Анатолий
АнатолийПодписчиков: 1193
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг405к

«Целовались до боли в губах» (продолжение)

50 просмотров
8 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Девок солить

Наш рассказ о том, что мы вроде любим березки, русскую культуру и хотим вернуться туда. Но на самом деле возвращаться туда надо с большой осторожностью. Эта культура построена совершенно на других основаниях, одно из которых гласило, что раз ты принадлежишь к определенному возрастному классу, то ты вынужден проявлять такого рода взаимодействия. А если ты их не проявляешь, то становишься социальной парией — с тобой что-то не то, за тебя никто не пойдет замуж или не женится.

Мария Гаврилова:

Было, кстати, немало развлечений, где никого не целовали, а сразу били. Были, скажем, такие святочные развлечения как «печь блины», «девок солить» или «девкам хрена давать». Парни вторгались на собрание, хватали по очереди всех девок, брали на спину, и надо было ударить их по задней части лопатой или доской. Или просто на улице хватать девок, валить в снег и катать по этому снегу. Тоже такое традиционное ритуальное развлечение.

Самый главный трэш и угар происходил во время святочных ряжений. Довольно распространенный вид ряжения — ряжение покойника на святках. Вносили молодого мужчину, накрытого белой простыней, лицо его обсыпано мукой. Во рту у него могли быть страшные зубы, вырезанные из картошки, изображая упыря. Под этой простыней он был совершенно голый.

Его заносили либо на доске, либо держа за руки и ноги. Там присутствовал шуточный священник, кадящий лаптем, в который был наложен подожженный навоз или другие странные вонючие вещи, он кропил присутствующих веником из ушата. При этом он пел матерные скабрезные отпевания по поводу того, какой был хороший человек, описывая его физические особенности, поведение и пожелания всем заняться чем-нибудь более приятным, чем присутствовать на похоронах.

После этого обычно начинались различные виды развлечений. Девушек хватали, подводили к нему насильно и заставляли с ним прощаться, целовать в лицо, в губы, в эти страшные зубы. При этом он фукал изо рта заранее припасенными угольками, мукой или сажей. Их могли заставить целовать его и совсем не в губы, а в другие части тела

Или было такое развлечение с покойником как «мерить шелк». Шелк у него был намотан на гениталиях. Подводили к нему девушек и говорили, что им надо отмерить шелка на платье и откусить после этого. Если девушка это не делала, ее тут же били. Если у нее был парень, то он мог ее как-то от этого отмазать, подставиться, чтобы его поколотили заместо нее. Но если парня не было, или он был какой-то не такой, то ее все же били. В конце концов покойник мог «оживать» — бегать голым, размахивать своими частями, лезть целоваться к девушкам, пачкать их (поскольку он был выпачкан в саже или муке) и по-всякому интересно с ними взаимодействовать.

Это был не единственный вариант ряжения. Например, «шкура на медведе». Человека рядили медведем в шубу, а под шубой он был голый. Продавали его «шкуру», снимали шубу, а он бегал голый, смущая и пугая всех. Или ряженый изображал «коровушку», его водили на четвереньках на ремешке и предлагали всем его подоить за «титьку», а он при этом лягался. Потом девушек к нему таскали и заставляли тоже такое делать, из-за чего они смущались.

Был и вариант «мельница», когда мельницу изображала задняя часть молодого человека. Девушек заставляли ее щупать, чтобы проверить, «хороший ли помол». «Мельница» тоже вела себя довольно вольно, могла залезть под подол и так далее. Или могли «катать валенки». Ряженые расстилали на полу простыню, клали туда девушек и парней, заворачивали и катали их валиком, пока не надоест. После этого они еще говорили «спасибо, хорошие валенки, нам все понравилось!»

Самый трешовый случай — ряжение «дедами калеными». Ничего хуже нам не попадалось. Суть в том, что эти деды в какой-то ответственный момент вытаскивают девушек на снег и натирают между ног этим снегом, или поднимают девушку кверху ногами, вниз головой и накладывают снег ей в подол, и так всех по очереди. А девушки не имели права при этом как-то возмущаться, они должны были благодарить, как падчерица Морозко: «Спасибо, дедушка родимый!»

Александра Архипова:

Вот один из сюжетов такой игры, который уже зафиксирован в дневнике XIX века в городе Березово. Это игра в «царя», где «царь» выбирает себе «царицу», начинает ее щупать, трогать и целовать. Это одна из редких игр, которая имеет прямую преемственность в современных эротических играх.

То, о чем говорила Маша, в некотором смысле ритуально привязано к двум вещам. Это либо часть календарного обряда, святок, когда происходит полный разгул нечистой силы на Рождество и после него, и ты можешь себя так вести. Неслучайно ты наряжаешься в покойника, черта, переворачиваешь представление о священнике с ног на голову. Время предписывает это поведение тебе, потому что в этот момент все себя ведут перевернутым образом.

Второй момент антиповедения был доступен во время бесед, когда девушки и юноши, вошедшие в возраст, приходили в отдельные избы, встречались там, и там было предписано вести себя так, как в обычной жизни себя не вели. Недаром было то, о чем Маша говорила в начале — парни садились на колени девушкам, а не наоборот.

Во всех играх, которые мы описали, вы, наверное, запомнили момент жестокости, элемент принуждения, избиения, но, помимо всего прочего, это были игры, привязанные к определенным моментам. В календарном смысле они проходили обычно в январе-феврале, потому что это время, когда мало работы, время святочных гуляний, и это время, когда дни тянутся и их нужно чем-то заполнить. Не то чтобы эти игры проходили нон-стоп в течение всего календарного года.

Сельхозлото или политтир

Мария Гаврилова:

Когда советская власть установилась в России и на сопредельных территориях, она очень озаботилась воспитанием молодежи и детей. Очень серьезное внимание она обратила на их игровую деятельность. Причем это касалось не только эротических игр, но игр вообще. Их попытались подвергнуть очень серьезному пересмотру как устарелые в плане реалий и идеологии и неподходящие для нового человека. Была концепция, что досуг не менее важен для политического воспитания, чем образование в школе, поэтому его надо очень жестко контролировать, пресекать то, что с точки зрения советской власти было нехорошо, и поддерживать то, что хорошо.

Под это подпала куча всего. В какой-то момент осуждались игры в куклы, как индивидуалистские. Пытались пресекать игры детей в званый обед — им говорили, что мы играем не в обед, а в общественное питание. Или, если играли в свадьбу, — нет, мы играем не в свадьбу, а в какой-нибудь общественный праздник.

Соответственно, сексуальные элементы крайне не одобрялись, тем более что часть тех людей в Советском Союзе, которые ранее были вовлечены в сферу образования, были довольно-таки образованными. Они знали про Фрейда, про сублимацию. Было даже вполне обоснованное мнение, что этот элемент надо исключить для того, чтобы энергию подростков и молодых людей направить в другое русло — русло строительства коммунизма.

В 20-е годы на эту тему вышло довольно много методичек: как организовать культпросвет в деревне, основать избы-читальни и какую-то культурную программу в них. В числе прочего там указывалось, что все эти игры надо по возможности пресекать, где-то более жестко, а где-то более мягко.

В методичке говорилось: вот вы видите, что молодежь собралась во что-то такое поиграть, а вы туда внедритесь, постарайтесь привлечь их внимание, возьмите инициативу и предложите им нечто другое вместо этого. Нечто более интересное, рафинированное и культурное, вместо этих разнузданных и, кстати, негигиеничных забав. Говорилось, что поцелуи надо особенно пресекать, потому что таким образом можно передавать болезни — даже не столько сама сексуальность отвратительна, как нарушение эпидемических норм (а целовались действительно все со всеми).

Что можно было вместо этого предложить? Например, хорошо подобранные массовые пляски. То есть вместо каких-то парных развлечений, кадрилей, танго и даже фокстрота, подбирать развлечения, где все пляшут по одному, но зато коллективно двигаются в такт. Особенно, если у этой активности было какое-нибудь бытовое, революционное содержание, а сопровождала это песня, переделанная соответствующим образом.

Или, например, можно было им предложить настольные игры, такие, как «Сельхозлото», или «Азбука-лото», где предлагалось по картинкам угадывать лозунги. Или «Газетное лото», где надо было оценивать газетные новости как положительные или отрицательные. Можно было также предложить пение, хор, декламацию, интеллектуальные игры, загадки, научные развлечение. Допускались различные комнатные подвижные игры, например, «Политфанты», «Политлотерея», игра-аукцион, где вместо цены за приз платят подробным рассказом, скажем, о международном положении СССР. Или как выбрать молочную корову. Или как лучше развивать сельскохозяйственную кооперацию.

Также можно было развлечься, устроив суд над каким-либо литературным произведением или негативным социально-бытовым явлением. Скажем, разыграть сценку, в которой мать не пускает сына в пионеры, и устроить над этим всем суд.

В методичке предлагались готовые сценарии игровых вечеров. Они начинались и заканчивались маршем под музыку, какой-нибудь несложной гимнастической пирамидой. В них было около пяти различных игр и два непарных танца под революционные песни.

Но, судя по тому, что эротические игры уцелели до 50-х, а некоторые — до 60-х годов, культпросветработников на деревне остро не хватало. Все продолжили заниматься более-менее тем же самым, а прекратили потом по совсем другим причинам.

Бутылочка

Александра Архипова:

Игра в «бутылочку» — бутылка крутится, на кого укажет, тот и целуется. Большой вопрос, когда эта игра появилась. Швед Эрик Густав Эстрем оставил драматический рассказ о том, как он в возрасте 22 лет провел Рождество в России 7 января 1913 года. Все дело происходит в Нижнем Новгороде.

«Представили нас многим здешним семьям, познакомились со многими русскими обычаями праздновать Рождество. Мы собирались вечером, играли и танцевали до полуночи, многие игры были с песнями, почти все игры с фантами. В большинстве из них фантами были поцелуи. Я целовался с нижегородскими девушками до боли в губах. Русские девушки берегут губы, но во время рождественских игр целоваться разрешено».

Это очень важный момент, о котором мы говорили раньше — сохраняется привязанность антиповедения к Рождеству. Во время Рождества и святок ты можешь себя вести так, как не ведешь себя в обычной жизни, и можешь целоваться со всеми.

Тут появляется упоминание игры, причем в городской, богатой купеческой среде — поцелуй на желание. Ты спрашиваешь: желание или поцелуй? То есть человек должен либо выполнять желание, либо целоваться. Она еще не имеет названия, но где-то между страданиями шведа и Второй мировой войной эта игра получает название «бутылочка». В ней очень силен принцип рулетки — тот, на кого выпадает случайная жеребьевка колеса, должен сделать что-то.

Мария Гаврилова:

В традиционной деревенской среде мы эту игру не встречаем. Почему? Потому что есть, во-первых, много других интересных игр, а, во-вторых, очень сложно представить себе ситуацию, когда русский крестьянин будет играть в «бутылочку», так как бутылка это довольно-таки ценный объект, ее вряд ли будут использовать так бестолково. К тому же стол, который употребляется в этой игре, — совершенно неприемлемое поле для такой игры. В традиционных представлениях это престол, священное место, за которым не позволяется делать что попало. Как мы знаем, играть в бутылочку нужно либо за столом, либо на полу, а на полу русские крестьяне не сидят.

Мы предполагаем, что это международная игра. По своей технике она похожа на настольную игру «компас», которая была распространена в Европе в XIX веке. Это была карта, в середину которой ставилась подвижная стрелка, и ее надо было запускать. Игроки делали ставки на разные секторы поля, как в рулетке. Куда показывала стрелка, тот сектор и выигрывал.

Александра Архипова:

Существует два корпуса русских текстов, в которых можно проверить встречаемость тех или иных выражений. Это Национальный корпус русского языка и Большой корпус дневников на сайте prozhito.org. По обоим этим корпусам выражение «играть в бутылку» или «играть в бутылочку» начинает устойчиво встречаться в 60-е годы, но первое попадание — это 1941 год.

Старшеклассница в интернате пишет: «Когда ушли воспитатели, то стали играть в бутылочку, в голубков, одним словом, в игры с поцелуями. Все ребята смущались и только делали вид, что целовались, а если зрители очень настаивали, то целовали друг друга в лоб или в руку. Я впервые принимала участие в этой игре».

Это очень целомудренный вариант бутылочки. Обратите внимание, что в этом описании есть очень редуцированный, упрощенный, но элемент принуждения. Автор пишет, что зрители «настаивали на поцелуе». Его в традиционных играх мы встречаем регулярно.

Дальше в дневниках, в 50-х — 60-х годах, игра в бутылочку встречается в одном и том же драматическом контексте. Его можно назвать так: комсорг встретил бутылочку. Неоднократно комсорги жалуются на то, что те, за кого они отвечают, не так себя ведут. В данном случае комсомолка двадцати лет пишет: «Комсоржество мое обречено на неудачу. Вчерашняя вечеринка у Бори Т. многое прояснила в настроениях группы. Это крепко сложившиеся настроения легкомыслия, богемности и эпикурейства. Мне все это страшно претит, особенно игры в "кысь-брысь" и в "бутылочку"».

Новая этика

Мы поделили постсоветские и позднесоветские эротические игры на два подтипа. Первый — это обычные игры, в которые, может быть случайно, привнесен эротический компонент. Это могли быть любые игры, например, которые назывались «слепые жмурки», «слепой кот». В отличие от обычных жмурок, игр-догонялок, в них играли в комнате при потушенном свете. Поймав кого-то в полной темноте, ты можешь его пощупать. А можешь и не пощупать. То есть эротический элемент был здесь совершенно оказиональным.

Второй тип игр — это как раз интересующий нас, в которых телесный контакт или поцелуй был главной целью, сценарий, который ради этого и существовал. Среди повторяемых игр в опросе, который мы запустили, помимо «бутылочки», это «кис-брысь-мяу», «правда или действие», «арам-шим-шим» или «арам-зам-зам», «прищепки», «статуя любви», «танцы на газете», «поцелуй навылет» и «игра в князя».

