Ляля Чёрная. Судьба главной цыганской красавицы Советского Союза

Голубая кровь
Надежда Киселёва (так на самом деле зовут актрису) появилась на свет 15 февраля 1909 года в Нальчике. Её мать, певица и танцовщица из Стрельненского цыганского хора Лебедева, поехала к морю, чтобы оправиться от измены мужа, и сама позволила себе закрутить курортный роман с московским дворянином Сергеем Киселёвым. От союза цыганки и аристократа родилась девочка, которой предстояло стать актрисой.
Ляля Чёрная начала выступать на публике с 13 лет. Она танцевала в ресторане «Арбатский подвал» под песни цыганского хора Егора Полякова, а с 15 лет и сама начала петь романсы.
В 1931 году, сразу после открытия театра «Ромэн», талантливая артистка вошла в его труппу. Ляля Чёрная завоевала любовь зрителей, но, несмотря на толпы поклонников, оставалась крайне скромной девушкой. Коллеги вспоминали, что она возмущалась, когда её имя выделяли на афишах крупным шрифтом, и подчёркивала: «Приехал на гастроли театр, а не я».
Ляля Чёрная в фильме «Последний табор»
Современники также нередко вспоминали удивительную щедрость актрисы. В тридцатые годы, когда многие её друзья и знакомые были репрессированы, Ляля продавала подаренные поклонниками драгоценности, чтобы на вырученные деньги собрать передачки с продуктами и тёплыми вещами. За ней закрепилась слава человека, который может снять с себя последнее пальто и отдать нищенке.
В 1936 году Ляля Чёрная впервые появилась на экранах в драме «Последний табор», после которой армия её поклонников возросла многократно.
К тому времени актриса уже была замужем за актёром и режиссёром Михаилом Яншиным. Михаил Михайлович женился на ней вскоре после расставания с актрисой Вероникой Полонской, последней возлюбленной поэта Владимира Маяковского.
Михаил Яншин в фильме «Последний табор»
Во время Великой Отечественной войны Ляля Чёрная выступала перед ранеными в госпиталях и выезжала с агитбригадами на линию фронта, чтобы поднять боевой дух солдат.
В 1942 году актриса с труппой театра «Ромэн» встречала Новый год на гастролях в Нальчике. В разгар скромного торжества актёр Николай Хмелёв подхватил Лялю на руки и унёс к себе в номер. Как выяснилось позднее, он уже давно был влюблён в цыганскую красавицу, но не решался как-либо заявить об этом.
Николай Хмелёв в фильме «Человек в футляре»
Ляля Чёрная рассталась с Яншиным и вышла замуж за Хмелёва, от которого родила сына Алексея. При этом со своим бывшим мужем она сохранила дружеские отношения. Михаил Михайлович даже стал крёстным её ребёнка.
«Да, жёны от меня уходили, но к каким мужчинам! К Маяковскому! К Хмелёву!» — шутливо замечал Яншин.
В ноябре 1945 года Николай Хмелёв во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы», где он должен был играть царя Ивана Грозного, упал в обморок от нервного напряжения и умер, не приходя в сознание. Яншин всячески поддерживал внезапно овдовевшую Лялю Чёрную и помогал ей растить сына.
Работала до последнего
В послевоенные годы Ляля Чёрная была востребованной театральной и эстрадной артисткой, а вот в кино активно начала сниматься только в семидесятые годы, когда её карьера была уже на спаде. В 1972 году она предстала перед зрителями в образе старой цыганки-травницы в мелодраме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», но в ней уже непросто было узнать ту красавицу, что некогда будоражила умы и сердца мужчин.
Ляля Чёрная в фильме «Табор уходит в небо»
В семидесятые Ляля записывала музыкальные пластинки, преподавала вокал молодым артистам, принимала участие в концертах. Она не мыслила жизни без сцены и до последнего дня старалась найти способ встретиться со зрителями.
2 сентября 1982 года во время концерта 73-летней артистке стало плохо, она начала задыхаться. Коллега Пётр Деметер вызвал для актрисы «скорую», но в тот же вечер она ушла из жизни на больничной койке. Надежду Хмелёву похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.
а это красавица да))
родившейся в 1900-м году и ставшей одной из самых популярных в мире актрис на рубеже 20-21 веков. И, конечно же: не просто так - судьба, а как и всё в ее жизни - по "проклятию Ванги". В фильме "Черная ляля" Ляля сыграла роль цыганки-гадалки, предсказывающей судьбу и предлагающей свои услуги различным героям картины. По признанию автора сценария Алексея Рудакова, он взял эту тему за основу потому, что "она не просто цыганка, она - настоящая колдунья. И потом, я ведь тоже цыган, хотя и не вольный.
Ляля Чёрная, единственная русская цыганская актриса в истории мирового кино
«На съемках «Королевы цыган» в Одессе в 1967 году я встретила ее.
Она смотрела на меня, как будто бы мы были знакомы тысячу лет»
«Я не могла поверить своему счастью: я работала с самой знаменитой цыганкой СССР!»
— Ляля Черная, фото: архив, интервью
Фильм «Королева цыган», в котором Ляля, по сути, сыграла саму себя - такую же своенравную, непокорную и независимую.
в фильме «Вольный ветер» (режиссёр Леонид Луков, 1941). О жизни Ляли Чёрной в период Гражданской войны и эмиграции в Испании. Фильм вышел на большой экран в 1941 году, и его по праву можно было бы назвать одним из первых фильмов о людях «неграмотных» — цыгане, беженцах, гонимых отовсюду. Однако для того, чтобы оценить этот фильм, совсем не обязательно быть цыганом: его смотрят и любят зрители всех возрастов, в том числе и нынешние цыгане.
любимицы миллионов зрителей. Ляля Чёрная в фильме «Цыганка Аза». Фото: РИА Новости/Владимир Родионов «Я родилась и всю жизнь живу в городе Таганроге. В 15 лет мне пришлось уехать из Таганрога в Сочи, где я прожила четыре года. Там я и поступила в музыкальное училище», - рассказывает Ляля, которая всю жизнь живёт в Таганроге на улице Станиславского. Она родилась в актёрской семье. Ее отец – актёр-неудачник, но с большой душой и большим сердцем.
которой в то время было всего 23 года, оказалась очень трагичной. После рождения сына, который умер вскоре после рождения, её по поддельным документам услали на Колыму. Когда она вернулась из колымского лагеря, на семейном совете было решено выдать её замуж за цыгана, чтобы "легально" уехать из страны. Но цыган не принял Лялю и отправил обратно к родителям. Через некоторое время он ушёл в другой табор, но возвращаться не стал. Родители дали Ляле денег, чтобы она купила билет.
Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков
В середине тридцатых годов прошлого века в Ленинграде на одной из театральных площадок, где давали оперетты и музыкальные комедии, появилось новое «лицо» — артистка-кочегарка.
Эта женщина кочевала по всей стране, выступая перед рабочими во дворцах спорта, клубах и кинотеатрах.
Звали её Ляля Чёрная, а родом она была с Украины.
Вот как рассказывает о ней бывший директор петербургского «Мюзик-Холла» Леонид ГИМНАЗИССКИЙ: