Крейсер-аэростатоносец «Русь»
«Русь» — первый в мире крейсер-аэростатоносец, построенный в 1887 году и переоборудованный в 1904 году.
Воздухоплавательный крейсер имел предназначение: ведение дальней разведки в морских пространствах; осуществлялось это за счёт привязных аэростатов.
Крейсер-аэростартоносец (по официальной классификации крейсер II ранга) Российского Императорского флота. Специализированный корабль, оснащенный воздухоплавательным оборудованием для ведения дальней разведки в морских пространствах с помощью привязных аэростатов. Крейсер «Русь» был первым настоящим мореходным кораблем с воздухоплавательным оборудованием и по сути является прологом к истории развития авианесущих кораблей российского флота.

История
Аэростатоносец «Русь» был построен в 1887 году в Германии и первоначально носил название «Лан» (нем. Lahn).
Был приобретён на средства графа Строганова С. А., которые он пожертвовал в 1904 году для Второй Тихоокеанской эскадры.
Характеристики
Тактико-технические
Водоизмещение — 9600 тонн;
Мощность паровой машины тройного расширения — 9500 л. с.;
Скорость хода — 17 узлов.
Размеры
Длина — 136,6 м;
Ширина — 14,9 м;
Средняя осадка — 6,7 м.
Вооружение
4 змейковых аэростата;
4 сигнальных аэростата;
1 сферический воздушный шар.
Предшественники
Первые опыты по проведению морской разведки с помощью аэростата были проведены во Франции в июле 1893 года. Воздушный шар тогда был поднят над бронепалубным крейсером Tage. В России первым специальным судном, которое было оборудовано для подъема воздушного шара считается несамоходный транспорт «Самоед». Судно с аэростатом применялось в 1894 году в Финском заливе для поисков пропавшей без вести броненосной башенной лодки «Русалка».
Предпосылки к созданию
К концу XIX века многие страны уже имели опыт по использованию аэростатов в военных целях. Воздушные шары применялись в береговой обороне и в речных операциях. После того как была доказана польза от аэростатов начали появляться проекты по оснащению воздушными шарами кораблей и судов для действий в открытом море. Предполагалось что воздушные шары будут полезны для сторожевой службы.
« ...Большую пользу окажет шар при рекогносцировке расположения вражеских фортов, батарей, эскадры, выходов на рейды, проходов между островами... Отчасти шар может быть использован и для целей гидрографии...
Из выступления поручика В.А. Семковского на заседании VII отдела Императорского Русского технического общества 1 марта 1895 года.
»
Проведенные ВМС Франции маневры в Средиземном море 1898 и 1901 года, в которых принимал участие приспособленый для воздухоплавательной службы крейсер Foudre несомненно повлияли на проекты Михаила Николаевича Большева — пионера российского военно-морского воздухоплавания. Отметив успехи морского воздухоплавания во Франции, он сформулировал основные требования к к автономному воздухоплавательному крейсеру. По его мнению такой корабль должен сопровождать эскадру на расстоянии 5-8 миль, поддерживая с ней семафорную связь. Большев считал что таким образом удастся обнаружить противника на дистанции 30-35 миль. Количество таких кораблей в составе эскадры должно было определяться решаемой задачей: один при действиях против берега и два-четыре в открытом море или шхерах.
Проектирование
Изучив французские проекты воздухоплавательного крейсера и подвергнув критике за чрезмерное стремлении к экономии, М.Н. Большев сделал вывод, что данный тип корабля должен удовлетворять следующим требованиям:
« ... 1) не быть абсолютно ничем, никогда и нигде связанным с берегом, или с другим судном в возможности самостоятельной фабрикации водорода в неограниченном количестве, 2) обладать достаточным ходом для выполнения как воздухоплавательной, так и разведочной службы при эскадре, 3) иметь постоянно готовый запас в достаточном количестве для наполнения своих шаров и поддержки в случае надобности их службы в течение более или менее продолжительного времени, 4) быть способным предоставить флоту для наблюдений наполненный шар в наивозможно короткий промежуток времени и без всякой задержки и 5) в случае нужды быть способным убрать и разоружить этот шар почти мгновенно »
Во второй половине августа 1903 года в Петербурге комиссией по выработке временного положения о морских воздухоплавательных парках, в которую по непонятным причинам не был включен М.Н. Большев, обсуждались вопросы оборудования кораблей аэростатами. Председателем комиссии был капитан 2-го ранга К.К. Клапье-де-Колонга. Входивший в комиссию от Главного Морского штаба лейтенант М.И. Лавров предложил построить два корабля для Балтики и Тихого океана с перспективой увеличения их количества по числу эскадр. Выработанные для этих кораблей основные требования сводились к следующему:
- Сравнительно небольшие размеры при достаточной для сопровождения эскадры скорости хода.
- Совершенно чистая кормовая часть.
- Просторные, хорошо оборудованные мастерские для изготовления и ремонта шаров.
- Наличие газодобывательного оборудования, компрессора для получения сжатого водорода и емкостей для его хранения.
- Наличие голубиной почты.
Ввиду невозможности постройки специальных кораблей в данное время, предлагалось переоборудовать гражданские пароходы, например «Ильмень».
Постройка и испытания

Граф Сергей Александрович Строганов
С началом Русско-японкой войны и первыми потерями понесенными русским флотом в стране началось патриотическое движение, которое привело к созданию «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Также пожертвования поступали и от отдельных лиц помимо комитета.
Во второй половине июня 1904 года, во время подготовки II Тихоокеанской эскадры один из меценатов — бывший флотский офицер, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, отставной капитан-лейтенант граф Сергей Александрович Строганов выразил желание передать флоту «вполне оборудованное судно», на что пожертвовал 1,5 млн. рублей. Выбор корабля он оставил за командующим эскадры — контр-адмиралом З.П. Рожественским. Тот в свою очередь остановил выбор на «специальном воздухоплавательном разведчике с большим ходом, вполне оборудованном и снабженным необходимым имуществом по своей специальности», который бы мог быть получен путем переоборудования достаточно вместительного и быстроходного коммерческого парохода. Свой выбор командующий объяснял тем, что в эскадре ощущалась необходимость в таком корабле.
Для переоборудования С.А. Строгановым у немецкой судоходной компании Norddeutscher Lloyd за 920716 рублей был закуплен пароход SS Lahn. Этот океанский лайнер типа Rivers был построен на верфи Fairfield Shipbuilding & Engineering Co. в Глазго в 1888 году. Во время гражданской службы с 1888 по 1892 год пароход совершал регулярные рейсы из Бремена в Нью-Йорк. Это был стальной одновинтовой лайнер с четырьмя пассажирскими палубами и двумя грузовыми трюмами.
Приобретенный 28 июля 1904 года пароход был обследован комиссией немецких инженеров, которая гарантировала в течении двух лет после замены части трубок и частичного ремонта котлов давление пара в 9 атм, а в случае крайней необходимости в 10,5 атм в течение 48 часов. Это давало бы возможность кораблю развивать скорость 18 узлов. Так-как до выхода в море эскадры Рождественского оставалось меньше шести недель, чего было не достаточно для замены котлов, их было решено не менять. В дальнейшем по намеченному плану переоборудования парохода предстояло: в кормовой части снести все надстройки и каюты, освободить и подготовить помещения для установки воздухоплавательного оборудования, для зашиты аэростатов от влияний атмосферы увеличить фальшборт на шканцах и установить разборный ангар из парусины. Для того чтобы увеличить автономность крейсера было решено смонтировать добавочные угольные ямы, установить рефрижераторы и дополнительные опреснители. Провести ремонт котлов, переборку машины и вспомогательных механизмов. Подготовить фундаменты для установки артиллерийского вооружения, смонтировать прожектора и радиостанцию.
Работы по переоборудованию лайнера в воздухоплавательный крейсер проводились в Бремерхафене на верфи судоходной компании. Ответственным за работы по воздухоплавательной части М.Н.Большев, который прибыл в Бремерхафен 28 августа 1904 года после посещения Аугсбурга и других городов Германии и Швейцарии где фирмой Riedingersche Ballonfabrik и ее субподрядчиками изготавливалось оборудование. Ему же пришлось выполнять наблюдение за общим ходом работ по переустройству корабля вплоть до прибытия в первой декаде сентября командира крейсера капитана 2-го ранга Н.А. Петрова, старшего офицера лейтенанта В.В. Веселовского и старшего судового механика Г.И. Евгениева. По окончании работ по ремонту корпуса, машин и механизмов, а также установки воздухоплавательного оборудования корабль 8 ноября 1904 года отбыл в Либаву под германским коммерческим флагом и с немецкой командой. Из-за нейтралитета Германии в Русско-японской войне и для соблюдения секретности по легенде корабль предназначался для научных целей и был куплен обществом Glefke & Hennings (Гамбург). В связи с этим работы по монтажу артиллерийского вооружения, закупленного С.А. Строгановым в Англии и сигнального оборудования были отложены до прибытия в Россию.
SS Lahn, переоборудованный в воздухоплавательный крейсер, под германским коммерческим флагом
Переход через Северное море в штормовых условиях подтвердил хорошие мореходные качества корабля и был выполнен со средней скоростью в 17,5 узлов. Однако из-за низкого уровня воды в Кильском канале было потеряно несколько дней. Ко времени прибытия корабля в Либаву 14 ноября 1904 года, II Тихоокеанская эскадра уже покинула Балтику и находилась на переходе к Мадагаскару. В этот же день Николай II в соответствии с пожеланием жертвователя дал кораблю имя «Русь». 23 ноября 1904 года корабль покинула немецкая команда и крейсер «Русь» был зачислен во II ранг судов флота (13 флотский экипаж). В пятницу 25 ноября 1904 года на нем подняли русский коммерческий флаг, планировавшийся на следующий день (13 ноября по старому стилю) подъем андреевского флага был перенесен на воскресенье чтобы избежать несчастливого числа.
По прибытии корабля в Либаву стали проявляться дефекты, которые не были выявлены и устранены ввиду спешности проводимых работ. Прежде всего это касалось котлов, члены принимавшей корабль комиссии пришли к выводу что «...суждения... о пригодности котлов нужно очистить их капитально, что займет не менее месяца» чем вызвали возражения С.А. Строганова. Он считал что работы по их ремонту и испытания задержат крейсер в Либаве. Все же было принято решение что «...с котлами в таком виде идти нельзя, а необходимо приступить к работам, поручив Балтийскому заводу работать день и ночь и назначить на поход двух опытных котельщиков с необходимым материалом и инструментами». Запланированные работы предполагалось закончить к концу декабря 1904 года и включить крейсер в первый отряд формируемой III Тихоокеанской эскадры.
Наконец 15 января 1905 года пришла телеграмма из Либавы о готовности котлов к испытаниям. К этому же времени была налажена работа всего воздухоплавательного оборудования, до прихода в Либаву газопровод высокого давления пропускал водород во всех фланцах. 24 января 1905 года в 9:30 крейсер двумя буксирами вывели в море для испытаний. После успешно проведенных испытаний машин корабль самостоятельно вышел на рейд. После полудня были проведены испытания стрельбой, которые тоже прошли удачно. Однако до постановки на якорь в 18:00 корабль дважды коснулся дна. На следующий день проводили работы для уничтожения девиации главного компаса. Но из-за сложной ледовой обстановки крейсер вновь стал на левый якорь. Вследствие движения льда и сильного ветра якорь стал дрейфовать, и корабль сел на отмель. В это время произвели поднятие на 800 м аэростата с корзиной, а через 10 минут его благополучно, но не без труда убрали. Только 28 января «Русь» сняли с мели и он вернулся в гавань где началась покраска надводного борта, дымовых труб и шлюпбалок.
Поход с III Тихоокеанской эскадрой
10 февраля 1905 года на «Русь» прибыл командующий первым отрядом эскадры контр-адмирал Н.И. Небогатов, после осмотра крейсера он приказал к следующему дню наполнить один шар и показать его действие. Однако уже через три часа командующему доложили о невозможности выполнения приказа: вышедшая из строя динамо-машина не позволяла запустить электролизеры, а химический способ добычи водорода посчитали опасным. Разочарованный этой неудачей контр-адмирал сообщил, что находит крейсер «Русь» совершенно не отвечающим своему назначению. Тем не менее управляющий Морским министерством приказал готовить крейсер к плаванию. Новые динамо-машины планировалось установить во время стоянки в бухте Суда у о. Крит.
15 февраля 1905 года был наполнен один змейковый аэростат. К 11 часам на крейсер прибыл генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович[6] и уже через полчаса после беглого осмотра он покинул крейсер. После полудня вслед за броненосцами «Русь» вывели на рейд Либавы и в 23:00 он стал на якорь рядом с флагманом. На следующий день корабли взяли курс на Скаген. На третий день похода на корабле потек холодильник главной машины.
21 февраля 1905 года комиссия, составленная из судовых механиков всех кораблей эскадры после осмотра холодильника и динамо-машин сделала вывод, что состояние крейсера «Русь» не дает гарантии в том, что он может исполнить службу при эскадре. На следующий день командир крейсера получил от командующего эскадрой предписание за № 245 вернуться в Либаву, чтобы провести там необходимые исправления. В 18:15 эскадра снялась с якоря и выступила в поход, а «Русь» через четыре с половиной часа под проводкой лоцмана отправилась в Большой Бельт.
На обратном пути 24 февраля было решено произвести испытания машины на полный ход и воздухоплавательного вооружения. Результаты испытаний были обескураживающими: при попытке развить полный ход три котла вышли из строя, в 9:20 была предпринята безуспешная попытка подъема змейкового аэростата. В 10:50 при ветре 4-5 баллов предпринята первая попытка поднять воздушный шар. Шар при подъеме задел за тент-балки, оборвал тросы управления и стал беспорядочно вращаться, его пришлось спустить на палубу. В 14:00 предпринята вторая попытка подъема шара. Его вновь начало бить о кормовые тент-балки, прорвало ткань, и газ вытек, шар пришлось убрать. В 15:00 попробовали поднять малый аэростат, служащий для подъема телеграфного провода, который оборвался и был унесен ветром в направлении шведского берега. На этом испытания было решено завершить. На следующий день крейсер прибыл в Либаву.
Опыты с аэростатами 1905 года
После прихода в Либаву экипаж крейсера еще некоторое время сохранял надежду присоединиться к ушедшей эскадре. 9 марта 1905 года собравшаяся на «Руси» комиссия в составе офицеров порта и представителей частных заводов, которая рекомендовала в течении пяти недель произвести ремонт силовой установки и генераторов для подготовки крейсера к плаванию на Дальний Восток со вторым отдельным отрядом. Оптимальный вариант тентовой защиты предполагалось определить после пробного выхода в море для практики в подъеме шара при разной силе ветра. Однако этим планам не суждено было сбыться и корабль остался на Балтике для проведения программы опытов по боевому применению аэростатов.
Воздухоплавательные опыты начались 25 мая 1905 года, в это время из-за задержки ремонта крейсер находился в бассейне порта Императора Александра III и продолжались до выхода «Руси» в Кронштадт 21 июня. Было выполнено достаточное количество подъемов аэростатов в том числе и с наблюдателями в корзине, а также произведен свободный полет на сферическом аэростате. Личный состав быстро совершенствовал свои навыки — наполнение аэростата водородом производилось всего за 19 минут.
