Арчибальд Кельман
Арчибальд Кельман Подписчиков: 695
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 7599

Как научиться играть на пианино

14 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,00 рублей за дочитывания
Зарабатывать

С чего начинать?

Разумеется, прежде чем начать играть на пианино, вам нужны какие-то теоретические знания. И я сейчас не говорю о музыкальной литературе, анализе опер или других похожих вещах: речь идет о нотной грамоте. Вам необходимо выучить, где какая нота находится (причем как на русском языке, так латинскими буквами – это называется музыкальный алфавит), как все они называются и уметь прочитать нотный стан. Начинать играть произведения рекомендуется с самых простейших, которые заключены в сборники для 1-3 классов музыкальной школы, а затем плавно повышать сложность.

Обложка одного из самоучителей игры на пианино

Что же касается самого учебника, то в продаже вы можете найти массу учебников по обучению игре на фортепиано с нуля для взрослых. Выбирайте тот, который покажется вам наиболее адекватным и удобным для восприятия: и не обязательно это будет книга, сегодня нет недостатка в обучающих материалах; вы можете смотреть видеокурсы на разных языках или записаться на онлайн-курсы конкретного преподавателя. Даже если вы выбираете бумажный учебник, никто не мешает вам пользоваться теми же видеоуроками как дополнительным пособием для получения знаний.

После того, как вы определились с учебником, вам надлежит выбрать для себя правильную мотивацию. Если мечты о том, чтобы сыграть крутое произведение, вам недостаточно, подумайте о развитии вашего слуха, а также о значительном улучшении мышечной памяти и моторики рук в целом. Не бросайте обучение при первом трудном отрывке или сложной технике исполнения: фортепиано является тем самым инструментом, где профессионализм достигается именно что упорной работой.

Обложка ещё одного самоучителя игры на пианино

Обязательно нужно развивать свой слух: без этого полноценной игры на пианино у вас не выйдет. Слушайте мелодии без вербального контента, определяйте инструменты в любимых песнях и пробуйте подпевать даже классическим произведениям, которые на самом деле являются отличным практическим пособием.

Далее стоит сказать пару слов на тему таких важных для любого музыканта вещей как ритм и темп. Все произведения подчиняются какому-то единому ритму, итальянское название которого обычно пишется справа под заголовком произведения. Для выработки в себе чувства ритма необходимо пользоваться на первых порах метрономом, а дальше вы уже сможете выстраивать темп произведения самостоятельно. Метроном можно взять как аппаратный (механический или цифровой), так и программный, в последнем случае используется соответствующее приложение.

Механический метроном Musedo M-20-BK

Наконец, последний вопрос: нужно ли самому учиться рисовать ноты на нотном стане? Ответ – желательно. Это поможет вам быстрей запомнить расположение нот, правильность написания нот той или иной длительности, а также самостоятельная прорисовка научит вас более быстрому чтению «с листа».

Как устроено пианино

Фортепиано представляет собой, по словам Википедии, «ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент». Акустических пианино бывает два основных вида: собственно фортепиано с вертикальным расположением струн на резонансной деке (так называется бронзовая или чугунная рама в «сердце» инструмента) и рояль – с горизонтальным положением струн на деке. Звук извлекается посредством нажатия на чёрную или белую клавишу: при этом действии закрепленный за отдельной клавишей молоточек ударяет по струнам, которые выдают соответствующий звук.

Интерьерное кабинетное цифровое пианино Roland F-140R-CB

Именно поэтому, кстати, используется понятие «молоточковая механика» в цифровых пианино; этим самым показывается механика инструмента, близкая к акустической; в отличие от простой механики, не имеющей с акустикой ничего общего как по звуку, так и по ощущениям.

Цифровой рояль Yamaha CLP-665GPWH

Помимо клавиатуры и деки, в пианино и рояле важную роль играют педали. Их может быть от одной до трех и каждая выполняет свою функцию. Крайняя правая педаль называется «демпферной» (damper) из-за ее механизма: по нажатию поднимаются сразу все демпферы, из-за чего струны продолжают звучать после снятия пальцев с клавиш. Крайняя левая педаль (soft) сдвигает молоточки вправо и используется для глушения (ослабления) звучания. Наконец, средняя педаль (sostenuto) используется для задержки звучания только тех струн, демпферы которых (или которой) были подняты в момент нажатия на эту педаль. Средняя педаль используется крайне редко, чаще всего используется демпферная педаль, поэтому вы найдете гнездо именно для нее на большинстве инструментов вне зависимости от ценовой категории (в случае, если вы выбираете инструмент без педалей, а только с одним-двумя гнездами для педалей).

Три педали обычного пианино

В синтезаторах и инструментах с автоаккомпанементом вы часто также можете найти гнездо для так называемой педали экспрессии: с ее помощью вы можете менять, например, значение параметра общей громкости инструмента и другие настройки, которые подробно описаны в инструкции. Если в вашем инструменте есть такое гнездо, то вы можете подобрать педаль экспрессии для него и пользоваться расширенными возможностями клавиатуры, синтезатора или кабинетного пианино.

Педаль экспрессии для клавишных Roland EV-5

Напоследок нужно рассказать немного про синтезаторы с уменьшенным размером клавиш. Вы можете найти значительную часть таких инструментов у многих производителей – и они предназначены для самых маленьких, то есть детей дошкольного возраста. Такие инструменты не стоит рассматривать в качестве полноценной замены «взрослому» инструменту и ни в коем случае не учить на таком пианино ребенка нотной грамоте, поскольку такой инструмент заведомо ставит ребенку руки неправильно. Используйте его только как игрушку для вашего ребёнка и не более. Кстати, существует и «взрослые» инструменты с уменьшенным набором клавиш – но они почти всегда являются профессиональными синтезаторами, где клавиатура нужна «поскольку постольку» и используется только как вспомогательный инструмент для сочинения музыки.


Детский синтезатор Casio SA 46

Подбор инструмента

Очень часто головной болью для многих является выбор инструмента как такового. Сейчас у вас огромный выбор: начиная с бесплатно отдаваемых акустических пианино середины ХХ века – до высококлассных современных цифровых кабинетных фортепиано или роялей (если есть для них место). Цифровые инструменты премиум-класса имеет смысл покупать только в том случае, если вы задумываетесь над тем, чтобы играть серьёзные произведения.

Акустическое фортепиано C.Bechstein

Помимо такого выбора, многие новички часто ошибочно думают о том, что достаточно купить самую дешевую MIDI-клавиатуру и практиковаться на ней. Это крайне нежелательно делать, поскольку механика таких клавиатур не имеет ничего общего с реальным инструментом и может очень сильно подпортить вам впечатления от игры, ощущения и звучание в целом. Единственный вариант, который здесь уместен – MIDI-клавиатуры с 76 или 88 клавишами и (обязательно) молоточковой механикой, а также как минимум одним гнездом для подключения демпферной педали (смотрите выше рассказ про педали). Играть на простых MIDI-клавиатурах уместно тогда, когда вы полностью выучились на «фортепианной» клавиатуре с молоточковой механикой.

Профессиональная MIDI-клавиатура Arturia KeyLab 88 с 88 взвешенными клавишами и молоточковой механикой

К переносным пианино часто в комплекте отдельно идет блок со всеми тремя педалями, подключаемый через один кабель: в этом случае конкретный блок идет для конкретной модели цифрового инструмента. Также часто бывает, что к переносному фортепиано отдельно (в качестве аксессуара за дополнительную плату) идет стойка, которая превращает переносной инструмент в кабинетный. К ней также обычно можно добавить выносной блок с тремя педалями, который и закрепляется в специальной нише стойки.

Интерьерное цифровое пианино Yamaha CVP-705PE

Нужно иметь в виду, что все инструменты с молоточковой механикой идут с полноразмерной 76-или 88-клавишной клавиатурой. Также у них отличается чувствительность и реакция на силу нажатия, которая часто бывает настраиваемой.

Функции цифровых инструментов

Среди дополнительных и приятных опций переносных или отдельно стоящих пианино вы можете найти возможность подключения двух пар наушников (например, для игры в 4 руки или для занятий учителя с учеником), встроенную двух-или трёхполосную аудиосистему с динамиками, функцию «игры с симфоническим оркестром», а также технологии демпферного и струнного резонанса для моделирования более реалистичной игры. Почти у всех инструментов есть функция разделения клавиатуры, которая позволит вам играть двумя или более инструментами на одной клавиатуре. Также у всех есть встроенный метроном (что очень полезно при обучении) и возможность транспонирования октав (например, для игры в другой тональности на тех же нотах).

Интерьерное цифровое пианино Casio PX-770WE

Также большинство инструментов допускают запись вашей игры в формате WAV на USB-накопитель и в стандартный MIDI-файл для воспроизведения на любом совместимом устройстве. В современных цифровых инструментах запись в MIDI могут производить все пианино, а в WAV – все инструменты средней и высокой ценовых категорий.

Автоаккомпанемент

Также многие часто смотрят на наличие функции автоматического аккомпанемента, которая позволяет играть в сопровождении других инструментов. Для обучения данная функция не несёт ничего хорошего, поскольку будет отвлекать от практики и изучения нотной грамоты. Смысл использовать данную функцию есть только тогда, когда вы уже будете в состоянии играть по нотам уверенно, сможете разнообразить своё исполнение и придать ему яркости.

Синтезатор с автоаккомпанементом Casio CTK 6000

Но следует отличать инструменты с автоаккомпанементом от профессиональных синтезаторов: последние намного сложнее в освоении, и выбирать такие инструменты рекомендуется только тем людям, которые чётко представляют себе, с чем они будут иметь дело.


Посадка

Бытует мнение, что для правильной посадки вам необходима банкетка с регулировкой высоты или табурет (с положенными на него книжками или сам по себе). На самом деле, никто не запрещает вам практиковаться на стуле: его спинка поможет вам и сидеть за инструментом прямо, и не напрягать при этом спину. Конечно, для красивой позы на концерте банкетка является необходимостью; но дома вам никто не запрещает сидеть так, как вам действительно удобно.

Банкетка для пианино NordFolk NAP-5100 Rosewood

Очень часто, кстати, банкетки продаются именно в той цветовой гамме и том дизайне, что и сам инструмент; более того, такие банкетки идут к конкретному пианино в качестве дополнительного аксессуара.

Также посадка влияет на правильность постановки рук на фортепиано: они должны немного возвышаться над клавишами. Если стул мешает вам правильно ставить руки, смените его на банкетку или табурет: рукам ничто не должно мешать.

И, конечно, не надо забывать о длине ногтей: слишком длинные ногти мешают игре, и к тому же их можно сломать, особенно если палец случайно попадет между клавиш.

Практика

Очень распространенный вопрос: а сколько раз в неделю нужно практиковаться? Я на него ответим, что каждый день. Практика, безусловно, необходима регулярная (хотя бы 15 минут в день). Конечно, если вы не собираетесь становиться известным пианистом, то по три часа в день практиковаться не имеет смысла. Более того, когда уйдет эффект новизны, вам будет достаточно сложно уговорить себя высидеть хотя бы час.

Единственная вещь, которую действительно нужно играть каждый день – это гаммы. Они помогают вам приобрести хорошую технику и легко выучить все тональности, чтобы не путать ля-мажор с ми-минором. Для оттачивания техники лучшей рекомендацией будут этюды Ханона (Ганона): более высокотехничных вещей трудно себе представить. Произведения Ханона предлагает со многими своими инструментами компания Yamaha: они зашиты во внутреннюю память инструмента.

Итоги

Я кратко рассмотрел основные моменты, которые являются важными для взрослых людей, решивших научиться играть на фортепиано. И здесь нет каких-то более или менее важных моментов: важны они все. Начиная с изучения нотной грамоты и выбора правильного инструмента для себя – и заканчивая советами по правильной посадке и технике исполнения.

Автор этой статьи является человеком с стажем игры на фортепиано более 30 лет, поэтому вы можете быть уверены в том, что все данные в статье советы подкреплены личным опытом как самого автора, так и его знакомых разных возрастов, близких к миру фортепианной музыки.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Премьера песни "Миша"

Студия «Мытый микрофон» представляет премьеру песни «Миша» исполняет группа «Погода на завтра». Ребята говорят о себе: Группа «Погода на завтра» - Легенды Некачественного Рока.🎸
01:17
Поделитесь этим видео

Сломанные крылья надежды!

Творчество похоже на хрупкую ракушку, выброшенную штормом на пустынный берег. Она звенит, если приложить сердце, но прохожие спешат дальше. И всё-таки автор, обнажённый сомнениями, поднимает ракушку снова,...
01:00
Поделитесь этим видео

Лунный вояж: Где свет встречается с тенью! Новый трек!

Представь, бро! Ты стоишь на Луне. Серьезно! Под ногами – серый, пыльный грунт, а над головой – чёрное небо, усыпанное миллионами звёзд. Земля висит вдали, маленькая и синяя, как драгоценный шарик. Круто, да?
04:00
Поделитесь этим видео

Вера Лотар-Шевченко: Пианистка, игравшая Баха на фанерной клавиатуре в ГУЛАГе

История Веры Лотар-Шевченко — это невероятная сага о всепобеждающей силе искусства. От ослепительной славы на лучших сценах мира до лагерей ГУЛАГа, где она играла концерты на вырезанной из фанеры клавиатуре,...

Благое в судьбе: дорога света!

Судьба редко стелет ковер, но её шершавые камни с землёй, учат нас танцевать босиком, ощущая теплоту земли. В откровенной тишине, мне шепчет вера: шагай дальше, неся в ладонях зыбкое пламя надежды.
01:01
Поделитесь этим видео

Танцуют бабочки в животе...

Ой, да, точно! Это чувство, когда мир вокруг словно окрашивается в новые, яркие цвета, а каждый звук кажется прекрасным. Сердце действительно трепещет, как от лёгкого ветерка, а в животе порхают бабочки.
01:01
Поделитесь этим видео

Рычи, мечтай, включай, кайфуй, наслаждайся!

Мишутка догнал ревущий мотор, а ты догоняй вдохновение: новый альбом Андрея Шевченко «Мечтатель» взрывает колонки, превращая повседневность в сказку из звуков, смелых ритмов и искренних историй.
00:39
Поделитесь этим видео

Четвероногая пианистка Ирма

Жестокий наш мир далек от идеала. Можно ли что-то изменить, добавить в него гармонию? Музыка проникает в душу, очищает ее и завораживает волшебными звуками…
00:12
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы