, кроме алюминия, содержит небольшие количества меди и марганца, резко повышающие его прочность и жесткость. Но есть у дюраля и недостатки: его нельзя сваривать и сложно штамповать (нужна термообработка). Полную прочность он набирает со временем, этот процесс назвали «старением», а после термообработки состаривать сплав нужно заново. Поэтому детали из него соединяют клепкой и болтами.

В ракете он годится только на «сухие» отсеки — клепаная конструкция не гарантирует герметичности под давлением. Сплавы, содержащие магний (обычно не больше 6%), можно деформировать и сваривать. Именно их больше всего на ракете Р-7 (в частности, из них изготовлены все баки).

Ракета

Американские инженеры имели в своем распоряжении более прочные алюминиевые сплавы, содержащие до десятка разных компонентов. Но прежде всего наши сплавы проигрывали заокеанским по разбросу свойств. Понятно, что разные образцы могут немного отличаться по составу, а это приводит к разнице в механических свойствах. В конструкции часто приходится полагаться не на среднюю прочность, а на минимальную, или гарантированную, которая у наших сплавов могла быть заметно ниже средней.

В последней четверти XX века прогресс в металлургии привел к появлению алюминий-литиевых сплавов. Если до этого добавки в алюминий были направлены только на увеличение прочности, то литий позволял сделать сплав заметно более легким. Из алюминий-литиевого сплава был сделан бак для водорода ракеты «Энергия», из него же делают сейчас и баки «Шаттлов».

Наконец, самый экзотический материал на основе алюминия — боралюминиевый композит, где алюминию отведена та же роль, что и эпоксидной смоле в стеклопластике: он удерживает вместе высокопрочные волокна бора. Этот материал только-только начал внедряться в отечественную космонавтику — из него сделана ферма между баками последней модификации разгонного блока «ДМ-SL», задействованного в проекте «Морской старт». Выбор конструктора за прошедшие 50 лет стал намного богаче. Тем не менее как тогда, так и сейчас алюминий — металл №1 в ракете. Но, конечно же, есть и целый ряд других металлов, без которых ракета не сможет полететь.

Сталь

Титан и титановые сплавы

Самый модный металл космического века. Вопреки широко распространенному мнению, титан не очень широко применяется в ракетной технике — из титановых сплавов в основном делают газовые баллоны высокого давления (особенно для гелия). Титановые сплавы становятся прочнее, если поместить их в баки с жидким кислородом или жидким водородом, в результате это позволяет снизить их массу. На космическом корабле ТКС, который, правда, так ни разу и не полетел с космонавтами, привод стыковочных механизмов был пневматическим, воздух для него хранился в нескольких 36-литровых шар-баллонах из титана с рабочим давлением 330 атмосфер. Каждый такой баллон весил 19 килограммов. Это почти впятеро легче, чем стандартный сварочный баллон такой же вместимости, но рассчитанный на вдвое меньшее давление!

Железо

Незаменимый элемент любых инженерных конструкций. Железо в виде разнообразных высокопрочных нержавеющих сталей — второй по применению металл в ракетах. Везде, где нагрузка не распределена по большой конструкции, а сосредоточена в точке или нескольких точках, сталь выигрывает у алюминия. Сталь жестче — конструкция из стали, размеры которой не должны «плыть» под нагрузкой, получается почти всегда компактнее и иногда даже легче алюминиевой. Сталь гораздо лучше переносит вибрацию, более терпима к нагреву, сталь дешевле, за исключением самых экзотических сортов, сталь, в конце концов, нужна для стартового сооружения, без которого ракета — ну, сами понимаете...

Но и баки ракеты могут быть стальными. Удивительно? Да. Однако первая американская межконтинентальная ракета Atlas использовала баки именно из тонкостенной нержавеющей стали. Для того чтобы стальная ракета выиграла у алюминиевой, многое пришлось радикально изменить. Толщина стенок баков у двигательного отсека достигала 1,27 миллиметра (1/20 дюйма), выше использовались более тонкие листы, и у самого верха керосинового бака толщина составляла всего 0,254 миллиметра (0,01 дюйма). А водородный разгонный блок Centaur, сделанный по такому же принципу, имеет стенку толщиной всего лишь с лезвие бритвы — 0,127 миллиметра!

Ракета

Столь тонкая стенка сомнется даже под собственной тяжестью, поэтому форму она держит исключительно за счет внутреннего давления: с момента изготовления баки герметизируются, наддуваются и хранятся при повышенном внутреннем давлении. В процессе изготовления стенки подпираются специальными держателями изнутри. Самая сложная стадия этого процесса — приварка днища к цилиндрической части. Ее обязательно нужно было выполнить за один проход, в результате ее в течение шестнадцати часов делали несколько бригад сварщиков, по две пары каждая; бригады сменяли друг друга через четыре часа. При этом одна из двух пар работала внутри бака.

Нелегкая, что и говорить, работа. Но зато на этой ракете американец Джон Гленн впервые вышел на орбиту. Да и дальше у нее была славная и долгая история, а блок Centaur летает и по сей день. У «Фау-2», между прочим, корпус тоже был стальным — от стали полностью отказались только на ракете Р-5, там стальной корпус оказался ненужным благодаря отделяющейся головной части. Какой же металл можно поставить на третье место «по ракетности»? Ответ может показаться очевидным. Титан? Оказывается, вовсе нет.

Ракета

Медь

Основной металл электро-и тепловой техники. Ну разве не странно? Довольно тяжелый, не слишком прочный, по сравнению со сталью — легкоплавкий, мягкий, по сравнению с алюминием — дорогой, но тем не менее незаменимый металл.

Все дело в чудовищной теплопроводности меди — она больше в десять раз по сравнению с дешевой сталью и в сорок раз по сравнению с дорогой нержавейкой. Алюминий тоже проигрывает меди по теплопроводности, а заодно и по температуре плавления. А нужна эта бешеная теплопроводность в самом сердце ракеты — в ее двигателе. Из меди делают внутреннюю стенку ракетного двигателя, ту, которая сдерживает трехтысячеградусный жар ракетного сердца. Чтобы стенка не расплавилась, ее делают составной — наружная, стальная, держит механические нагрузки, а внутренняя, медная, принимает на себя тепло.

В тоненьком зазоре между стенками идет поток горючего, направляющегося из бака в двигатель, и тут-то выясняется, что медь выигрывает у стали: дело в том, что температуры плавления отличаются на какую-то треть, а вот теплопроводность — в десятки раз. Так что стальная стенка прогорит раньше медной. Красивый «медный» цвет сопел двигателей Р-7 хорошо виден на всех фотографиях и в телерепортажах о вывозе ракет на старт.

Ракета

В двигателях ракеты Р-7 внутренняя, «огневая», стенка сделана не из чистой меди, а из хромистой бронзы, содержащей всего 0,8% хрома. Это несколько снижает теплопроводность, но одновременно повышает максимальную рабочую температуру (жаростойкость) и облегчает жизнь технологам — чистая медь очень вязкая, ее тяжело обрабатывать резанием, а на внутренней рубашке нужно выфрезеровать ребра, которыми она прикрепляется к наружной. Толщина оставшейся бронзовой стенки — всего миллиметр, такой же толщины и ребра, а расстояние между ними — около 4 миллиметров.

Чем меньше тяга двигателя, тем хуже условия охлаждения — расход топлива меньше, а относительная поверхность соответственно больше. Поэтому на двигателях малой тяги, применяемых на космических аппаратах, приходится использовать для охлаждения не только горючее, но и окислитель — азотную кислоту или четырехокись азота. В таких случаях медную стенку для защиты нужно покрывать хромом с той стороны, где течет кислота. Но и с этим приходится смиряться, поскольку двигатель с медной огневой стенкой эффективнее.

Справедливости ради скажем, что двигатели со стальной внутренней стенкой тоже существуют, но их параметры, к сожалению, значительно хуже. И дело не только в мощности или тяге, нет, основной параметр совершенства двигателя — удельный импульс — в этом случае становится меньше на четверть, если не на треть. У «средних» двигателей он составляет 220 секунд, у хороших — 300 секунд, а у самых-пресамых «крутых и навороченных», тех, которых на «Шаттле» три штуки сзади, — 440 секунд. Правда, этим двигатели с медной стенкой обязаны не столько совершенству конструкции, сколько жидкому водороду. Керосиновый двигатель даже теоретически таким сделать невозможно. Однако медные сплавы позволили «выжать» из ракетного топлива до 98% его теоретической эффективности.

Ракета

Серебро

Драгоценный металл, известный человечеству с древности. Металл, без которого не обойтись нигде. Как гвоздь, которого не оказалось в кузнице в известном стихотворении, он держит на себе все. Именно он связывает медь со сталью в жидкостном ракетном двигателе, и в этом, пожалуй, проявляется его мистическая сущность. Ни один из других конструкционных материалов не имеет никакого отношения к мистике — мистический шлейф веками тянется исключительно за этим металлом. И так было в течение всей истории его использования человеком, существенно более долгой, чем у меди или железа. Что уж говорить об алюминии, который был открыт только в девятнадцатом столетии, а стал относительно дешевым и того позже — в двадцатом.

За все годы человеческой цивилизации у этого необыкновенного металла было огромное количество применений и разнообразных профессий. Ему приписывали множество уникальных свойств, люди использовали его не только в своей технической и научной деятельности, но и в магии. К примеру, долгое время считалось, что «его боится всевозможная нечисть».

Главным недостатком этого металла была дороговизна, из-за чего его всегда приходилось расходовать экономно, точнее, разумно — так, как требовало очередное применение, которое ему придумывали неугомонные люди. Рано или поздно ему находили те или иные заменители, которые с течением времени с большим или меньшим успехом вытесняли его.

Ракета

Сегодня, практически на наших глазах, он исчезает из такой прекрасной сферы деятельности человека, как фотография, которая в течение почти полутора столетий делала нашу жизнь более живописной, а летописи — более достоверными. А пятьдесят (или около того) лет назад он стал утрачивать позиции в одном из древнейших ремесел — чеканке монет. Конечно, монеты из этого металла выпускают и сегодня — но исключительно для нашего с вами развлечения: они давно перестали быть собственно деньгами и превратились в товар — подарочный и коллекционный.

Возможно, когда физики изобретут телепортацию и ракетные двигатели будут уже не нужны, наступит последний час и еще одной сферы его применения. Но пока что найти ему адекватную замену не удалось, и этот уникальный металл остается в ракетостроении вне конкуренции — так же, как и в охоте на вампиров.

Вы уже наверняка догадались, что все вышесказанное относится к серебру. Со времен ГИРДа и до сих пор единственным способом соединения частей камеры сгорания ракетных двигателей остается пайка серебряными припоями в вакуумной печи или в инертном газе. Попытки найти бессеребряные припои для этой цели ни к чему пока не привели. В отдельных узких областях эту задачку иногда удается решить — например, холодильники сейчас чинят с помощью медно-фосфорного припоя, — но в ЖРД замены серебру нет. В камере сгорания большого ЖРД его содержание достигает сотен граммов, а иногда доходит до килограмма.

Ракета

Драгоценным металлом серебро называют скорее по многотысячелетней привычке, есть металлы, которые не считаются драгоценными, но стóят намного дороже серебра. Взять хотя бы бериллий. Этот металл втрое дороже серебра, но и он находит применение в космических аппаратах (правда, не в ракетах). Главным образом он получил известность благодаря способности замедлять и отражать нейтроны в ядерных реакторах. В качестве конструкционного материала его стали использовать позже.

Конечно, невозможно перечислить все металлы, которые можно назвать гордым именем «крылатые», да и нет в этом нужды. Монополия металлов, существовавшая в начале 1950-х годов, давно уже нарушена стекло-и углепластиками. Дороговизна этих материалов замедляет их распространение в одноразовых ракетах, а вот в самолетах они внедряются гораздо шире. Углепластиковые обтекатели, прикрывающие полезную нагрузку, и углепластиковые сопла двигателей верхних ступеней уже существуют и постепенно начинают составлять конкуренцию металлическим деталям. Но с металлами, как известно из истории, люди работают уже приблизительно десять тысяч лет, и не так-то просто найти равноценную замену этим материалам.