Во всех этих играх существует элемент принуждения со стороны коллектива, некие социальные санкции, но они очень слабо выражены по сравнению с тем, что мы знаем про традиционную русскую культуру с избиением, подтаскиванием, публичным оконфуживанием и тому подобным.

Понятно, что наш опрос нерепрезентативен, но мы спросили респондентов о том, как они относятся сейчас к тем практикам, которые у них были в детстве. Почти 10 процентов сказали, что скорее отрицательно, 45 процентов — скорее положительно, нейтрально — 36 процентов. То есть скорее окей. На вопрос о том, как к этому тогда относились родители, подавляющее большинство ответили, что либо не знали, либо им было пофиг.

Вот очень характерная цитата об отношении к этим играм сейчас. Согласно ей, игры, связанные с заголением и эротическим прикосновением, нехороши тем, что в них играет ребенок с посторонними детьми. Тут мы подходим к важному моменту, когда в эту историю вторгается новая этика. Старая и новая этики сейчас присутствуют везде, в том числе и в отношении с эротическими играми.

Мы задали вопрос, как бы вы отнеслись, если ваши ученики или дети сейчас стали бы играть в подобные игры. Ответы распределялись по-разному, но 25 процентов опрошенных давали ответы из серии, что, конечно, это окей, но предварительно надо поговорить про границы тела, про нарушение и ненарушение их. Пример такого ответа: «при условии, если бы дети понимали, что они могут отказаться выполнять условия игры в любой момент, когда станет некомфортно или ненормально». Где целуют в щечку — окей, в других же случаях надо объяснять детям, что они имеют право на отказ и советовать его применять. Или «сегодня я бы беспокоилась, что все можно заснять на телефоны, а потом использовать для шантажа».

Такое отношение к таким играм полностью противоположно тому, которое мы наблюдаем в русской культуре почти век назад. Когда не просто принуждение и насилие были обязательными, но невозможно было бы представить себе русскую девушку Манефу 16 лет из вологодского поселка Николаевское, в котором ей объясняют, что ты должен ощущать, в какой ситуации в игре тебе комфортно, а в какой — нет, и если тебе некомфортно, ты должна немедленно из этой игры выйти.

Это действительно очень большое отличие в отношении к этим играм, поскольку они были построены не столько на вызывании какого-то эротического эффекта, сколько на этом принудительном унижении и конфужении участников. Было не столько весело, поцелует ли Манефа Ваню (или наоборот), сколько то, как она откажется это делать и как все будут принуждать ее это делать.Подробнее ➤

1 комментарий
Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Сальников Валерий Валерьевич
Подписчиков 228
сегодня, 10:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг353.4к
Добрый день. Как мне кажется очень острая тема, так как когда сталкиваешься с приёмом на работу,...
Подробнее
Неинтересно
-1
25
Разина Дарья Алексеевна
Подписчиков 46580
сегодня, 09:09
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.6М
Здравствуйте, дорогие читатели! На днях в СМИ появилась информация о том, что мужчина ...
Подробнее
Неинтересно
0
111
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5270
сегодня, 13:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.6М
Подробнее
Неинтересно
00:13
Поделитесь этим видео
0
56
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5270
сегодня, 13:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.6М
Подробнее
Неинтересно
00:06
Поделитесь этим видео
0
30
Наталья
Подписчиков 158
вчера, 22:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
Красоту заката нельзя описать словами, на это надо смотреть. Я люблю любоваться закатом на озере.
Подробнее
Неинтересно
00:38
Поделитесь этим видео
0
57
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7187
сегодня, 15:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
Наверняка, согласятся все, что одежда играет значительную роль в современной жизни. И не только тем,...
Подробнее
Неинтересно
0
9
Колотилин Алексей Валерьевич
Подписчиков 9218
сегодня, 14:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.8М
Фотография с сайта: https://www.sunhome.ru/magic/110080Проклятие - явь или вымысел?Ко мне иногда ...
Подробнее
Неинтересно
0
20
Юлия Сергеевна Червякова
Подписчиков 526
сегодня, 14:41
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.9М
Всем доброго времени суток! (pins (пин) с сайта Pinterest)Правило предков.Существует много поверий,...
Подробнее
Неинтересно
-1
12
Виталий Борисович
Подписчиков 950
сегодня, 17:16
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.1М
Подробнее
Неинтересно
00:14
Поделитесь этим видео
0
2
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5270
сегодня, 10:03
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.6М
Подробнее
Неинтересно
00:20
Поделитесь этим видео
0
5
Анатолий
Подписчиков 458
сегодня, 14:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг848.3к
В ходе судебного заседания, по уголовному делу о преступлениях совершенных против правосудия (по ч.
Подробнее
Неинтересно
0
19