История понятия невменяемости - взгляд с Киевской Руси

На Руси
Еще в правовых актах Киевской Руси отражалось мистически-сакральное отношение к патологическому поведению индивидов. Новоуказанные статьи к Соборному уложению царя Алексея Михайловича (1649 г.) о причинении смерти лицу представляли собой первый пример рассмотрения вопросов о невменяемости или вменяемости обвиняемого, который совершил противоправное деяние. В ст. 79 Уложения говорилось: «Аще седьми лет отрок или бесный убьет, невиновен есть в смерти» . В Своде законов уголовных (1832 г.) мы видим следующее положение – «преступление, учиненное в безумии и сумасшествии, не вменяется в вину» (ст. 136) . Этот тезис уже имел отношение ко всем категориям преступлений, а не только против жизни. Понятие невменяемость в том виде, в котором мы имеем дело с ним на данном этапе, стало формироваться в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) – «преступления, совершенного безумным от рождения или сумасшедшим» в вину не ставить, если это лицо по своему состоянию в тот момент не могло иметь понятия о противозаконности и самом свойстве деяния (ч. 3 ст. 92, ст. 95) . Законодатель указывал в качестве признаков невменяемости следующие: глухонемота, которая является физическим недостатком и ведет к неполноценному развитию умственных способностей, малолетство, которое рассматривалось в качестве психического недоразвития, беспамятство, потеря рассудка и некоторые другие психические заболевания (ст.93-97).
Российская Империя
По Уголовному уложению 1903 г. не считалось виновным деяние, совершенное лицом, не осознающим суть и значение собственных действий или не способное руководить своими поступками по причине болезненного расстройства душевной деятельности или бессознательного состояния либо умственного недоразвития от телесного недостатка или болезни (ст. 39) . Именно тогда положение о невменяемости приобрело вид совокупности, сочетающей психологический (юридический) и медицинский критерии. На этом этапе произошел отказ от метафизического критерия «свобода воли», который был выработан философской школой индетерминизма. В каждом деянии проявляется индивидуальная воля, она является неотъемлемой частью самого субъекта. Вменяемость – одно из состояний субъекта, которое Н.С. Таганцев считает равным понятию дееспособность.
СССР
Советское законодательство отказалось оперировать такими уголовно-правовыми категориями как «невменяемость» и «вина», считая их религиозными пережитками. Однако, судебная практика нуждалась в равносильной замене этих понятий. Декреты предусматривали уголовную ответственность за конкретные составы преступлений. Невменяемость рассматривалась как одно из опасных состояний, которое требовало применения меры социальной защиты медицинского характера, независимо от степени тяжести совершенного правонарушения.
Настоящее российское уголовное законодательство и доктрина уголовного права определяют следующее: лицо, находящееся в состоянии невменяемости при совершении им общественно опасного деяния, не несет уголовной ответственности и наказания, и к такому лицу могут быть применены лишь принудительные меры медицинского характера. Эти положения были отражены еще в уголовном законодательстве советского периода, начиная с первого акта, в котором разрешались вопросы Общей части уголовного права. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, которые были приняты в 1919 г. в статье 14 освещают данный вопрос так – «суду и наказанию не подлежат лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не отдавали себе отчета в своих действиях» . Эти суждения повторяются в ст. 17 УК РСФСР 1922 г. . Но исследовав эволюцию доктрины российского уголовного права, мы можем отметить, что критерии института невменяемости не оставались неизменными.

Более развернутая формула невменяемости была приведена в ст. 7 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. . В ней мы находим утверждение, что меры медицинского характера следует применять к лицам, которые совершили преступления в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности или в таком болезненном состоянии, когда они не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими. Эта концепция повторялась и в ст. 11 УК РСФСР 1926 г. Принятые в 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик имеют уже более развернутую характеристику понятия невменяемости. В ст. 11 Основ указывается, что «не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния» . Эта формула невменяемости была воспринята статьей 11 УК РСФСР 1960 г.
Современная Россия
При сравнении приведенных формул невменяемости наиболее совершенной представляется формула Уголовного кодекса РФ 1996 г. В первую очередь, это относится к критериям невменяемости, которые определяют ее сущность. Мы имеем в виду самую точную и понятную формулировку: «фактический характер и общественная опасность своих действий (бездействия)». Медицинская трактовка также претерпела изменения и представляется более корректной: устаревшее понятие «душевная болезнь» заменено на современное и принятое международным стандартом понятием «психическое расстройство».Понравилась статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо