Пятнадцатилетняя невеста художника Маковского: женился и сломал жизнь

Юленька родилась в 1859 году в семье небогатого дворянина Павла Степановича Леткова, который некогда служил адъютантом у графа Федора Берга в Петербурге, а после обосновался в Вологде, получив должность начальника телеграфного отделения.
В 1874 году родители привезли девочку в Петербург: поступать в консерваторию. Их Юлия была на редкость талантлива: обладала удивительным лирическим сопрано, и на этом поприще ей пророчили успех. Возможно, она действительно смогла бы сделать карьеру... но на втором своем балу была замечена художником Константином Маковским.
Константин Маковский, автопортрет. 1856 г. Источник: WikiCommons
К 1874 году Маковский являл собой "мужчину в самом расцвете сил". Ему было 35, и он, хотя и не достиг пика своей знаменитости, был весьма популярен и пользовался успехом в обществе:
"в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную весёлость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холёный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем."*
Вот только с его отчаянным жизнелюбием не складывалась его личная жизнь. Он успел обзавестись внебрачной дочерью, которая воспитывалась в его доме. И уже однажды был женат: на актрисе драматического театра Елене Бурковой, скончавшейся от туберкулеза весной 1873 года. Теперь же его внимание привлекла Юленька Леткова.
Художник не отходил от нее весь вечер, а потом, узнав о ее таланте, пригласил к себе на вечер - музицировать. Когда пришло время ужина, он сопроводил ее к гостям, во всеуслышание объявив:
"будете у меня в доме хозяйкой".
Свадьба состоялась как только Юле исполнилось 16 лет: 22 января 1875 года девушка пошла под венец, отказавшись от иных планов. Ей предстояло стать матерью семейства и хозяйкой дома, о консерватории пришлось забыть.
Весной 1875 года молодожены отправились в путешествие, их ждал Париж. Пара быстро влилась в местное общество... Задержались они во Франции на год, а на родину возвращались уже втроем: вместе с новорожденной дочерью. Между тем, счастье было недолгим: их девочки вскоре не стало - скарлатина.
Молодая мать так переживала, что врачи сочли за лучшее порекомендовать смену обстановки. И Юлия отправилась к морю - в Ниццу. Она быстро пошла на поправку и, вернувшись, вскоре порадовала мужа новостью: их ждало прибавление. В свои 18, в 1877, она родила сына Сережу, спустя год - дочь Елену. А потом, уже в 1883, еще одного мальчика - Владимира. Маковский, кажется, искренне восхищался детьми: на его картинах и сыновья, по моде тех лет, одеты в наряды, которые мало отличаются от девичьих. Не дети - картинка.
Впрочем, с определенного момента семейная идиллия и стала лишь красивой картинкой. Юлия тяжело болела - сказывался холодный петербургский климат. И на этот раз уже не смена обстановки - смена климата была необходима. Вместе с детьми, она поселилась в Ницце у Средиземного моря. Супруг ее проводить время с семьей не спешил, хотя и часто бывал во Франции. В 1889 году на выставке в Париже он встретил другую - Марию Матавтину. Его новая муза была моложе старой: ей только-только исполнилось 20. Спустя два года, в 1891, вне брака у художника родился сын, названный в честь него Константином.
Новая женщина и новый ребенок настолько захватили чувства Маковского, что он открылся официальной супруге. Юлия была в отчаянии, когда-то пожертвовавшая ради него всем - юностью, амбициями, здоровьем, теперь она получала лишь презрение. Знакомым художника оставалось лишь удивляться тем нелестным отзывам, что он о ней оставлял:
"Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын — другое дело. Ведь она [Юлия] до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!"**
Было ли таково предложение Юлии, или Маковский жаждал отомстить... кто знает. Известно лишь, что собрав остатки гордости, его супруга потребовала развода, а на время процесса подала ходатайство "о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей". А еще она запросила отступные в 40 000 рублей: ей необходимо было обеспечить будущее своих мальчиков и девочки.
Развод Маковские получили лишь в 1898 году. К этому времени у художника появилось еще двое внебрачных дочерей. Освободившись от уз брака, Константин Маковский женился на Матавтиной, их последний ребенок - сын, родился уже в официально зарегистрированных отношениях.
В отличие от своего любвеобильного супруга Юлия больше не вышла замуж. Она посвятила себя детям, а после революции окончательно перебралась во Францию, где жила в семье старшего сына Сергея. Жалела ли она о своем браке? Кто знает...
*Из записей С. Маковского. ** Из дневника А.С. Суворина.