Изобразительное искусство

5 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сияющая Мадонна (Мастер жития Марии, 1460—1480 годы)

Изображение Жены, облечённой в солнце, является традиционным сюжетом средневековых миниатюр иллюминированных Апокалипсисов. В них изображаются как отдельные сцены, описанные апостолом Иоанном (явление Жены; дракон, пытающийся пожрать её младенца; бегство Жены), так и сложные композиции с изображением одновременно нескольких сцен. Гравюры на данный сюжет для своих циклов иллюстраций Библии создали Альбрехт Дюрер и Густав Доре.

Иоанн Богослов на Патмосе (Иероним Босх, 1504—1505 годы)

В классической живописи традиционным является сцена явления Жены Иоанну Богослову. Работы с таким сюжетом создали Ганс Мемлинг, Иероним Босх, Мартин Жаффнер, Эль Греко, Диего Веласкес и другие. В них образ Жены не занимает центральное место, она изображается небольшой фигурой в небесах, как видение апостола. Наиболее известной картиной на данный сюжет является полотно Рубенса «Дева в образе Жены Апокалипсиса» (англ. The Virgin as the Woman of the Apocalypse, 1623—1624).[25] На нём в центре помещена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, слева от неё архангел Михаил с ангелами побивает сатану в образе красного дракона; в облаках полуфигура Бога Отца, который направляет к Марии ангелов, которые подают ей орлиные крылья.

Иоанн Богослов и Жена, облечённая в солнце (Виллиам де Паннемекер, середина XVI века)

Поскольку для западной церкви была характерна трактовка образа Жены как Богородицы, то появился её отдельный иконографический тип, где Дева Мария в короне помещена в лучезарную солнечную мандорлу, на её руках младенец Иисус, а под ногами серп луны. Особо это проявилось в немецком искусстве, где к XV веку возник тип «Сияющих Мадонн» (нем. Strahlende Madonnen).[26] В большинстве своём это были скульптурные изображения, которые помещали на люстрах, висящих над алтарём. Также изображения Жены стали воспроизводиться в гравюрах, миниатюрах и на витражных стеклах. Из Германии данный иконографический тип получил широкое распространение в польском искусстве, а откуда в XVII веке через Украину, Белоруссию и Литву появился и в России (о примерах таких изображений в русской иконописи см. ниже).[27]

Великий Красный Дракон и Жена, облачённая в Солнце (Уильям Блэйк, 1805—1810 годы)

Луна под ногами Жены вошла в иконографический тип «Иммакулата» — аллегорическое изображение Непорочного зачатия Девы Марии, в котором Мадонна изображается парящей в небесах на полумесяце. Одной из наиболее известных западных икон такого типа является Дева Мария Гваделупская. Как полагают современные исследователи, широкое почитание этого образа в Мексике связано с древними представлениями о богине Коатликуэ, атрибутами которой также были звёзды и луна[28].

Подробнее ➤

Понравилась публикация?

Проголосовали: 0

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
Подписаться
Донаты ₽

Роковой дар Репина. Как шутка о «смертельных портретах» стала реальностью

Набрела сегодня в интернете на картины Репина. Захотелось поделиться, возможно, известной историей о нём. В художественных кругах начала XX века ходила тревожная шутка о необъяснимой закономерности.

В 1980-х Рикардо Бофилл построил во Франции жилой комплекс Les Espaces d’Abraxas, стиль которого определил как «современный классицизм».

Les Espaces d’Abraxas: творение Рикардо Бофилла и его современный классицизмВ 1980-х годах во Франции появился уникальный жилой комплекс под названием Les Espaces d’Abraxas,