С 27 июня по 10 июля 1905 года опыты проводились в Кронштадте, однако 2 июля были сданы в ремонт водородные компрессоры и крейсер лишился возможности заряжать баллоны сжатым газом. С 11 июля корабль перешел для дальнейших опытов в в районе Бьёрке и Гогланда, после чего к 14 июля вновь вернулся в Кронштадт, где встал на якорь на Большом рейде. На кронштадском рейде опыты возобновили 18 июля и продолжали до 9 августа. Один из экспериментов по подъему шара с крейсера наблюдал Николай II, находившийся 23 июля на кронштадском рейде. Опыты часто прерывались для ремонта и внесения усовершенствований в воздухоплавательное оборудование. 28 июля в Либаве вспыхнуло стихийное матросское восстание, после его подавления командир порта контр-адмирал А.И. Ирецкий в числе мер «для оздоровления атмосферы в Либаве» предложил:
« Команду крейсера «Русь», находящегося теперь в Кронштадте, раскассировать по указанию его командира. Эта команда, будучи комплектована из отбросов кронштадтских экипажей, представляет из себя некоторое подобие команды броненосца «Князь Потемкин Таврический». .. »
По счастью его предложение не встретило поддержки и опыты были продолжены, с 10 по 15 августа они проводились в районе Бьёрке, а затем продолжились в районе Кронштадта. 12 сентября «Русь» направилась в Либаву, где на следующий день была завершена программа опытов. За время ее проведения было совершено 258 подъемов аэростата, из них 186 — с наблюдателями. В тот же день крейсер окончил кампанию и встал на паровое отопление в Либаве, а 20 сентября 1905 года поступил приказ о зачислении его в вооруженный резерв.
Приговор крейсеру
На основании экспериментов с аэростатами, проведенных летом 1905 года и рапорта командира корабля капитана 2-го ранга А.П. Колянковского «О степени пригодности крейсера «Русь» как воздухоплавательного судна» были сделаны следующие выводы:
Значительные - углубление, водоизмещение и длина, а также плохая поворотливость делают его совершенно непригодным для Балтийского моря.
Дороговизна содержания крейсера (около 12 тысяч в месяц) тоже не оправдывает его назначения.
Котлы крейсера настолько стары, что требуется установка новых.
Вспомогательные судовые механизмы и судовое электрическое освещение требуют капитального ремонта.
Жилые помещения команды сыры и темны, — необходимо перенести их в другую палубу.
Все палубы текут, все почти дерево старо и сгнило.
Установка аппаратов добывания водорода неудовлетворительна настолько, что пользоваться этим способом представлялось крайне опасным.
Водородные компрессоры выделаны небрежно, что послужило причиной их поломки.
Однако у корабля нашелся и влиятельный сторонник — командующий Черноморским флотом вице-адмирал Г.П. Чухнин, который написал Морскому министру:
« ...нахожу желательным организовать при Севастопольском Воздухоплавательном Парке учебную команду, для чего необходимо расширить средства Парка и перевести в Черноморский флот крейсер «Русь»,... который вместе с тем способствовал бы усилению обороны Черного моря, совершенно лишенной разведочных средств »
Тем не менее собранная 2 апреля 1906 года комиссия под председательством вице-адмирала А.А.Бирилева, ставшего в последствии Морским министром вынесла вердикт: что крейсер «Русь» после окончания войны является излишним, корабль негоден для прежнего назначения как пассажирский, а его переделка в грузовой требует больших затрат. В связи с этим было принято решение о продаже крейсера на слом за 147000 рублей.
К началу сентября 1906 г. определился и покупатель: согласно постановлению было решено продать корабль товариществу «Воссидло и Ко». Воздухоплавательное оборудование с крейсера 28 октября 1906 года было доставлено в Севастополь, а 8 ноября пришли буксиры для доставки бывшего крейсера в Штеттин на разборку. 21 ноября 1906 года воздухоплавательный крейсер II ранга «Русь» был исключен из списков флота.
Командиры
Командир крейсера капитан 1-го ранга Петров Николай Аркадьевич. (Начало сентября — начало ноября 1904 года)
Командир крейсера капитан 2-го ранга (с 6 декабря 1904 года - капитан 1-го ранга) Колянковский Александр Леонтьевич. (Начало ноября 1904 года — июль 1906 года)
Понравилась статья? Ставьте лайки!
Интересно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересно и познавательно ! Спасибо !
И массы скандировали: спа-си-бо, автор, спа-си-бо!

от благодарных читателей

Подожди, ты читатель или писатель? Или ты сначала напишешь, а потом сам себе букеты преподносишь

Поэтому не надо рассказывать, что только при Сталине страна стала превращаться в великую державу.