18 комментариев
Понравилась публикация?
235 / -44
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 18
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю за публикацию, интересно!

+13 / 0
картой
Ответить
26.06.2021, 20:34
Санкт-Петербург

Текст перспективный, помещу сайт в избранное.

+13 / 0
Ответить

и где они производятся

В Советском Союзе с середины 1960-х годов в космических программах применялась целая номенклатура сплавов.

И все они были разработаны на предприятиях, которые в наше время известны как лидеры по производству металла для космической индустрии.

«В то время в промышленности шло большое строительство, и предприятия металлургии и машиностроения производили сплавы для ракетно-космической техники.

Так как у нас тогда в стране не было металлургии, то мы сами делали эти сплавы.

+13 / 0
Ответить
DELETE

Проверенные временем: из каких металлов строят современные ракеты

При строительстве космических аппаратов используется множество различных металлов.

Некоторые из них используются в космосе постоянно, а другие — лишь эпизодически.

В этом материале мы расскажем о семи металлах, которые используются при строительстве космических ракет.

Золото Золото — металл, имеющий самую большую плотность среди всех известных человечеству веществ.

Его удельный вес составляет 20,95 грамм на кубический сантиметр.

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Когда речь заходит о ракетной технике, в первую очередь вспоминается легендарный «лунный» «Сатурн-5», или, как его называли, «Атлас-5».

Однако история создания ракеты-носителя очень многогранна, а сам проект имеет богатую и интересную историю.

О ней и поговорим.

В 1960-х годах США и СССР были очень близки к военному противостоянию.

Именно для противостояния США в космосе были созданы баллистические, а следом и ракетные межконтинентальные ракеты.

+8 / 0
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)

и чем их заменяют

Автор: Андрей Шалыгин

В космосе, в отличие от земных условий, не только жарко, но и очень холодно.

А еще космические корабли и станции должны исправно работать даже в условиях невесомости.

Для этого их оснащают системами жизнеобеспечения, которые работают на так называемых окислителях — азоте, кислороде и водороде.

Последние два компонента в качестве теплоносителя не используются, поскольку не могут существовать вне космического корабля.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Проверенные временем: из каких металлов строят современные ракеты

При создании ракет используются сплавы, выдерживающие нагрев в 1000оС.

В основном это стали или сплавы на основе алюминия.

Из них изготавливают и корпуса ракет.

Для сравнения: наиболее прочные материалы в природе не встречаются.

Поэтому приходится применять специальные технологии для их создания.

Некоторые материалы более склонны к нагреву при работе ракеты, чем другие.

Их нельзя применять для изготовления корпусов ракет

Железо

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (2)
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
28.06.2021, 08:21
Екатеринбург

И сколько заводов осталось , которые выпускают эти сплавы? Знаю целых два, которые уже НЕ выпускают. Один из них сейчас гвозди делает из проволоки. Оборудования нет, лабораторий тоже. Второй делает просто железо.

+9 / 0
картой
Ответить
DELETE

DELETE

Сегодня на Байконуре стартует первый запуск с нового российского космодрома Восточный.

В этой связи, конечно же, не обошлось без истории.

И началась она довольно-таки необычно.

Один из высокопоставленных сотрудников ракетно-космической корпорации «Энергия» рассказал, что в СССР все ракеты были металлическими.

Но при этом, когда американцы задумали свои ракеты строить из титана, в СССР от титана отказались.

Мол, металл этот дорогой, а потому лучше уж строить ракету из металла, чем из титана.

DELETE

и зачем они это делают

«Наука и жизнь» продолжает серию публикаций о современных и перспективных ракетах, которые, по мнению некоторых скептиков, должны заменить привычные нам баллистические.

Сегодня мы расскажем о ракетах-носителях, используемых в космической отрасли России и в других странах.

Когда речь заходит о ракетном двигателе, первое, что приходит на ум, — это реактивный двигатель, разгоняющий ракету до необходимой скорости.

Но это далеко не единственная функция РД.

DELETE

-носители

Опубликовано 24.09.2019

В середине прошлого века в мире было очень популярны ракеты-носители, которые запускали с поверхности Земли.

Но современные космические миссии стали гораздо выше, а это означает, что запуск ракет должен происходить с гораздо более высоких орбит.

И сегодня, когда в космосе не осталось «свободных» площадок, все больше ракет-носителей запускаются с высокой орбиты, используя для этого специально разработанные для этих целей космические корабли и ракеты-ускорители.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
DELETE

С каждым годом технологии и материалы совершенствуются.

Для строительства космических аппаратов используются новейшие разработки, а некоторые материалы становятся уникальными.

В нашей подборке — самые важные достижения.

1. Алюминиевый корпус для МКС

Алюминиевый корпус ракеты «Союз» был создан в середине 1980-х.

Он является самым мощным (более 250 тонн) и долговечным (по сравнению с другими ракетными материалами) элементом многоразового космического корабля.

раскрыть ветку (0)
DELETE

В преддверии Дня космонавтики обозреватель «АиФ» встретился с летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Владимиром Георгиевичем Ляховым и узнал о новых разработках российских ракетников.

На МКС — через 12 дней

Как известно, в космосе на первый план выходит точность, помноженная на скорость.

Чем выше точность — тем больше вероятность успеха.

А чем выше скорость — тем меньше средств понадобится на реализацию проекта.

14.07.2021, 12:08
Санкт-Петербург

«Известия» разбирались в том, какие материалы используются при строительстве ракет и спутников.

Из каких материалов строят современные ракеты и спутники, а также какие технологии применяются при их создании — в материале «Известий».

Технологии позволяют работать с любыми металлами

В мире более 350 предприятий, выпускающих сверхпроводники для космических и авиационых систем, а еще порядка 50 компаний, разрабатывающих новые сплавы для них.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (18)

Выписали из роддома в ураган. Саратовчанка застряла с грудничком на трассе.

Недавно наша Саратовская область перенесла снежный коллапс. Многие люди оказались заблокированы на заснеженных трассах. Водители вместе со своими пассажирами без еды и воды в холоде проводили по 10 часов,...
00:43
Поделитесь этим видео

Кто-то без ведома хозяина квартиры меняет бытовую технику. Отрывок из сериала. Видео прилагается.

Добрый день, немногочисленные участники сайта 9111.ru! На сегодня это моя двухсотчетвёртая публикация здесь. И решил я сегодня выложить один момент из фильма. А ситуация в видосе забавляет. Гражданину кто-то,...
03:59
Поделитесь этим видео

Бюджет на плечи народа!

Голосование по бюджету страны на 2026, 2027, 2028 года прокомментировал депутат фракции КПРФ в Государственной Думе Роман Лябихов, который сказал, что нагрузка вновь находится на плечах простого народа.

Аристон. Статья 60: Небесная Хроника Акаши: Ноосфера Вернадского и тайна мирового сознания

"Две сферы сознания", иллюстрация создана сетью Джемини Наука, бесспорно, ещё не может дать ответ на вопрос: что есть самоанализ? Доказательство реинкарнации или иное проявление неведомых свойств сознания?

Чтобы никогда не падал! Практически лайфхак плюс видеоинструкция

Приветствую вас, уважаемые друзья! Я снова с вами, а это значит, что будет либо полезно, либо весело... Хотя , если на секунду задуматься, то польза от позитивного контента является естественным явлением,...
01:31
Поделитесь этим видео

Алексею Горшеневу 50: впечатления от концерта и видео

Данную публикацию я делаю немного позже ввиду банального отсутствия времени. Но вот оно появилось, и очень хочется поделиться своими впечатлениями. Думаю, для рокеров данное событие очень значимо,...
00:34
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы